Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи
Вы можете попробовать нарисовать ваше семейное родовое древо и изобразить на нем, какими были отношения между членами вашего рода, какие у них были особенности, наследственные болезни. Это дает возможность проследить цепь закономерностей: вот у мужчин семейное насилие из поколения в поколение, а вот у женщин наследственный рак, как следствие непрожитого (подавленного, непроявленного, неотреагированного) гнева. И так далее. Что вы сами взяли из этой цепи? Какую роль вы играете в вашем родовом сценарии?
Попробуйте фиксировать в дневнике все события, что с вами происходит – не столько внешние (события), сколько внутренние (сновидения и мысли).
Родительские сценарии заданы ролью: если вы Вот Такой Персонаж , то ваша жизнь должна сложиться так, а если Вот Эдакий – то вот так. Замечаете ли вы, как втягиваетесь в некий сценарий, в котором должны вести себя в соответствии с заданной ролью, например, Супермена/Супервумэн, Неудачника/Неудачницы, Отца/Матери, Жены/Мужа, Холостяка/Независимой Дивы. Замечаете ли вы, что в случаях кризисной ситуации или, наоборот, когда у вас что-то улучшается, вы просто меняете роль и соответствующий сценарий? И дальше этот сценарий определяет все: что вы должны делать, что не должны, как вы общаетесь с людьми, как реагируете на те или иные события. Вы заключаете себя в рамки роли и сценарий, подчас лишая себя возможности найти адекватный выход в сложных ситуациях, потому что этот выход может оказаться выходом из роли. И тогда вы непременно сваливаетесь в некую противоположную роль со всеми вытекающими из этого последствиями.
Почему это так происходит? Потому что сценарий – это некоторая гарантия безопасности, определенность, которая притупляет тревогу по поводу будущего. Вы замечали – во время кризиса есть период шока, когда не знаешь, как жить дальше? И тревога проходит только тогда, когда находишь для себя некоторую понятную поведенческую модель, роль, определяющую дальнейшие действия.
Однако, получая безопасность, мы теряем возможность выйти за рамки привычных ролей и найти для себя новые формы жизни.
Вам когда-нибудь надоедали ваши привычные роли?
Трудно избавиться от ролей и от сценариев, потому что в них есть свой смысл: ставить цели и задачи и на пути к ним формировать в себе какие-то нужные качества.
Однако можно развиваться в рамках двух-трех ролей или менять свою роль на новую каждый раз, когда вас к этому подталкивают жизненные события. Менять с тем, чтобы быть адекватным тому, что происходит, чтобы вписываться в повороты судьбы с наименьшим для себя ущербом, да еще и приобретая что-то новое.
Для этого есть один хороший способ. Он заключается в том, чтобы в момент кризиса удержаться от «падения» в привычную противоположную роль и просто остаться в состоянии неопределенности роли. С неясным будущим. С неопределенным сценарием. В совершенном непонимании, что дальше делать. Остаться там и побыть, не пытаясь определить для себя, как теперь следует поступать. Остаться в понимании, что то, что было раньше, вам уже больше не подходит, но и нового пока нет.
И тогда реагировать, как реагируется, проживая свои чувства максимально полно, не уходя от них с помощью алкоголя, телевизора или работы, не пряча свои переживания, не играя привычной роли воина, потому что все это только тормозит развитие.
Чтобы получить новую возможность, нужно избавляться от старых излюбленных способов поведения. Это трудно. Привычка – сильная вещь. Однако благодаря тренировке новая модель реагирования, пусть и небезупречная вначале, станет вашей новой привычкой – привычка выходить в нейтральную точку и смотреть, что будет для вас актуально теперь, в новой для вас ситуации. Из нейтральной точки можно двигаться в любом направлении, какое бы вы ни выбрали, по своему желанию, а не по привычке.
Говори умно, враг подслушивает.
Станислав Ежи Лец
Мировоззрение конкретного человека и весь круг проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни, в общении с другими людьми, выражается и определяется с помощью слов, а, точнее, смыслов, которые мы в них вкладываем. Двусмысленности – причина частого недоумения: «я ему верила, а он оказался не такой». Чему, на самом деле верила? Своим представлениям и смыслам слов, которые говорил он, а не его словам. Мы все имеем привычку «договаривать» за людей смысл того, что они нам сообщают. И тогда это становится проблемой. Совсем уж комично и трагично, когда вы общаетесь с человеком совершенно на разных языках, и тогда получается, что каждый просто говорит о своем. Мало того, некоторые люди даже не догадываются, что та цепочка внутреннего диалога, которая произошла в их уме с того момента, как вы сказали что-то, не очевидна ни для кого, кроме них самих. И тогда те результаты, которые они выдают на поверхность в диалог, могут быть не просто непонятным, а местами даже и неожиданными.
Вчитываясь или вслушиваясь в слова, воин понимает, что он усваивает слова,