Гиперактивные дети. Подготовка к школе
Существует немало мнений о причинах возникновения гиперактивности. Большинство исследователей отмечают, что количество гиперактивных детей растет с каждым годом. Особенности их развития активно изучаются учеными. Тем не менее, у родителей таких детей возникает вопрос «Как психологически подготовить такого первоклассника к школе?».
Вся система отношений между родителями и ребёнком естественным образом подготавливает к школьному периоду. Если отношения выстроены правильно – ребенок будет готов к жизни в коллективе, к самостоятельному принятию решений, к признанию авторитета учителя, к чёткому выполнению заданий.
У гиперактивных детей есть особенности, которые затрудняют их успешное обучение в начальной школе. Способность сосредоточить внимание на выполняемой задаче не соответствует возрасту, поэтому не желательно рано отдавать такого ребенка в школу. Таких детей нельзя перегружать. Старайтесь избегать лишних дополнительных занятий, связанных с необходимостью концентрации внимания: музыкальная школа; гимназия, где необходимо изучать иностранный язык и делать домашние задания по 5 часов и т. д.
Такому ребенку трудно быстро одеваться и раздеваться, готовиться к уроку, когда вокруг бегают другие дети. Он не сможет непрерывно быть внимательным и будет забывать то, чему его учили на уроке. В тетрадях вы будете находить, с вашей точки зрения, «глупые» ошибки, которые дома он не допускает. И это вполне нормально для гиперактивного ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми, хвалите за его собственные достижения.
Помните, что завышенные требования и учебные нагрузки вызовут отвращение к школьным занятиям.
Основные правила, которыми нужно руководствоваться при воспитании гиперактивного ребёнка, разработанные различными исследователями, позволят вашему малышу успешно преодолеть трудности в первом классе.
• Указания должны быть сформулированы ясно, четко, ярко и наглядно.
• Давайте одновременно только одно задание.
• Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
• Избегайте частого повторения слов «нет» и «нельзя» – их лучше использовать в случаях, когда что-то угрожает жизни и здоровью ребенка, в остальных – выражение «не надо».
• Гиперактивный ребенок нечувствителен к выговорам и наказанию, зато реагирует на любую похвалу, поэтому чаще хвалите его, чем ругайте.
• Наказание должно быть максимально приближено по времени к проступку. Излишне строгое наказание, а в особенности физическое, не улучшит поведение, а наоборот, ухудшит его. Формы наказания должны быть заранее оговорены, а еще лучше выработаны вместе с ребенком.
• Правила поведения лучше всего вывешивать в удобном для ребенка месте и просить вслух проговаривать эти правила.
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
• Просмотр телепередач и игры на компьютере должны быть сведены к минимуму, особенно перед сном. Заниматься за компьютером дошкольнику и младшему школьнику разрешается невропатологами не более 3 часов в неделю.
• Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. В играх лучше ограничить ребёнка одним партнером.
• Давайте возможность ребёнку расходовать избыточную энергию: полезны физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Не рекомендуется заниматься агрессивными видами спорта.
• Заранее договаривайтесь о времени, которое ребенок потратит на какое-то занятие. Лучше, если это время будет отмерять таймер, а не вы. Это способствует снижению агрессии ребенка.
Если ребенок капризничает:
– предложить выбор;
– задать неожиданный вопрос;
– отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
– выслушать то, что хочет сказать ребенок, иначе он не услышит вас;
– автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
– сфотографировать или подвести к зеркалу в момент, когда он капризничает;
– оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
– не настаивать, чтобы ребенок извинился.