Методы психологического воздействия.
Психологическая наука свое практическое назначение реализует, прежде всего, в методах воздействия.
Изучив личность или группу с помощью методов сбора информации, следующей задачей выступает выбор уместных и эффективных методов воздействия на данную личность или группу, а также умелое и корректное их использование. При этом важно всегда руководствоваться одним из главных принципов психологической практики - «Не навреди!».
С большой долей условности все многообразие методов воздействия можно свести к трем основным: метод предъявления моделей, дискуссия, тренинг.
Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Метод имеет две плоскости в применении: личный пример руководителя / специалиста, предъявление в качестве образцов поведения других людей. Второй вариант метода предполагает также использование различных персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы, сказок, притч, анекдотов и др.
Благодаря своей образности и эмоциональной насыщенности они выступают в качестве достаточно сильных средств воздействия. Эмоциональное заражение - процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода психических состояний -азарта, радости, тревоги, воодушевления, экстаза, отваги, которые неосознанно воспроизводятся в ситуациях взаимодействия. На основе эмоционального заражения возникает, как правило, подражание копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование также основывается на механизме идентификации, когда человека хочет быть похожим на того, кто является авторитетным для него. Собственная идентичность (самосознание) наиболее активно строится в подростковый и юношеский период, и у развивающейся личности данный процесс продолжается на протяжении всего жизненного пути. Внушение - воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется как посредством вербальных, так и невербальных средств Особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, а к ее готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые действия. Внушаемость человека зависитотуровня развития его сознания и самосознания.
Дискуссия - обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Существуют определенные правила для проведения эффективных дискуссий (говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказаться каждому участнику-дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе). Преобладающим механизмом воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на суждения собеседника силой логических доказательств. Основными правилами в эффективном использовании убеждения являются: искреннее желание понять собеседника, демонстрация своего понимания собеседнику, уважение его личности, логичность в построении своих доводов.
Тренинг - метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Три вида тренинга: функциональный (развитие основных психических функций и процессов - памяти, внимания, мышления, воли); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции, релаксации); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг социально-психологической сензитивности и др.). В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика, предоставляется участниками группы друг другу обратная связь.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Каковы методология, принципы и методы психологии?
2. Какие основные методы сбора психологической информации вам известны?
Охарактеризуйте их.
3. Какими средствами возможно оказание психологического воздействия?
Дайте характеристику основных методов воздействия.
Вопросы для обсуждения и размышления
\. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии - биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд,
включает в себя понятие «психологическая картина мира»? ? Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности саремиться к точности, доказательности, объективности получаемых знаний?
Как бы вы пояснили словосочетание «точность психологического
исследования»? } В настоящее время в психологии насчитывается более 15 тысяч
психодиагностических методов. Однако, если даже все их применить к
отдельному человеку, мы вряд ли получим полную и ясную картину,
позволяющую дачъ всестороннюю оценку личности. Как вы думаете.
почему'? 4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться
руководителем и / или специалистом в сфере экономики и в каких целях?