Преподаватель _____________

Екатеринбург 2014

Приложение 2

Диагностика агрессивности с помощью методики Басса-Дарки

Данный опросник адаптирован Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой. Предна­значен для оценки уровня агрессии.

Психологические подходы к пониманию агрессии и агрессивности дол­гое время определялись как концепцией влечения, так и теориями, рассматри­вающими агрессию как последствие фрустрации (А.Доллард, С.Розенцвейг и др.)- В конце 50-х гг. Появился ряд публикаций по агрессии и агрессивности (Дж.Скотт, А.Бандура и Р.Вальтере, А.Басс, А.Берковиц, К.Лоренц и др.), кото­рые вызвали большой и неслабеющий поток экспериментальных и теоретиче­ских работ по данной теме.

Агрессия (от лат. Aggredi — нападать) — индивидуальное или коллек­тивное поведение, действие, направленное на нанесение физического или пси­хологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враж­дебности, ненависти и пр. Иногда агрессия может возникать как реакция на фрустрацию.

Анализ основных взглядов на содержание понятия "агрессивность" по­зволяет принимать ее как мотивированное разрушительное поведение, часто противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, нано­сящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным) принося­щее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт (от­рицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.).

Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения ка­кой-нибудь цели; 2) как способ психической разрядки, замещения удовлетво­рения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) как спо­соб удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Наиболее распространенными методами изучения агрессии и агрессив­ности были и остаются различные опросники и тесты.

А.Басс и А.Дарки в 1957 г. Первыми проделали работу, которая характе­ризовалась попыткой рассмотрения агрессии как комплексного феномена.

Опросник Басса-Дарки (предлагаемый вариант адаптирован Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой) выявляет следующие формы афессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (з'лобные сплетни, шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющейся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т.п.);

склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань).

Опросник состоит из 60 утверждений, на которые испытуемый дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности. Суммирование индексов №1,2,7 дает общий индекс агрессивности, а суммирование индексов 6,5 — ин­декс враждебности.

Обработка и интерпретация результатов

Данный опросник позволяет оценить уровень агрессии по шести шкалам.

1. Физическая агрессия. да: 1,19,25,37,43,49,54.

нет: 7,13,31.

2. Косвенная агрессия, да: 2,8,14,26,32,44,50.

нет: 20,38,55.

3. Раздражение. да: 3,15,21,33,39,45,51.

нет: 9,27,56.

Обида. да: 4,10,16,22,28,34,40,46.

Подозрительность, да: 5,11,17,23,29,35,41,47.

нет: 52,57.

6. Вербальная агрессия. да: 6,18,24,36,42,48,53,59.

нет: 12,30,53,60.

Уровни выраженности

Названия шкал Уровни выраженности
Низкий Средний Высокий
1. Физическая аг­рессия 0-3 4-5 6-10
2. Косвенная аг­рессия
3. Раздражение
4. Подозритель­ность
5. Обида 0-3 4-5 6-8
6. Вербальная аг­рессия 0-4 5-6 7-12

Индекс Агр.= Физ.агр.+Косв.агр.+Верб.агр.

0-9 10-18 19-32

Враждебность = Обида + Подозр.

0-6 7-10 11-18.

Бланк ответов

1. 7. 13. 19. 25. 31. 37. 43. 49. 55.
  8. 14. 20. 26. 32. 38. 44. 50. 56.
3. 9. 15. 21. 27. 33. 39. 45. 51. 57.
4. 10. 16. 22. 28. 34. 40. 46. 52. 58.
5. 11. 17. 23. 29. 35. 41. 47. 53. 59.
6. 12. 18. 24. 30. 36. 42. 48. 54. 60.
1. Физическая агрессия (Фа)  
2. Косвенная агрессия (Ка)  
3. Раздражение (Ра)  
4. Подозрительность (Па)  
5. Обида (Оа)  
6. Вербальная агрессия (Ва)  


Приложение 3

Образец списка литературы

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М, 1982.

Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.,1996.

Битянова Н.П. Психология личностного роста. М., 1995.

Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М, 1993.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.

Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М.,1991.

Приложение 4

Образец оглавления

Введение

Наши рекомендации