IV. Культура мгновенных побед
Эта культура встречается везде, где объявляется яркая, притягивающая своим моментальным взлетом сильная авантюрная личность лидера. Это политика, мода, биржа, акционерное общество, ведущее спекуляции ценными бумагами, реклама, финансирование рискованных предприятий и проч. Быстрое использование открывающихся шансов – вот основная стратегия носителей этой культуры. Здесь требуются бойцовские и агрессивные черты характера, твердость в решениях, умение представлять поражение как победу.
Чувствительность и эмоциональность при этом остаются в стороне, их нельзя показывать. Сотрудничество внутри коллектива, где присутствует культура мгновенных побед, весьма относительно. Если есть лидер, то его мнение является абсолютной истиной. Врагами объявляются даже те, кто, не сомневаясь в правильности цели, спорит лишь о путях ее достижения. Стимулом в этой культуре являются не деньги, не титулы, а поклонение, воздавание должного в виде культов личностей, "вождей", "звезд".
Методы управления здесь становятся ритуалом, призванным создавать впечатление того, что всё всесторонне продумано и всё сделано, чтобы обеспечить выполнение решений и избежать лихорадочной деятельности, в которую тем не менее постоянно погружены сотрудники. Представители этой культуры по натуре суеверны. У некоторых из них проявляются причуды, непонятные сторонним наблюдателям. Кто-то из них, например, может считать, что успех возможен в том случае, если он будет носить тот или иной костюм, и т. д.
Завершая свое сообщение, ведущий заполняет каждый из четырех квадратов на схеме типов управленческих культур порядковыми номерами тех качеств, которые относятся к соответствующему типу. Типология, приводимая ниже, получена после статистической обработки данных, собранных нами более чем за два года, в течение которых применялась процедура.
5. Группа сдает ведущему листки бумаги с написанными на них номерами типов управленческой психологической культуры носителями которых оказались участники по результатам групповой оценки. Ведущий составляет и предъявляет группе общую картину, характеризующую групповую корпоративную культуру, обнаруженную группой у себя.
6. Сортировка известных политических лидеров по четырем типам выделенных Р. Рюттингером управленческих культур И последующее групповое обсуждение проводятся участниками с неменьшим удовольствием и энтузиазмом, чем при использовании полного варианта. Здесь, вероятно, удовлетворяется некая потребность лидера в сравнении себя с теми, кто добился большего, чем он, успеха.
СХЕМА ТИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР,