Причины возникновения внутриличностного конфликта

Некоторые факторы, влияющие на возникновение внутриличностного конфликта рассмотрены в предыдущем издании [1, с. 31-33]. Ниже приведено их дополнение.

Нарушение самооценки. Отечественные психологи из ряда причин выделяют нарушение у индивида самооценки за счет повышения уровня притязаний относительно уровня достижений. Такие индивиды выражают недовольство собой и достигнутым, что толкает их к поиску способов коррекции сложившегося положения. Наличные достижения не позволяют субъекту иметь желаемый потенциал самооценки, поэтому индивид совершает попытку усилить этот потенциал, реализуя успех на значимо высоком уровне. Но при этом индивиды в состоянии внутриличностного конфликта по обыкновению слишком завышают целеуказание, тем самым помещая себя в зону задач, реально превышающих их возможности.

Подобные акты целеполагания окрашены эмоциональным дискомфортом и ситуативной тревожностью, т.к. человек сознает возможность неудачи или ощущает риск. Стремясь к достижению успеха на субъективно престижном уровне, индивид ставит себя в ситуацию, когда неудача не только вероятна, но и ожидаема. Но дело осложняется тем, что, избирая таким образом цели, субъект оказывается крайне чувствительным к отрицательному исходу действия, по существу отказывая себе в праве на ошибку. Все это создает сильное аффективное напряжение, что и продуцирует подъем тревожности и не только. У таких лиц фиксируются снижение толерантности, фрустрированность, появление или усиление агрессии, имеющей подавленную форму, признаки зависимости в межличностных отношениях, вплоть до элементов конформизма.

Генетические причины. Многие психологи считают, что внутренний конфликт вызван трудностями, появляющимися у ребенка в стадиях созревания его «Я». При этом содержание стадий понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может явиться причиной появления страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих. Отсутствие инициативности, берущее начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной появления страха перед новыми ситуациями и самостоятельными действиями.

Однако различные нарушения в развитии ребенка могут быть компенсированы при адекватной помощи со стороны взрослых. В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды. То есть содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усугубляют внутренние трудности ребенка.

Экзистенциальные причины. Известный психолог Виктор Франкл [2] отмечает факт естественной склонности человека наполнять мир собой, считать окружающий мир подобным себе, а не себя подобным миру. За этим кроется фундаментальное право человека определять причины событий исходя из собственных потребностей и делать из этого ценность. Этот факт можно проиллюстрировать анимистичным мировоззрением древних обществ (оживотворение природы), антропоморфизацией божеств (боги такие же, как люди, только совершенные).

В настоящее время происходит постепенный поворот, продолжающий совершаться в сознании человека, от схемы «мир, как я» к схеме «я, как мир». Определяя «мир, как я» человек наполняет его собой, определяя «себя, как мир», человек растворяется в нем, что, в конечном итоге, приведет к потере сознания, к состоянию, аналогичному тому, что было до первичного выделения «Я» из мира.

Наступление на человеческое, его выдворение из мира ведется «по всем фронтам». Развитие науки привело к ситуации, когда перед громадой новых данных, нарастающей в различных отраслях знания, человеческий разум выглядит беспомощным, не способным ни к синтезированию, ни к хранению нужного объема информации. Люди уже примирились с превосходством техногенного интеллекта, привыкли рассматривать свои эмоции как нечто химическое и управляемое с помощью фармакологии, расстались с идеей Бога, предпочитая ей для объяснения реальности туманные образы «матрицы» или «цивилизации», «государства», «общественных интересов», отдали ей во владение смысл, ценность и потребность.

Резюмируя сказанное, можно констатировать следующее: мир оказывает на индивидуальность человека давление, заказывая под себя наиболее удобный тип, превращая человека в «штамповку», универсального солдатика, не способного на высокие чувства, противостояние системе или творчество. Подлинные жизненные ценности человека заменяются эрзац-потребностями, маскирующими «ничто» человека перед миром под «нечто» (государство, цивилизация, прогресс). Происходит отчуждение человека, при котором маскируется сам конфликтный разрыв внутри человека, устраняя человеческое в самом человеке.

Наши рекомендации