Конструктивный альтернативизм
Человек стремится понять мир. Он получает доступ к реальности посредством индивидуально своеобразной интерпретации событий. Человек смотрит на мир сквозь свою систему понятий – шаблонов, и стремится их привести в соответствие с реальностью. Это не всегда удается, однако без таких шаблонов мир предстает бессмысленной неразличимой однородностью. Даже плохо соответствующие реальности понятия-шаблоны полезнее, чем их отсутствие. Такие шаблоны Дж. Келли называет личными (личностными) конструктами. Поскольку конструкты индивидуальны, существуют различные интерпретации одного и того же события, и никто не обладает монополией на истину. Человек не зависит от события до тех пор, пока оно им не истолковано. С момента толкования, он становится пленником своей интерпретации. В этом смысле, по мнению Дж. Келли, человек сам является творцом своей судьбы.
На первых стадиях процесса толкования человек начинает обращать внимание на общие характеристики протекающих событий, организованных в кажущиеся случайными совокупности, он замечает повторения или репродукции событий. Будучи в состоянии выделить сущность события, происходящего в данный момент, он способен узнать повторение этого события в будущем. Посредством процессов обобщения и абстрагирования, переживаемые человеком события могут обрести значимость и упорядоченность. Без активных попыток толкования было бы невозможно познакомиться с миром и формировать ожидания относительно того, что случится в следующий момент. Поскольку толкование – это процесс интерпретации, а не буквальное описание реальности, он будет по-разному происходить у разных людей.
Личность
Личность – это присущий индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта и построения на этой основе своего образа мира.
Личность представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.
Личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт
Дж.Келли отвергал представление о человеческой личности как о фиксированной сущности, которая обусловливает то, что способен делать индивид, устанавливая границы его возможностей. Он придерживался противоположной позиции: то, что человек делает, определяет то, что он собой являет.
Конструкты
Конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ осмысливания действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», мужской – женский», религиозный - нерелигиозный», «хороший – плохой и «дружеский- враждебный». Стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердиться, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже может быть исключен.
Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом они отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, для формирования конструкта необходимы три элемента: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста. (Д.Келли)
Каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий. Например, при сравнении трех своих знакомых человек отмечает, что двое из них - общительные, а третий - замкнутый. Так возникает конструкт общительный - замкнутый, который будет затем использоваться этим человеком при оценке других людей. Операции с конструктом предполагают как минимум три элемента, поскольку требуется оценить, чем два элемента похожи друг на друга и отличаются от третьего. Обычно явно выражена бывает только часть конструкта, тогда как остальные его части остаются скрытыми.
Самопроверка знаний:
1. Когда человек говорит, что дерево и металл, сходны в своей твердости, он подразумевает, что они в то же время отличаются от мягких вещей и от воды. Осознание наличия твердых предметов требует осознания того, что существуют также мягкие предметы, служащие контрастом. В этом примере проявляется:
а) Дихотомичность конструкта
б) Активность конструкта
в) Пассивность отражения
г) Эмоциональная значимость явлений
Ответ: а) - дихотомичность конструкта. Если бы как твердые, так и мягкие вещи не существовали в мире одновременно, никто не смог бы сформулировать качества твердости и мягкости как свойства предметов. Любой воспринимаемый предмет воспринимается именно таким образом потому, что он противопоставлен чему-то иному. Основываясь на всем этом, полагает Келли, природа конструктов дихотомична.
2. Может ли человек использовать только один полюс конструка?
а) да
б) нет
Ответ: а) - нет. Не существует униполярных конструктов. Если человек говорит только о «добродетели» людей, не обращаясь к «развращенности», это означает, что полюс «развращенности» «конструкта добротельный –развращенный» подразумевается.