Самостоятельная работа по теме. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО)
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО)
Вам будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей вашего самочувствия, поведения, характера. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы отвечаете на вопрос «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если вы выбрали ответ «Нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Если у вас возникнут вопросы - поднимите руку.
1. Бывает, что я сержусь.
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
4. Судьба определенно не справедлива ко мне.
5. Запоры у меня бывают редко.
6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
9. Считаю, что, если кто-то причинил мне зло, я должен ему ответить тем же.
10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
12. У меня бывают очень странные и необычные переживания.
13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
15. Иногда у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
18. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.
19. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
20. Голова у меня болит часто.
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
26. Я человек общительный.
27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
30. У меня мало уверенности в себе.
31. Иногда я говорю неправду.
32. Обычно я считаю, что жизнь - стоящая штука.
33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
36. Иногда я сильно испытываю желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
37. Самая трудная борьба для меня - это борьба с самим собой.
38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
41. Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже плохое.
42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (не быстрее и не медленнее), нет ни хрипоты, ни невнятности.
45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и большинства моих знакомых.
46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
47. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
49. В детстве у меня была такая компания, где все старались стоять друг за друга.
50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
52. Обычно я засыпаю спокойно, и меня не тревожат никакие мысли.
53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
55. Сейчас масса моего тела постоянная (я не худею и не полнею).
56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
57. Я легко могу заплакать.
58. Я мало устаю.
59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
60. С моим рассудком творится что-то неладное.
61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
63. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
65. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.
69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
70. Думаю, что я человек обреченный.
71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-либо или где-нибудь, например в магазине.
72. Я злоупотреблял спиртными напитками.
73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.
74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где хочется, а не там, где положено.
79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывали.
82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
83. Кто-то управляет моими мыслями.
84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
87. Я вполне уверен в себе.
88. Никому не доверять - самое безопасное.
89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
91. Мне легко заставить других людей бояться меня и иногда я это делаю ради забавы.
92. В игре я предпочитаю выигрывать.
93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
95. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
96. Счастливее всего я бываю, когда остаюсь один.
97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
99. Я очень редко заговариваю с людьми первым.
100. У меня никогда не было столкновений с законом.
101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей - это как бы придает мне вес в собственных глазах.
102. Иногда, без всякой причины, у меня вдруг наступают периоды необычной веселости.
103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что это у меня плохо получается.
107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
109. Как правило, мне не везет.
110. Меня легко привести в замешательство.
111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми никак не могу справиться.
113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
114. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
115. Мне кажется, что меня никто не понимает.
116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
117. Я легко теряю терпение с людьми.
118. Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.
119. Часто мне хочется умереть.
120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.
121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
124. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
126. В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
130. Я часто обращаюсь к людям за советом.
131. Часто, даже тогда, когда для меня складывается все хорошо, я чувствую, что для меня все безразлично.
132. Меня довольно трудно вывести из себя.
133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
134. Обычно я спокоен, и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
135. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
143. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет мне бывать среди людей.
145. Можно простить людям нарушение тех правил, которые они считают неразумными.
146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
148. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
149. Если дело идет у меня плохо, то мне сразу хочется все бросить.
150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него.
153. Я человек нервный и легко и возбудимый.
154. Все у меня получается плохо, не так как надо.
155. Будущее мне кажется безнадежным.
156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне непоколебимым.
157. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.
158. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
161. Меня очень раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи.
162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы любви.
163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я могу легко отказаться от своих намерений.
164. Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни все, что могут.
165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.
Регистрационный бланк.
ПР | КП | МН | ЛАП | |||||||||||||||||||||||
Баллы Стэны | ||||||||||||||||||||||||||
L | F | K | Hs | D | Hy | Pd | Mf | Pa | Pt | Sc | Ma | Si | ||||||||||||||
Баллы Стэны | ||||||||||||||||||||||||||
Обработку результатов проводят по четырем «ключам», соответствующих шкалам: «достоверность», «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность», «личностный адаптивный потенциал». На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с «ключом». Каждое совпадение с «ключом» оценивается в один «сырой» балл.
Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае, если общее количество «сырых» баллов превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления тестируемого соответствовать социально желаемому типу личности.
При массовом обследовании, а также при дефиците времени, процесс определения социально-психологической адаптации тестируемых может быть ускорен. Для этого достаточно иметь два «ключа» - для шкалы достоверности и шкалы личностного адаптивного потенциала. Шкала ЛАП является шкалой более высокого уровня. Она включает в себя шкалы «поведенческая регуляцию», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность» и дает представление в целом об адаптивных возможностях личности, но не позволяет получить дополнительную информацию о психологических особенностях обследуемых.
Ключ.
Наименование шкалы | Номера вопросов с ответом «Да» | Номера вопросов с ответом «Нет» |
Достоверность (Д) | 1,10,19,31,51, 69,78,92,101, 116,128,138,148 | |
Личностный адаптивный потенциал (ЛАП) | 4,6,7,8,9,11,12,14,15,16,17,18,20,21,22,24,27 28,29,30,33,36,37,39,40,41,42,43,46,47,50, 56,57,59,60,61,63,64,65,67,68,70,71,72,73, 77,79,80,81,82,83,84,86,88,89,90,91,93,94,95 96,98,99,102,103,104,106,108,109,110,111, 112,113,114,115,117,118,119,120,121,122, 123,124,125,126,127,129,131,133,135,136,137, 139,141,142,143,145,146,149,150,151,152, 153,154,155,156,157,158,161,162,164,165. | 2,3,5,13,23,25,26,32,34,35,38,44, 45,48,49,52,53, 54,55,58,62,66, 74,75,76,85,87,97, 100,105,107,130,132,134,140, 144,147,159,160,163 |
Поведенческая регуляция (ПР) | 4,6,7,8,11,12,15,16,17,18,20,21,28,29,30,37, 39,40,41,47,57,60,63,65,67,68,70,71,73, 80,82,83,84,86,89,94,95,96,98,102,103,108, 109,110,111,112,113,115,117,118,119,120, 122,123,124,127,129,131,135,136,137,139,143, 146,149,153,154,155,156,157,158,161,162 | 2,3,5,23,25,32, 38,44,45,49,52, 53,54,55,58,62, 66,75,87,105, 132,134,140 |
Коммуникатив-ный потенциал (КП) | 9,24,27,33,43,46,61,64,81,88,90,99,104,106, 114,121,126,133,142,151,152 | 26,34,35,48,74, 85,107,130,144,147,159 |
Моральная нормативность (МН) | 14,22,36,42,50,56,59,72,77,79,91,93,125,141, 145,150,164,165 | 13,76,97,100,160,163 |
Перевод в стены результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность».
Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом | Стэны | Категория | |||
ЛАП | ПР | КП | МН | ||
62-> | 46-> | 27-31 | 18-> | IV | |
51-16 | 38-45 | 22-26 | 15-17 | IV | |
40-50 | 30-37 | 17-21 | 12-14 | III | |
33-39 | 22-29 | 13-16 | 10-11 | III | |
28-32 | 16-21 | 10-12 | 7-9 | II | |
22-27 | 13-15 | 7-9 | 5-6 | II | |
16-21 | 9-12 | 5-6 | 3-4 | I | |
11-15 | 6-8 | 3-4 | I | ||
6-10 | 4-5 | 1-2 | I | ||
1-5 | 0-3 | I |
Интерпретация адаптивных способностей по шкале методики «Адаптивность».
Уровень адаптивных способностей (стэны) | Интерпретация |
5-10 | Группа высокой и нормальной адаптации. Лица этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. |
3-4 | Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. |
1-2 | Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра). |
Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность».
Наименование шкалы | Уровень развития качеств | |
Ниже среднего (1-3 стена) | Выше среднего (7-10 стенов) | |
ПР | Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. | Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. |
КП | Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. | Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен. |
МН | Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. | Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. |
Ключ к базовым шкалам ММРI (СМИЛ) в методике МЛО «Адаптивность» (шкалы 1-го уровня).
Шкала | «Да» | «Нет» |
L | 1,10,31,69,78,92,101,116, 128 ,148 | |
F | 4,8,11,18,20,22,37,41,47,60,72,82,84,86,91,96,98,103, 115,153 | 2,25,43,44,53 |
K | 15,46,48,64,73,90,102,151 | |
Hs | 17,67 | 2,3,5,23,38,53,55,58,62,75,93 |
D | 16,17,30,39,46 | 5,14,23,26,27,32,34,50,52,53,54,55,67,68,77,102 |
Hy | 11,17,20,21,28,65,67 | 2,3,23,33,38,42,45,48,53,58, 61,62,64,75,88,90,95,97 |
Pd | 6,8,11,12,14,41,42,56,72,81,82,91,114 | 13,35,45,48,55,79,90,97,100,102 |
Mf | 63,66,73 | 9,43,50,74,86,87 |
Pa | 4,7,8,10,18,39,43,46,48,104,125,150,152 | 33,42,84,137,145,155 |
Pt | 7,10,11,16,28,30,37,41 | 2,52,67,73,80,88,103,104,110,117,120,122,123 |
Sc | 4,6,7,8,10,11,12,14,16,21,24,36,39,56,60,63,70,80,89,98, 103,105,106,108,111,119,123,124 | 13,38,44,66,107 |
Ma | 6,7,27,36,42,49,56,59,76,77,80,89,90,93,95 | 40,43,64,96 |
Si | 64,85,126,160,163 | 12,49,74,90,144,147,159 |
Шкала перевода «сырых» баллов в стандартные Т-единицы.
Тбаллы | L | F | K | Hs | D | Hy | Pd | Mf | Pa | Pt | Sc | Ma | Si |
Интерпретация личностных акцентуаций в зависимости от значений Т-ед. основных шкал 1-го уровня методики МЛО.
Шкала | Т-единицы | Акцентуации личности |
При значениях 71-80 Т-единиц | ||
L | >71 | Результаты недостоверны |
F | >71 | Признаки агравации |
K | >71 | Признаки защитных реакций |
Hs | 71-80 | Признаки ипохондрической фиксации |
D | 71-80 | Склонность к депрессивным состояниям |
Hy | 71-80 | Признаки эмоциональной лабильности |
Pd | 71-80 | Склонность к импульсивным реакциям |
Mf | 71-80 | Склонность к сенситивным реакциям |
Pa | 71-80 | Признаки ригидности мышления |
Pt | 71-80 | Склонность к психастеническим проявлениям |
Sc | 71-80 | Отдельные признаки аутичности мышления |
Ma | 71-80 | Склонность к гипертимным реакциям |
Si | 71-80 | Склонность к социальной интроверсии |
При значениях Т-ед. 80 и более | ||
>81 | Пограничные психические состояния | |
Hs | >81 | Ипохондрическая фиксация |
D | >81 | Ситуационно обусловленная депрессия |
Hy | >81 | Истероидные проявления |
Pd | >81 | Психопатические реакции |
Mf | >81 | Выраженные признаки сенситивности (впечатлительности) |
Pa | >81 | Паранойяльные проявления |
Pt | >81 | Психастения |
Sc | >81 | Шизоидная направленность личности |
Ma | >81 | Гипомания |
Si | >81 | Социальная интроверсия |
Вопросы по теме занятия.
1. Что такое направленность личности?
2. В чем схожи, а чем различны понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?
3. Какие 16 шкал присутствуют в факторном анализе, разработанным Кэттелом?
4. Почему нет единого определения понятия «личность»? Какие определения Вы знаете?
5. Дайте оценку собственной адаптивности на основе результатов прохождения методики.
10.Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Теории личностых черт пытаются описывать личность человека на основании:
1) его физической конституции.
2) тех моделей, которым он подражает.
3) факторов, контролирующих его поступки.
4) Я-концепции.
2. Бихевиористы рассматривают личность как результат:
1) постижения им последствий своего поведения.
2) когнитивной интерпретации различных ситуаций.
3) конфликтов между подсознательными силами и реальностью.
4) научения.
3. По А.Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на своидание или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
1) чувства неполноценности.
2) комплекса неполноценности.
3) комплекса превосходства.
4) синдрома отличника.
4. Архетипы, по К.Г. Юнгу, принадлежат:
1) к коллективному бессознательному.
2) к идеальному «Я».
3) к ожидаемому «Я».
4) к реальному «Я».
5. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:
1) с самоуважением.
2) с комплексом превосходства.
3) со способностью любить.
4) со способностью к самоактуализации.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1.«Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием».
«Личность - это роли и функции, выполняемые человеком в обществе».
«Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта».
«Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни».
«Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели».
Каждый из этих определений личности является верным. Но почему нет единого определения личности?
2. Отвечая на экзамене на вопрос об отличии потребностей человека от потребностей животных, студент отметил, что животным свойственны только естественные (организменные, витальные) потребности: в пище, сне, температурном режиме и др., — что человеку, помимо естественных, присущи еще потребности общественно-исторического происхождения. Студент пояснил, что тут имеются в виду потребности в предметах человеческого быта и духовные потребности: познавательная, эстетическая и др., — которые принято называть высшими. Несмотря на то что ответ студента в данном плане можно было бы считать достаточно развернутым, экзаменатор признал ответ неполным и предложил еще подумать над вопросом.
Не могли бы вы существенно дополнить такой ответ?
12. Перечень и стандарты практических умений. Владение понятием «личность», умение дифференцировать данное понятие от понятий «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». владение представлением о содержании понятия «личность» в различных психологических теориях.
13.Примерная тематика НИРС по теме.
1. Факторный подход к структуре личности.
2. Современные подходы к описанию личности.
14.Рекомендованная литература по теме занятия:
- обязательная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 19
Тема: «Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: интерактивное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссии.
3. Значение темы: формирование представлений о детерминантах развития личности, знакомство с базовыми предметными категориями, формирование профессиональной позиции на проблему биологических и социальных детерминант в развитии личности
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
4. Место проведения определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.