Полина КНЯЗЕВА, педагог-психолог, г. Чебоксары
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
Сегодня образование ждет от педагогов-психологов активного включения в воспитательный процесс, где он выступает как организатор психологической работы всего дошкольного учреждения. В этом контексте хочу поделиться опытом проведения Недели психологии в детском саду № 164 г. Чебоксары.
Организационных образцов проведения «Недели психологии» в детском саду нет. Мною были изучены статьи об этой форме работы в газете «Школьный психолог». Безусловно, детский сад отличается от школы своеобразием атмосферы, способами организации воспитательно-образовательного процесса, неповторимым жизненным укладом, что и учитывалось при разработке Недели психологии (приложение 1). а еще мы учли пожелания воспитателей, администрации, запросы родителей, возможности детей, собственный опыт. В общем, старались, чтобы в программе не было ни одного случайного мероприятия, чтобы все они были пропитаны живым общением субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Неделя психологии — это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая:
— повысить интерес субъектов воспитательно-образовательного процесса к психологии;
— показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
— формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.
Для реализации программы Недели психологии были приглашены психологи центра «Развитие» Московского района, которые помогли провести тренинги, семинары с педагогами ДОУ, встречи с родителями, предоставили возможность поработать с дошкольниками на базе центра.
Была проведена подготовительная работа: оформлены стенды, передвижные информационные бюллетени по проблемам развития детей для размещения в группах, подобраны материалы, разработаны конспекты занятий с детьми. С помощью рекламных листов педагоги и родители были ознакомлены с программой Недели, где указаны конкретное время и дата, тема мероприятия, чтобы каждый мог выбрать интересующий его тренинг, семинар, подготовиться к нему.
Таким образом, мы постарались, чтобы родители, дети и педагоги, входя в здание детского сада, сразу почувствовали необычную атмосферу начала Недели психологии. Холл украшал огромный плакат «Что такое радость?», приглашающий подискутировать на эту тему. Свои мысли можно было выразить в слове, рисунке, коллаже. К концу недели их собралось немало, вот некоторые выдержки: «Радость — большая, дружная семья, любимая работа, друзья, мир и лад в душе»; «Радость — это видеть, как год от года взрослеют дети, и знать, что в каждом ребенке есть частица твоей души»; «Радость — это когда утром в садике меня встречает любимая воспитательница Елена Юрьевна! А вечером забирают домой папа и мама!»; «Какая радость — видеть снег на елочках, зимнее солнце и улыбающихся детей моей группы!».
Далее «Забор психологической разгрузки». Здесь желающие высказывали свое мнение о работе детского сада, писали пожелания и объявления. «Забор» также не остался пустым, о наболевшем написали и старший воспитатель, и завхоз, и родители, да и дети не остались в стороне.
Стенд «Говорят дети» заполнялся постепенно. Всю неделю воспитатели и родители вспоминали интересные изречения ребятишек, знакомили с ними всех входящих в детский сад. Опыт показал, что стенгазета, информационный листок, бюллетени — это действенные средства общения психолога с участниками воспитательно-образовательного процесса не только в школе, но и в детском саду.
При выстраивании работы с детьми мы стремились, чтобы каждое мероприятие вызывало у ребенка положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало его на дальнейшую работу в группе или дома. Все занятия с детьми проходили в игровой форме с использованием творческих заданий. В старших и выпускных группах воспитатели провели занятие-рассуждение на тему «Радость». Для средних и старших групп мною проведен мульттренинг «Дружба» (приложение 2). Интересно и, считаю, результативно прошел тренинг с детьми старших групп «Пойми меня!» (приложение 3). Активное участие в Неделе приняли младшие группы. Динамическое занятие с элементами сенсорных игр «Мой веселый звонкий мяч», проведенное мной в спортивном зале, доставило детям массу удовольствия и положительных эмоций.
На протяжении Недели психологии моими партнерами были специалисты ДОУ — музыкальные руководители и инструктор по физкультуре. Досуг «Хорошее настроение» и игра «Мы за дружбу и здоровый образ жизни!» сблизили детей выпускных групп. Эмоций было предостаточно. Волнение, радость, удивление, смех сопровождали эти музыкально-спортивные мероприятия.
Тренинг формирования команды, который провела с педагогами директор центра «Развитие» Н.А.Хохлова, помог освоить методы эффективного взаимодействия, развить способности к деятельности в критических ситуациях, определить свое место в команде.
Тренинг личностного роста и коммуникативных умений, проведенный психологом О.А.Старостиной, способствовал развитию чувства собственной ценности, уверенности в себе, выражению себя как индивидуальности, овладению приемами межличностного взаимодействия, осознанию и коррекции личностных установок, препятствующих продуктивным действиям. Тренинг включал в себя психологические игры, изобразительные техники и музыкальную терапию.
Широкий отклик вызвал у педагогов семинар-практикум «Такие разные дети!» (ведущий — психолог С.В.Иванова). Мероприятие было посвящено воспитанию детей с симптомами тревожности, агрессивности, гиперактивности. Думаю, что эти проблемы актуальны не только для нашего детского сада и важно научить взрослых общаться с такими детьми, выявлять причины, уметь корректировать случаи негативного поведения. Семинар позволил проработать приемы профилактики и коррекции негативных проявлений детей.
Работа с родителями — очень деликатная тема. Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому мероприятия по психологическому просвещению строились с учетом потребностей, интересов и желания родителей. Для обсуждения были предложены три темы: «Эмоциональный мир ребенка», «Такие разные дети!», «Впереди — школа».
Встречи с родителями проходили с участием психологов центра «Развитие» и старшего преподавателя Л.Б.Соловей. Интерес вызвал вопрос о воспитательном воздействии телевидения на детей. Не секрет, что в настоящее время телевидение заменяет общение с родителями и сверстниками. И если не контролировать, какие передачи смотрят дети, то не приходится удивляться, что ребенок становится агрессивным и драчливым, ведь он подражает поведению «телегероев». Нам, взрослым, нужно самим овладеть культурой просмотра телепередач и создавать оптимальные условия для детских телесеансов.
Семинар «Впереди — школа» был интересен родителям детей 6–7 лет. Часто взрослые в погоне за интеллектуальным развитием ребенка забывают о том, что главное в дошкольном детстве — игра. Именно в игре ребенок учится. Что важнее для ребенка: научиться читать и писать или строить отношения со взрослыми и детьми, высказывать свою просьбу, пожелание, организовывать свою деятельность, быть самостоятельным? Эти и другие вопросы обсуждали родители и делились методами воспитания в семье.
Участников мероприятий для родителей было немного (ведь был соблюден принцип добровольности), и это позволило вести диалог «в кругу». Я рада, что встреча стала конструктивной. Вопросы еще остались, и родители высказали предложение организовывать тематические встречи ежемесячно. А еще родителям были предложены темы для семейных творческих работ: «Что такое счастье?», «Радость — это…», «Такие разные дети!». Сколько любви, взаимопонимания, старания было вложено в эти совместные «шедевры». Сколько счастливых часов прожили родители и дети вместе! Фотоколлажи, рисунки, детские творческие работы украсили холл детского сада, музыкальный зал, где проходили встречи с родителями.
Для подведения итогов Недели был организован круглый стол, мы обсудили удачные мероприятия и то, что не получилось, что еще можно было проработать… Педагогам пришлась по душе атмосфера единения, неформальное общение: «Мы получили импульс к дальнейшему творчеству и развитию, новые знания, обсудили трудности в работе»; «Необыкновенное чувство удовлетворения от проделанной работы»; «Психология нужна всем».
Родители высказали свое мнение. Вот некоторые выдержки из анкет: «Я получила информацию о правильном воспитании ребенка, полезен опыт общения с родителями, хочется, чтобы подобные встречи проходили чаще»; «Оказывается, мои приемы воспитания ребенка отличаются от методов воздействия психологов. Действительно, они эффективнее!»; «Получила хорошие советы по воспитанию своего ребенка. Трудно было отвечать на вопросы»; «Научился с помощью рисования общаться с ребенком, раскрепощать его».
Что дала «Неделя психологии» лично мне? Чувство удовлетворения и радость от того, что получилось, «наполненную усталость», желание действовать, созидать, и поделиться с кем-нибудь своими удачами! Неделя психологии — стимул для личностного и профессионального роста, реализации новых инициатив.
Я рада была встрече с людьми, которые раскрываются друг другу, делятся главным, учатся важному, благодаря чему общение их лечит, развивает и питает положительными эмоциями, опытом и новыми идеями. Я рада, что «Неделя психологии» прошла в режиме диалога — целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Я рада, что удалось реализовать этот проект, благодарна всем его участникам за поддержку и активность.
Я рада! И с удовольствием делюсь этой радостью с вами!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа «Недели психологии» в МДОУ «Детский сад № 164»
Дни недели | Участники | Название мероприятия |
Понедельник | Дети выпускных групп | Тренинг ранней профориентации «Кем быть?» на основе методики Климова |
Педагоги ДОУ | Тренинг формирования команды | |
Воспитатели, дети, родители | Открытие стенда «Говорят дети» | |
Все сотрудники ДОУ, дети, родители | Оформление стенда «Что такое радость?» | |
Вторник | Дети старших и выпускных групп | Занятие-рассуждение на тему «Радость» |
Воспитатели и др. специалисты | Тренинг личностного и профессионального роста | |
Родители детей из младших групп | Собрание-консультация «Профилактика нарушений психофизического развития детей. Эмоциональный мир ребенка» | |
Родители | Информационные бюллетени • Почему дети ругаются • Патологические привычки • Ребенок сводит взрослого с ума • Ребенок у экрана | |
Родители, дети, сотрудники | Техника «Забор психологической разгрузки» | |
Среда | Дети выпускных групп | Игра «Мы за дружбу и здоровый образ жизни!» |
Все педагоги ДОУ | Семинар-тренинг «Такие разные дети!» | |
Родители старших и средних групп | Собрание «Такие разные дети!» | |
Родители и сотрудники | Выставка развивающих игр и игрушек | |
Четверг | Дети старших групп | Тренинг «Пойми меня» на развитие самооценки |
Для детей средних групп | Мульттренинг «Дружба» | |
Воспитатели | Выставка семейных творческих работ «Мой ребенок!» | |
Родители детй из выпускных групп | Собрание «Впереди — школа» | |
Пятница | Дети младших групп | Динамическое занятие на развитие сенсомоторных навыков «Мой веселый звонкий мяч!» |
Дети старших и выпускных групп | Досуг «Хорошее настроение!» | |
Дети, сотрудники, родители | Техника «Автограф» | |
Сотрудники ДОУ, специалисты центра «Развитие» | Подведение итогов недели |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2