Преподаватель _____________
Екатеринбург 2014
Приложение 2
Диагностика агрессивности с помощью методики Басса-Дарки
Данный опросник адаптирован Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой. Предназначен для оценки уровня агрессии.
Психологические подходы к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялись как концепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (А.Доллард, С.Розенцвейг и др.)- В конце 50-х гг. Появился ряд публикаций по агрессии и агрессивности (Дж.Скотт, А.Бандура и Р.Вальтере, А.Басс, А.Берковиц, К.Лоренц и др.), которые вызвали большой и неслабеющий поток экспериментальных и теоретических работ по данной теме.
Агрессия (от лат. Aggredi — нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Иногда агрессия может возникать как реакция на фрустрацию.
Анализ основных взглядов на содержание понятия "агрессивность" позволяет принимать ее как мотивированное разрушительное поведение, часто противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным) приносящее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.).
Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-нибудь цели; 2) как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Наиболее распространенными методами изучения агрессии и агрессивности были и остаются различные опросники и тесты.
А.Басс и А.Дарки в 1957 г. Первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотрения агрессии как комплексного феномена.
Опросник Басса-Дарки (предлагаемый вариант адаптирован Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой) выявляет следующие формы афессивных и враждебных реакций:
физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (з'лобные сплетни, шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющейся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т.п.);
склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань).
Опросник состоит из 60 утверждений, на которые испытуемый дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности. Суммирование индексов №1,2,7 дает общий индекс агрессивности, а суммирование индексов 6,5 — индекс враждебности.
Обработка и интерпретация результатов
Данный опросник позволяет оценить уровень агрессии по шести шкалам.
1. Физическая агрессия. да: 1,19,25,37,43,49,54.
нет: 7,13,31.
2. Косвенная агрессия, да: 2,8,14,26,32,44,50.
нет: 20,38,55.
3. Раздражение. да: 3,15,21,33,39,45,51.
нет: 9,27,56.
Обида. да: 4,10,16,22,28,34,40,46.
Подозрительность, да: 5,11,17,23,29,35,41,47.
нет: 52,57.
6. Вербальная агрессия. да: 6,18,24,36,42,48,53,59.
нет: 12,30,53,60.
Уровни выраженности
Названия шкал | Уровни выраженности | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
1. Физическая агрессия | 0-3 | 4-5 | 6-10 |
2. Косвенная агрессия | |||
3. Раздражение | |||
4. Подозрительность | |||
5. Обида | 0-3 | 4-5 | 6-8 |
6. Вербальная агрессия | 0-4 | 5-6 | 7-12 |
Индекс Агр.= Физ.агр.+Косв.агр.+Верб.агр.
0-9 10-18 19-32
Враждебность = Обида + Подозр.
0-6 7-10 11-18.
Бланк ответов
1. | 7. | 13. | 19. | 25. | 31. | 37. | 43. | 49. | 55. |
8. | 14. | 20. | 26. | 32. | 38. | 44. | 50. | 56. | |
3. | 9. | 15. | 21. | 27. | 33. | 39. | 45. | 51. | 57. |
4. | 10. | 16. | 22. | 28. | 34. | 40. | 46. | 52. | 58. |
5. | 11. | 17. | 23. | 29. | 35. | 41. | 47. | 53. | 59. |
6. | 12. | 18. | 24. | 30. | 36. | 42. | 48. | 54. | 60. |
1. Физическая агрессия (Фа) | |||||||||
2. Косвенная агрессия (Ка) | |||||||||
3. Раздражение (Ра) | |||||||||
4. Подозрительность (Па) | |||||||||
5. Обида (Оа) | |||||||||
6. Вербальная агрессия (Ва) |
Приложение 3
Образец списка литературы
ЛИТЕРАТУРА
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М, 1982.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.,1996.
Битянова Н.П. Психология личностного роста. М., 1995.
Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М, 1993.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.
Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М.,1991.
Приложение 4
Образец оглавления
Введение