Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Молодой Салтыков получил прекрасное образование. Он окончил Дворянский институт в Москве, а потом Царскосельский лицей и был зачислен чиновником на службу в военное ведомство.

Уже во время учебы в лицее юноша приобщился к чтению статей Белинского, а по окончании его примкнул к кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В 1847 г. была опубликована повесть Салтыкова "Противоречия", а в 1848 г. — повесть "Запутанное дело". Оба произведения были созданы в духе "натуральной школы". Напуганные Французской революцией, власти арестовали автора этих повестей за "вредное направление" и отправили в ссылку в Вятку. Там он прожил семь лет, служа чиновником губернского правления. Художественным итогом этого периода можно считать цикл "Губернские очерки", опубликованный под псевдонимом "Н. Щедрин", ставшим отныне писательским именем М.Е. Салтыкова. После изгнания он возвращается в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел. Затем его назначают рязанским и тверским вице-губернатором. В 1864—1868 гг. он является председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Административная служба дает ему богатый материал для написания произведений.

В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869—1870). В книге нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но нельзя буквально понимать временные рамки книги, указанные автором: 1731—1826 гг. Речь в ней идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образа отечественной истории. Одним из приемов создания такого образа является анахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой. В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе над книгой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй — описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова. Жизнеописания градоначальников открывает портрет Брудастого, который произносил всего два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом всей истории Глупова. Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали гротеск и сатирическая фантастика. Эти приемы помогают Щедрину поставить точный диагноз многих социальных болезней. В книге дан сатирический портрет деспотического режима, который держится на определенных свойствах народа, воплотивших слабые стороны народного миросозерцания. В их числе Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое терпение и слепую веру в верховную власть. Такое изображение давало повод некоторым критикам упрекать Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему отношении, но они не поняли, что это диктуется не только глубокой любовью к народу и сочувствием его положению, но и трезвой оценкой социально-исторической ситуации. Жестокий и беспощадный смех в "Истории одного города" имеет очистительный смысл.

В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Головлевы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды относительно особенностей жанра романа и задач современного романа. Писатель считал, что классический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. В романе изображен распад буржуазной семьи. Этот процесс сатирик считал симптомом серьезной общественной болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают патриархальных дворян Ростовых. Это люди с совершенно иной психологией. Щедрин сосредоточивает внимание не на материальном разорении дворянской семьи (напротив, его Головлевы прекрасно приспособились к современным условиям и разбогатели), а на процессе духовного опустошения своих персонажей.

Итоговым произведением писателя принято считать "Сказки". Над этой книгой Щедрин работал в 1882—1886 гг. В ней нашли отражение все главные сатирические темы его творчества. В основе сатирической фантазии "Сказок" лежат народные сказки о животных. Щедрин не только заимствует в фольклоре готовые образы, но и развивает заложенное в них сатирическое начало. Как к испытанному средству прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно условно разделить на четыре группы: сатира на правящие круги, сатира на либеральных интеллигентов, сказки о народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.

К первой группе относятся сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках "Карась-идеалист" и "Самоотверженный заяц".

Горькой иронией пронизана "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". В "Повести" мужик предстает как первоисточник и основа жизни. Он находчив, трудолюбив, ловок, но в то же время привык к повиновению. Гротескным становится образ мужика, вьющего веревку, которой генералы привязывают его, чтобы не сбежал.

В "Сказках" Щедрина звучит сочувствие к бесправному и страдающему народу и вместе с тем осуждение его покорности, гражданской пассивности и политической наивности.

26 Город Калинов в «Грозе» и его нравы. Домострой Кабанихи.

Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.

«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве».

Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».

В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.

Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.

Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.

Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.

В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.

В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.

Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.

Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.

Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

Жизнь и творчество Чехова

А.П. Чехов родился в Таганроге в семье купца третьей гильдии Павла Георгиевича Чехова, о чем записано в метрической книге Таганрогской соборной церкви: «1860 года месяца Генваря 17-го дня рожден, а 27-го крещен Антоний; родители его: таганрогский купец третьей гильдии Павел Георгиевич Чехов и законная жена его Евгения Яковлевна».

Воспитание в семье, по воспоминаниям А.П. Чехова и его братьев, было строгим. Юный писатель учился в классической гимназии, вместе с четырьмя братьями и сестрой помогал отцу в бакалейной торговле и пел в церковном хоре, организованном отцом. В лавке, по мнению отца, нужен был хозяйский глаз, и Антон, как самый добросовестный из детей, чаще других оказывался в этой роли; перед ним проходила живая галерея человеческих типов, характеров, речений... Сидение в лавке дало ему раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была своеобразным клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков.

В 1876 году отец разорился, бежал от кредиторов в Москву, где поселился с семьей. Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Зарабатывал на жизнь сам, давал уроки, даже посылал деньги семье в Москву. Еще учась в Таганрогской гимназии, написал драму «Безотцовщина», водевиль «О чем курица пела», много коротких шуточных произведений.

В 1879–1884 годах Антон Чехов — студент медицинского факультета Московского университета. Одновременно начинающий писатель-юморист публикует свои короткие пародии, сценки, шутки в юмориcтических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» под различными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата, Пурселепетантов). В 1884 году выходит первая книга рассказов Чехова «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890).

Признание российской критики (в отличие от читателей) пришло к Чехову не сразу. В. В. Розанов с присущей ему образностью и оригинальностью об этом писал: «Оглянулась гордая литература на него, взором назад и вниз: — Это еще что такое?.. Бедный “Антоша Чехонте” съежился..., почти не смея выйти в большую литературу, где сидели люди с такими бородами... (Толстой, Достоевский, Тургенев. — В. К.) Как ассирийские боги. Почти до смерти Чехова продолжалось это недоумение». И тем не менее через несколько лет после писательского дебюта, в 1887 году, за сборник рассказов «В сумерках» молодому Чехову была присуждена Пушкинская премия Академии наук. Это было и признанием автора, и признанием жанра, в котором он создавал свои произведения.

В 1884 году, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.

В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу. Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». Позднее в книге «Остров Сахалин» (1893–1894) Чехов выступил как исследователь народной жизни, протекающей в условиях каторги и ссылки. С тех пор творчество писателя, как он сам говорил, было все «просахалинено». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6» (оба 1892). Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В Мелихово были написаны «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

В 1898 году Чехов переехал в Ялту, где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л.Н. Толстой, М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, художник И.И. Левитан.

Не понятая актерами и зрителями, в 1896 году потерпела провал его пьеса «Чайка», но уже через два года, в 1898 году, в постановке молодого Московского художественного театра эта пьеса имела триумфальный успех и стала символом нового театра. Там же были поставлены пьесы «Дядя Ваня» (1898), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904), которые с тех пор не сходят со сцен театров всего мира.

В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В.Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.

В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О.Л. Книппер.

В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию. Здесь он скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Наши рекомендации