Тема 5. Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии (4 часа).
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для студентов дневной и заочной формы обучения
Модуль 1.
Содержательный модуль 1. Предмет и задачи патопсихологии. Патопсихологическое обследование
Практическое занятие № 1
Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии (2 часа).
Вопросы для обсуждения
1. Определение предмета патопсихологии как психологической дисциплины.
2. Патопсихология и психиатрия.
3. Задачи патопсихологии.
4. Исследования патопсихологии, их теоретическое и практическое значение.
Рекомендуемая литература
1. Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков // Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 260 – 281.
2. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учебник / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1976. – 238 с.
3. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1980. – 265 с.
4. Ковалёв В. В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков / В. В. Ковалёв // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков: Науч. тр. – М.: ЦОЛИУ, 1973. – С. 6 – 19.
5. Ковалёв В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалёв. – М.: Медицина, 1995. – 288 с.
Практическое занятие № 2
Тема 2. Патопсихологическое обследование. Методики экспериментальной патопсихологии (2 часа).
Вопросы для обсуждения
1. Принципы и этапы построения патопсихологического обследования.
2. Подходы к решению задач исследования.
3. Патопсихологические методики.
Рекомендуемая литература
1. Мамайчук И. М. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. М. Мамайчук– СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
2. Меш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребёнка / Э. Меш, Д. Вольф. – СПб., 2003.
3. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986. – 204 с.
4. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. У. В. Ульенкова. – Горький: Б.И., 1998. – 107 с.
5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. С. Я. Рубинштейн. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
6. Фрейд З. Психопатология детства / З. Фрейд. – М. : Изд. дом NOTA BENE, 2000. – 224 с.
Практическое занятие № 3
Тема 3.Патопсихологические синдромы (4 часа).
Вопросы для обсуждения
1. Разнообразие подходов к определению нормы и патологии.
2. Уровни психического здоровья.
3. Систематика патопсихологических синдромов. Регистр-синдромы.
Рекомендуемая литература
1. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Нормы и отклонения / Г. М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 143 с.
3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 374 – 390.
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
5. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
Практическое занятие № 4
Тема 4. Виды и причины отклонений у детей. Детерминанты отклонений в развитии личности (4 часа).
Вопросы для обсуждения
1. Диагностика и коррекция форм аномального развития детей разного возраста.
2. Причины возникновения отклонений психического развития детей.
3. Концепция Л. С. Выготского о первичном и вторичном дефекте.
Рекомендуемая литература
1. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 374 – 390.
2. Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков // Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – С. 260 – 281.
3. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учебник / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1976. – 238 с.
4. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1980. – 265 с.
5. Ковалёв В. В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков / В. В. Ковалёв // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков: Науч. тр. – М.: ЦОЛИУ, 1973. – С. 6 – 19.
6. Ковалёв В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалёв. – М.: Медицина, 1995. – 288 с.
Практическое занятие № 5
Тема 5. Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии (4 часа).
Вопросы для обсуждения
1. Основные закономерности возрастного психического развития.
2. Психомоторное развитие ребенка первого года жизни.
3. Общие и частичные нарушения, их влияние на обучение детей.
4. Локальные нарушения.
Рекомендуемая литература
1. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учебник / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1976. – 238 с.
2. Ковалёв В. В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков / В. В. Ковалёв // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков: Науч. тр. – М.: ЦОЛИУ, 1973. – С. 6 – 19.
3. Ковалёв В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалёв. – М.: Медицина, 1995. – 288 с.
4. Коноплева А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с.
5. Мамайчук И. М. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. М. Мамайчук– СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
6. Меш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребёнка / Э. Меш, Д. Вольф. – СПб., 2003.
Практическое занятие № 6
Тема 6. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления (4 часа). Вопросы для обсуждения
1. Проявления нервно-психических нарушений у детей.
2. Минимальная мозговая недостаточность: причины, симптомы.
3. Невропатия. Неврозы. Невротические реакции.
4. Органичные нарушения нервной системы. Психопатии.
Рекомендуемая литература
1. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1980. – 265 с.
2. Ковалёв В. В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков / В. В. Ковалёв // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков: Науч. тр. – М.: ЦОЛИУ, 1973. – С. 6 – 19.
3. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986. – 204 с.
4. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. У. В. Ульенкова. – Горький: Б.И., 1998. – 107 с.
5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. С. Я. Рубинштейн. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.