Методы и приемы для развития творческих способностей

Существуют специальные приемы развития нестереотипности и оригинальности мышления, которые могут быть полезны людям всех возрастов и профессий. Они базируются на изменении привычных систем связей и отношений и тренируют человека в навыках выхода за их пределы, что в конечном счете тренирует способности к обнаружению нового.

Данные приемы касаются временных, пространственных и смысловых связей.

Формы преодоления стереотипов на базе сложившихся привычных временных связей и структур:

- Человеку предлагается мысленно сократить привычные интервалы между важными событиями, например между рождением и смертью до одного дня. Его просят описать, чем была бы человеческая жизнь, если бы она длилась всего один день. Обучаемого просят сочинить сюжет такого дня, ориентируя на на раскованность в суждениях, включение аппарата воображения. (Также можно предложить проиграть ситуацию удлинения жизни скажем на 300 лет)

- Следующее задание – совершить путешествие в далекое будущее или прошлое: допустим, берется некоторый предмет, н-р, телевизор, и человека просят описать его в далеком будущем. Сфера применения данного приема достаточно широка. Любое понятие, вид дея-ти, устройство, организм можно поместить в будущее или прошлое, что вызывает выдвижение идей, гипотез, расковывает мышление человека. Очевидна полезность этого приема как средства развития воображения.

Среди приемов преодоления стереотипов на базе привычных форм пространственных связей используются:

- Совмещение объектов, которые обычно пространственно разделены. Человека просят мысленно соединить, совместить такие объекты, как травинка и авторучка, сделать из них единый синтетический образ, обладающий свойствами обоих объектов. Приемы совмещения ранее дифференцированных объектов вызывают у человека всплеск эмоций.

- Можно предложить и обратный прием – разъединение обычно связанных в пространстве объектов, например, рыба и вода.

Существуют и приемы для преодоления стереотипов на базе привычных ассоциаций и аналогий. Среди них можно упомянуть прием логического вычитания из объектов некоторого общего признака или, наоборот, прием усиления различных форм общности весьма разнородных объектов. Скажем, берутся очень далекие друг от друга объекты, н-р, человек и ванна и нужно сконструировать ситуации, в которых за счет добавления каких-то св-в их общность усиливается, так что в пределе они могут превращаться друг в друга.

Полезной может оказаться замена привычных отношений сравнения на прямо противоположные, а также сравнение людей разных эпох, профессий, менталитетов.

Разнообразны приемы преодоления стереотипов, построенных на основе привычных смысловых связей. Н-р, не человек прячется от холода, а холод от человека.

Полезными могут быть приемы получения результата без привычного источника действий, прием «блокировки» ожидаемого результата в привычной структуре действия, прием конструирования новых объектов из некоторых уже имеющихся эл-тов и т.д. Скажем, студентов, изучавших науки об обществе , просят, используя достижения прежних обществ, сконструировать общество будущего.

Данные приемы способствуют самореализации и самоутверждению человека через творчество, непосредственно стимулируя развитие творческих качеств. Они направлены на развитие у человека способности видеть в вещах неожиданное, нестандартно мыслить.

Такой тренинг может стать определенным шагом на пути развития и совершенствования творческих способностей.


32. Общая характеристика методов изучения человека

Основные методы изучения человека

Методы:

Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.

Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.

Недостаток метода применения опросников - характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы

Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).


33. Жизненный путь человека: биологические и социальные детерминанты

На начальных этапах жизненного пути детерминантами выступают:

- факторы физического и психического(природного) здоровья, генетически обусловленные свойства, с которыми человек появляется на свет;

Природное здоровье – основа полноценного включения человека в различные социальные среды.

- ближайшие социальные среды, через которые человек проходит в процессе своего развития (семья, дошкольные детские учреждения, школа и пр.)

По мере взросления на человека все большее влияние начинают оказывать более дальние социальные среды, влияние которых зачастую не проходит через контроль его сознания, а также появляющееся самосознание, собственная позиция, осознанные интересы и т.д.

На всех этапах взрослости на челвека оказывает влияние следующая группа факторов - детерминант:

- исходное природное ( соматическое и психическое) здоровье.

Уровень природного здоровья создает базу для включения человека в те или иные соцсреды, регулирует объем и интенсивность активности человека в процессе такого включения. В ходе развития современного общества число взрослых людей обладающих соответствующим уровнем соматического и психического здоровья, постояноо сокращается, ввиду ухудшения экологии, наследственных заболеваний, увеличения стрессовых ситуаций, наличия вредных привычек.

- семья выступает одной из базовых сред в рамках которой осуществляется становление человека. Поиски супруга и создание собственной семьи для многих взрослых людей выступают в качестве чрезвычайно важного условия. Эта ближайшая к человеку среда его обитания требует бережного к себе отношения.

- образовательная среда. В различных образовательных средах расширяются границы приобщения взрослого человека к культуре, приобретаются социальная компетентность, определенный запас знаний, открывающий человеку возможности включения в разнообразные структуры, позволяющий включиться в профессиональную среду.

- среда профессиональной деятельности. – позволяет человеку наиболее полно раскрыть свои возможности и приобрести чувство комфортности в рамках того или иного социума, почувствовать свою соцзначимость, востребованность, полезность.


34. Основные этапы жизненного пути (Эриксон)

Типология этапов жизненного пути, предложенная Э. Эриксоном:

- младенчество (1-2года) – формирование базового доверия к внешнему миру; Человек со сформированным базовым доверием к внешнему миру будет легче переносить тяготыи невзгоды жизни по сравнению с человеком, у которого сформировалось противоположное чувство базового недоверия к миру.

- раннее детство (2-5 лет) – воспитание самостоятельности, чувства ответственности, уважения к дисциплине и порядку, появление возможности выбора выбора;

- возраст игры (5-7 лет) – групповая игра, общение со сверстниками, формирование чувства справедливости; В процессе игры ребенок осваивает социальные роли и правила поведения, развивает фантазию, свои способности.

- школа (7-16 лет) – способность достигать цели, эффективность и компетентность;

- юность (17-21 год) – проявляется индивидуальность, интерес к собственному внутреннему миру;

- молодость (21-25 лет) – появление потребности к интимности, любви, чувство изоляции, одиночества;

-взрослость (25-60 лет) – творческая продуктивность, производительный труд, накопление опыта, негатив, стагнация;

- пожилой возраст (60-75 лет) – подведение итогов: удовлетворенность, либо отчаяние

Наши рекомендации