Психология больших социальных групп: классы, этносы. Психология массового поведения
Большая социальная группа разделяется на два вида: стихийно возникающие общности, куда можно отнести публику, толпу и аудиторию. Ко второму виду относят профессиональные группы, социальные классы и этнические группы.
Для больших социальных групп характерны общие черты, которые отличают их от малых групп. В такой группе преобладает специфический регулятор социального поведения, которого нет в малой группе. Это их обычаи, нравы и традиции. Не самую последнюю роль в психологии больших социальных групп играет наличие специфического языка.
Психология больших социальных групп структурирована целым рядом характерных элементов. Это различные психические свойства, состояния и процессы.
Многие исследователи выделяют две части содержания психологии: эмоциональная сфера, в которую входят интересы, потребности, настроения и психический склад (национальный характер, вкусы, традиции, обычаи и пр.). Каждый из перечисленных элементов становится предметом специальных психологических анализов.
Психология больших социальных групп зависит от того, какая роль отведена коллективному опыту и как он усваивается каждой личностью. Поэтому получается, что в психологию социальной группы входит некоторая часть психологии личности.
При анализе психологии больших социальных групп применяются традиционные методы для социологии, которые включают в себя различные приемы корреляционного исследования и статистического анализа.
Кроме вышеперечисленных методов исследования, психология больших социальных групп использует приемы, которые приняты в языкознании, так как приходится сталкиваться с исследованием знаковых систем.
Анализ изучения психологии социальных групп можно подкрепить примерами, которые получены при исследовании конкретных групп.
Психология социальных классов. Общий быт рабочего класса и условия труда определяет структуру его потребностей в целом. Общие интересы являются неотъемлемым элементом эмоциональной сферы психологии социального класса.
Также в классовую психологию можно включить такие потребности, как социальная ориентация личности и набор социальных ролей.
Выделяют следующие общие признаки больших групп.
1. Нравы, обычаи, традиции.
2. Образ жизни. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»).
Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно-здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.
3. Специфический язык.
4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования больших
групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, протекающих в одно и тоже время), диахрони-зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).
Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.
Исследователи выделяют две составные части этой структуры:
1) психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);
2) эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение). Психологические характеристики большой
группы не являются простой суммой индивидуальных черт отдельных личностей. По мнению Л. С. Выготского, коллективная психология изучает лишь ту часть личной психологии, которая считается собственностью коллектива. Это то типичное, что порождено общими условиями существования, но не есть одинаковое для всех (например, молодежь начала XXI в.). Не все черты группы присущи каждому члену группы, так как каждый обладает индивидуальными характеристиками, в различной степени вовлечен в сферы жизнедеятельности и т. д.
Французская школа разработала концепцию социальных представлений С. Моско-виси, которая предлагает метод исследования больших групп. Анализируются социальные представления различных больших групп, и через них познается их психология. Так считают А. В. Донцов, Т. П. Емельянова. По мнению Г. М. Андреевой, социальные представления вырабатываются на основе опыта, деятельности группы, обращаясь к житейскому опыту, способствуют формированию групповой идентичности.
Из этой концепции вытекает понятие менталитет как интегральная характеристика некой культуры, отражающей своеобразное видение и понимание мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.