ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Часть 4 · Публичное выступление
Часть 4 · Публичное выступление
Подготовка убеждающей
Речи
Подготовьте речь продолжи
тельностью от четырех до семи
минут, целью которой будет по
влиять на мнение слушателей или
побудить их действовать. Обяза
тельно составьте конспект речи.
В дополнение к конспекту на
пишите план адаптации убеждаю
щей речи к вашей аудитории, в ко
тором рассмотрите следующие
вопросы.
а) Как ваша цель адаптирована
к установке, преобладающей в ва
шей аудитории: позитивной, нега
тивной или нейтральной?
б) Какие доводы вы будете при
водить, и какую схему организа
ции своей речи вы выберете для
того, чтобы она соответствовала
вашей теме и вашей аудитории?
в) Как вы собираетесь утверж
дать в глазах аудитории представ
ление о себе как о достойном до
верия человеке?
г) Как вы собираетесь мотивиро
вать слушателей, используя стиму
лы или обращаясь к их эмоциям?
Чтобы правильно составить
свой план, воспользуйтесь спис
ком проверочных критериев, при
веденных на рис. 18.4.
Презентация
Принцип 7. Вы скорее убедите свою аудиторию, если
разработаете эффективный стиль устной презентации.
В предыдущих главах мы говорили о характерис
тиках, которые вы должны развить в себе, чтобы по
высить эффективность вашего выступления, вклю
чая и то, как важно практиковаться в произнесении
своей речи до тех пор, пока ваш способ презентации
(язык и манера поведения) не станет работать на ее
улучшение. И хотя этот раздел очень короткий, вы
не должны забывать, что именно в вашем исполне
нии слушатели «видят» вашу речь.
КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ
УБЕЖДАЮЩИХ РЕЧЕЙ
В этой главе мы рассматривали основные прин
ципы убеждения словом. Давайте теперь применим
эти принципы для оценки и описания убеждающей
речи. На рис. 18.4 обобщены критерии оценки ре
чей, направленных на убеждение. Используйте этот
список критериев для оценки речи, приведенной
далее в качестве образца убеждающего выступле
ния.
Проверьте, выполняются ли все эти пункты.
Главные критерии
Была ли поставлена конкретная цель, состоящая в том, чтобы повлиять на мнение слушателей или по
будить их к действию?
Представляет ли оратор четко сформулированные доводы?
Использует ли оратор для подкрепления этих доводов факты и экспертные мнения?
Соответствует ли схема организации речи типу поставленной цели и предполагаемому отношению ауди
тории?
Использует ли оратор эмоциональный язык, для того чтобы мотивировать аудиторию?
Удалось ли оратору создать в глазах публики образ достойного доверия человека, владеющего своим пред
метом?
Этично ли оратор подает материал?
Общие критерии
Ясно ли выражена конкретная цель речи?
Было ли вступление эффективным?
Соответствует ли схема организации речи ее направлению и содержанию?
Было ли заключение эффективным?
Был ли язык ясным, живым, выразительным, соответствующим теме и аудитории?
Убедительна ли манера представления материала оратором?
Дайте речи одну из следующих оценок:
___отличная ___хорошая ___средняя ___удовлетворительная ___плохая
Рис. 18.4. Руководство для критической оценки убеждающей речи
Глава 18 · Убедительное выступление
ОБРАЗЕЦ РЕЧИ:
ОПАСНЫЕ ГРУЗОВИКИ,
РЕЧЬ ШАРОН С. ФРАНКЕЛ1
В этом разделе мы приводим в качестве примера
конспект речи, направленной на убеждение, план
речи и саму речь.
Конспект речи
Конкретная цель: Я хочу, чтобы мои слушатели
были убеждены, что мы должны решить проблему
гибели людей на дорогах, причиной которой являют
ся небезопасные грузовики.
Введение
I. Хейди Джодженсон погибла в автокатастрофе
по вине грузовика вечером того самого дня, когда она
договорилась о своей предстоящей свадьбе.
II. Индустрия грузовых перевозок должна нести
ответственность за все возрастающее число автока
тастроф с участием грузовиков.
Тезис: Отсутствие безопасности грузовых перево
зок — постоянно растущая проблема, которая долж
на быть решена, прежде чем еще больше людей бес
смысленно потеряют свою жизнь.
Основная часть
I. Безопасность грузовых перевозок — серьезная
проблема.
А. Более 75 000 грузовиков на дорогах Соединен
ных Штатов ежегодно становятся участниками
250 000 дорожных катастроф с 6000 смертельны
ми исходами.
Б. В то время как для большинства транспортных
средств уровень автокатастроф со смертельным
исходом остается постоянным, планка смертей,
связанных с грузовиками, поднялась с 1992 года
на 20%.
(Теперь, когда мы видим размеры проблемы, да
вайте рассмотрим ее причины.)
II. Индустрия грузовых перевозок отличается
ужасающими порядками в области безопасности.
А. Самое худшее — это практика заставлять водите
лей находиться за рулем слишком много времени.
1. Тридцать процентов аварий грузовиков вы
званы усталостью водителей.
2. Водители грузовиков находятся за рулем от
66 до 75 часов в неделю, хотя предполагается,
что их рабочее время должно быть ограничено
60 часами.
3. Американская ассоциация грузоперевозок
хочет изменить закон так, чтобы он позволял
водителем дольше оставаться в дороге.
Б. Почти так же плохо то, что индустрия грузопе
ревозок не затрудняет себя применением нового,
доступного оборудования безопасности.
1. Грузовые компании скептически оценивают
издержки.
2. Более того, грузовые компании отказывают
ся признать выгоды безопасности.
(Болезнь серьезна, но лекарство от нее относи
тельно просто.)
III. Есть два способа, которыми можно значитель
но уменьшить проблему.
А. Во первых, правительство должно занять более
активную позицию.
1. Надо подтолкнуть правительство, чтобы оно
принуждало исполнять законы, которые уже
приняты.
2. Правительство должно принять закон, увели
чивающий наказание для нарушителей правил
безопасности.
3. Правительство должно принять закон, требу
ющий, чтобы компании устанавливали обору
дование, обеспечивающее безопасность.
Б. Во вторых, мы сами можем кое что сделать.
1. Мы можем влиять на Конгресс с целью за
ставить его действовать.
2. Мы можем сами играть более активную роль,
стараясь быть осторожнее на дороге.
Заключение
I. Мы видим, как серьезна проблема.
II. Мы должны решить эту проблему, если счита
ем, что наши жизни стоят дороже жалких 2400 дол
ларов, выплаченных грузовой компанией в качестве
штрафа за дорожное происшествие, в котором погиб
ла Хейди Джордженсон.
Источники
Chappell, Lindsay. Push for Big Rig Safety May
Benefit Suppliers. Automotive News, September 6, 1999,
p. 20.
Lavelle, Marianne. The Killer Trucks: Lax Safety
Rules, Long Hours Wreak Havoc on the Roads. U. S.
News & World Report, September 13, 1999, p.12–18.
«Big Rig Crash». KTVU News, Channel 2, January
24, 2000.
«McCain Schuster Motor Carrier Bill». Congres
sional Daily, May 27, 1999.
План речи