Лидер как агент перемен
После того как лидер изменился сам и провел черту между «переменами ради перемен» и необходимыми переменами, он обязан стать агентом перемен в своей организации. В нашем мире, где все меняется так быстро, лидер должен находиться на переднем фронте, определяя направление дальнейшего роста и развития и показывая дорогу к новым целям. Прежде всего ему следует усвоить две важнейшие составные части процесса осуществления изменений: во-первых, знать необходимые «технические требования», во-вторых, понимать значение позитивной установки и мотивации людей. И то, и другое играет важнейшую, решающую роль во всем процессе. Но чаще всего неудачи бывают следствием недостатка мотивации или неверной установки, а вовсе не нехватки технических знаний и навыков.
Начальник, руководитель, обычно бывает лучше «подкован» технически, тогда как лидер понимает значение позиции и мотивации намного лучше, чем это требуется от последователей. Обратите внимание: на начальном этапе решающее значение имеет опыт лидера. Никакие перемены невозможны, если не учтены психологические потребности. Но когда процесс уже пошел, для его поддержания необходим опыт и знания руководителя.
Боб Биль в книге «Станьте уверенным лидером» говорит: «Необходимость перемен может быть осознана на логическом уровне, но тем не менее вызывать чувство тревоги на психологическом уровне. Каждому человеку нужна уютная, обжитая ниша, и когда она вдруг начинает изменяться, человек испытывает чувство напряженности и неуверенности. Поэтому, задумываясь о переменах, необходимо прежде всего учесть психологию людей»*.
Когда вы сталкиваетесь с необходимостью перемен, сделайте следующее упражнение. Составьте список плюсов и минусов, логически вытекающих из новой ситуации, а затем еще один список, в котором отметьте психологические плюсы и минусы. Перечитайте готовые списки, и ситуация сразу же станет яснее. Может быть, вы скажете: «Логичес-
* Bobb Biehl, Increasing Your Leadership Confidence (Sisters, Questar Publishers, 1989).
ки все однозначно, но мне не хочется соглашаться с этим, я не готов принять это».
Может случиться и обратное: планируемые изменения не затронут вашу психологическую безопасность, но внимательное изучение всех логических плюсов и минусов покажет, что это не то, что вам нужно. Ключевой момент — четкое различие между логическими и психологическими аспектами проблемы.
СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ: НЕМНОГО ИСТОРИИ
Ни одно дело не дается так тяжело, не сопряжено с таким риском при минимальной гарантии успеха, как нововведения. Почему? Все, кто прекрасно чувствовал себя при старом порядке вещей, занимают враждебную позицию по отношению к новшествам. Но и те, кому нововведения могли бы принести выгоду, тоже относятся к грядущим переменам настороженно.
Сопротивление нововведениям — всеобщая болезнь, поражающая все социальные слои и все культуры. Она буквально хватает за горло каждое последующее поколение, пытаясь остановить прогресс. Порой даже образованные люди, столкнувшись с необходимостью перемен, все равно оставались при старых убеждениях.
На протяжении многих столетий вслед за Аристотелем люди считали, что скорость свободного падения предмета зависит от его массы: чем предмет тяжелее, тем быстрее он упадет на землю. Аристотеля считали величайшим мыслителем всех времен, и было просто невозможно предположить, что он мог ошибаться. При этом обнаружить ошибку Аристотеля было очень просто: требовался всего лишь смельчак, который взял бы два предмета, тяжелый и легкий, и сбросил бы их с высокой башни, чтобы посмотреть, упадет ли тяжелый предмет быстрее легкого. Но за целых две тысячи лет после смерти Аристотеля такого смельчака не нашлось. Он появился лишь в 1589 году. Галилео Галилей собрал ученых мужей у основания Пизанской башни и на их глазах одновременно уронил с вершины башни два предмета, один из которых был в десять раз тяжелее другого. Оба предмета коснулись земли одновременно. Но профессора так верили в общепринятую теорию, что отказались верить своим глазам, продолжая заявлять о правоте Аристотеля.
Наблюдая за движением планет и звезд в телескоп, Галилей подтвердил истинность теории Коперника: Земля не является центром Вселенной, а вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. За пропаганду новой теории Галилей попал в тюрьму, а остаток жизни вынужден был провести под домашним арестом.
Из-за сопротивления нововведениям люди могли потерять здоровье и даже жизнь. Еще в античные времена Гиппократ описал симптомы цинги — болезни, от которой особенно страдали солдаты воюющих армий и жители осажденных городов. Позже, после открытия Америки, цинга стала бичом моряков, отправляющихся в заокеанские плавания. О причинах болезни было известно очень немногое, о способах ее лечения — и того меньше. Врачи создавали различные теории возникновения болезни и на их основании разрабатывали лекарства, но лишь немногие из них давали хоть какой-нибудь эффект.
В 1553 году французский мореплаватель Жак Картье отправился в свое второе путешествие к берегам Ньюфаундленда. В команде было 103 человека. К концу путешествия у 100 из них развилась цинга в тяжелой форме, причинявшая людям ужасные страдания. На помощь больным пришли местные жители, квебекские индейцы. Они принесли больным морякам «чудодейственное снадобье» — настойку из коры и хвои сосны.
Британский адмирал сэр Ричард Хоукинс в 1553 году подсчитал, что за годы, проведенные им в дальних плаваниях, от цинги умерло не меньше десяти тысяч моряков его флота. Как заметил Хоукинс, самым эффективным лекарством от цинги были кислые апельсины и лимоны. Но на слова Хоукинса никто не обратил особого внимания. Никто не подумал, что это открытие может спасти здоровье и жизнь тысячам моряков.
В 1753 году Джеймс Линд, британский морской хирург, ставший впоследствии главным врачом Морского госпиталя в Портсмуте (Англия), опубликовал книгу, в которой предложил простое средство для профилактики цинги. Линд рекомендовал ввести в рацион моряков лимонный сок. В доказательство своей правоты Линд цитировал множество случаев из собственного врачебного опыта.
Зелень и цитрусовые, писал Линд, способны предотвратить развитие цинги. (В действительности, для профилактики цинги годятся любые фрукты и овощи, богатые витамином С, в первую очередь цитрусовые, в меньшей степени — зелень и остальные фрукты.)
Вы, должно быть, думаете, что труд доктора Линда нашел широкое признание, а его автор был осыпан наградами? Ничего подобного! Линда осыпали не наградами, а насмешками. С чувством глубокого разочарования Линд напишет: «Иных людей невозможно заставить поверить, что такую ужасную, смертельно опасную болезнь можно предупредить столь простыми средствами». Люди скорее готовы были поверить в эффективность микстур сложнейшего состава с названиями типа «Противоцинготный золотой эликсир». «Иными людьми», о которых писал Линд, были высокопоставленные милорды из Адмиралтейства и коллеги Линда по профессии.
Сорок лет никто не обращал внимания на рекомендации Линда. За это время только один мореплаватель решил последовать совету доктора — знаменитый капитан Джеймс Кук. Отправляясь в плавание, Кук отдал приказ погрузить на корабли достаточное количество свежих фруктов. В 1794 году Кук был удостоен награды Королевского общества, но британское Адмиралтейство вновь не обратило никакого внимания на свидетельства мореплавателя о пользе свежих фруктов.
Доктор Линд скончался в 1794 году. В этом же году, впервые за много лет, на отправлявшиеся в заокеанское плавание корабли британской эскадры были погружены бочки с лимонным соком. За двадцать три недели плавания ни один моряк не заболел цингой. Но прошло еще десять лет, прежде чем лимонный сок в обязательном порядке вошел в ежедневный рацион мореплавателей. Начиная с этого времени, случаев цинги в британском флоте больше не было*.
Тысячи моряков теряли здоровье и гибли только из-за того, что люди, от которых зависела их судьба, отказывались менять привычные убеждения. Это не просто грустно — это возмутительно! Не позволяйте же, чтобы ваши устойчивые убеждения, ваше упорное нежелание что-либо менять стали непреодолимой преградой на вашем пути.
* Melvin Е. Page, H. Leon Abrams, Jr., Your Body Is Your Doctor (New Canaan, Keats, 1972).
Как пишется слово «позиция»?
_________________________
Слово «позиция», написанное рабочей рукой
_________________________
Слово «позиция», написанное другой рукой.
Выполнение задания:
1. Слева напишите слово «позиция» своей «рабочей» рукой (для правшей — правой, для левшей — левой).
2. Справа напишите слово «позиция» другой рукой.
Смысл задания:
Посмотрев на слово «позиция», написанное не привычной к письму рукой, вы увидите «портрет» нашей типичной позиции, проявляющейся при попытках сделать что-нибудь новое, непривычное для нас. Кто-то даже сказал: «Ничего не стоило бы делать в первый раз».