Работа с языковым материалом
Характер сбора материала определяется темой исследования и избранным методом. Однако существуют общие требования, которые необходимо учитывать при работе над любой темой: определение источников материала, характера и объема выборки, составление картотеки изучаемого языкового материала.
Источниками материала для исследования могут быть разного рода тексты (литературно-художественные, научные, газетные и т.п.). В отдельных случаях источником материала для анализа может стать записанная у информанта живая разговорная речь. В качестве источника материала могут выступать также и словари (толковые, переводные, фразеологические, синонимические, этимологические, словари сочетаемости и др.).
Выписки из текстов (или словарей) делаются на карточках: выписывается отрывок текста, достаточный для раскрытия (словосочетание, предложение, или его часть, серия подчеркиваются или как-то выделяются контрольные изучаемые элементы, записываются (внизу или на обороте) результаты наблюдений за их формой, содержанием, функциями. В нижней части карточки в краткой или зашифрованной форме указывается источник, из которого сделаны выписка и номер страницы, где находится пример. На отдельной карточке или в специальной тетради дается подробное библиографическое описание источника (автор, название, выходные данные) и указывается принятый студентом шифр, например:
Полная запись | Шифр |
B. Apitz «Nackt unter Wölfen» Mitteldeutscher Verlag Halle-Leipzig, 1958 Langenscheidts Großwörterbuch. Deutsch als Fremdsprache. Berlin, 1993 | ВАр LGW |
Приведем образцы заполнения карточек:
25 zwischen | 37 ölig | |
Bogorski ging still zwischen den Brausen hin und her. Bap,15 | 1. wie Öl 2. mit Öl bedeckt 3. sehrschmeichlerisch LGW, 714 |
Картографирование удобно прежде всего потому, что обеспечивает экономию времени: на каждой карточке могут быть представлены результаты многоаспектного анализа одного и того же языкового материала, на следующем этапе соответствующая раскладка карточек дает возможность последовательно обобщить данные количественного и качественного анализа каждого отдельного аспекта; единая нумерация карточек позволяет судить о количестве исследовательского материала.
Текстовая выборка, в зависимости от характера изучаемого явления и частности анализируемых фактов, может быть сплошной (выписываются все примеры из сплошного текста) или выборочной - могут выписываться подлежащие анализу примеры из ряда одинаковых по объему случайно взятых частей текста (например, с 1 по 10, с 50 по 60, с 110 по 120 страницу и т.д.), может быть выписано определенное число идущих в тексте элементов определенного характера (например, 100 предложений, 200 лексических единиц).
В ходе обработки материала обычно идет его классификация, которая должна производится по определенному основанию. Так, для лексических единиц им может быть частотность, сочетаемость; семантический разряд, характер многозначности, наличие той или иной семы в составе значения и т.д.
Может она производится и по нескольким основаниям: среди эмотивных существительных выделяются многозначные слова, в которых, в свою очередь, выделяются единицы с амбивалентной оценкой.
Следующим после классификации шагом в ходе анализа является сопоставление определенным образом классифицированных фактов. Для выявления различий сопоставляемых явлений ( в частности, функциях и пр.) , а также более наглядного представления их в работе целесообразно составлять таблицы, схемы, графики.
Затем следует анализ (или «чтение») таблицы, от тщательного и внимательного прочтения которой во многом зависит результативность проводимого исследования. Осмысление полученных фактов, их интерпретация должны затем найти логическое воплощение в выводах по исследованию.