Концепция бесприродного технического мира
АБСТРАКТ
Есть биосфера, ноосфера и психосфера.
Биосфера - все живое, кроме человека. В сумме этот носитель сознания так же осознает себя как Единое и управляет всеми процессами эволюции. Человек тоже входит в зону управления Биосферой, но у него еще есть более высший Разум - Ноосфера.
Ноосфера - сумма морфогенных информационных полей, материальным носителем которого являются человеки.
Биосфера и ноосфера в пропорциях относятся как мозг с нервной системой человека к его остальному телу. То есть: 2 биллиона клеток физического тела и 17 млрд. нейронов мозга. Малое количество, но высокое качество организации мозга позволяет управлять большим количеством клеток. Имеет быть иерархия. Ноосфера - это и есть фрактал Человека, но в масштабах Земли.
Но пока для того, чтобы управлять всей Биосферой, человечеству не хватает очень маленького момента - ОСОЗНАНИЯ Феномена Ноосферы. Это осознание приведет к формированию инициативной группы КККК, ядра начала лавинообразного процесса объединения человечества (Эффект конденсата Бозе-Эйнштейна) в ином, ноосферном качестве, где каждый человек будет сознательно отказываться от своего индивидуального "Я" для решения общих эволюционных задач, гармоничных как с Ноосферой, так и с Биосферой. То есть - ВФС (Высшая Форма Сознания) есть не индивидуальная способность, а возможность, умение войти в общее поле коллективного сознания, что и есть - Ноосфера. Ноосфера и ВФС оказываются синонимами. Но это не означает, что человек полностью будет лишен индивидуального сознания. Эта возможность так же останется для личностного, индивидуального роста.
И - психосфера - это Единое Мировое Сознание, включающее в себя ВСЁ - Землю с её обитателями, солнечную систему, галактику и все миры нам не известные. Это Сознание и есть Творец, Господь Бог для всего, и мы как частичка Единого так же учтены в его Законе.
НеЗнание Закона не помогает эволюции, а скорее всего - мешает. Где - Знание, это не то, что принадлежит одному человеку, а то, что составляет Единое, - поле акаши. Человек может только ПОНЯТЬ, что - ОН НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ. Он умеет, может воспринимать, настраиваясь на определенные поля. Поэтому – расширение сознания, это возможность научиться воспринимать, Чувствовать Биосферу, Слышать Ноосферу, а потом и Психосферу. Хватит ли его ума для ЭТОГО? Одного – не хватить, а вот при КККК[1] что-то произойдет.
ФЕНОМЕН НООСФЕРЫ (ФН)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Впоискахпутей решения современного экологического кризиса многие авторы неоднократно обращаются к идее ноосферы, но до сих пор нет четкой концепции и модели ноосферы настолько, чтобы эта идея могла быть применима в практическом смысле, и дала реальные результаты, проверенные и зафиксированные научно. На примере нижеприведенных выдержек этот факт неопределенности понятия «ноосфера» становится очевидным.
Концепция ноосферы в изложении члена секретариата «Международного Союза славянских журналистов», советник главного редактора федерального журнала «Национальная безопасность и геополитика России», эксперт-концептолог.
Б. Ю. Татищев.
Чем же является в свете нашей мифологеммы "ноо-сфера" - сфера разума? По общепринятым представлениям "Ноосфера" - сфера разумной деятельности человека, но в первую ли очередь, деятельности материальной? Да, Ноосфера есть и сфера материально проявленной деятельности человека разумного, сфера созданных им материальных объектов - технических, художественных, бытовых. Но более всего ноосфера есть сфера непроявленной энергетики мысли и духа человеческого. Сфера излучений любви и милосердия. Сфера религиозно-духовного горения. Сфера высоких симметрий интеллектуальной духовности тех, кто бестрепетно вступил на сложный и опасный путь индивидуального саморазвития. Недаром о нем говорится: "Кто спит на Пути, потеряет либо шапку, либо голову". Последнее не столь редко, как может показаться человеку со стороны…
… Ноосфера планеты состоит из ноосфер народов и стран точно также, как мировая культура состоит из культур национальных, связанных с традиционным способом мировосприятия каждого народа. Как влияет на Ноосферу гармоничное сотрудничество стран, народов и культур, и как влияют на нее войны, в том числе психологические, идеологические, экономические и информационные, особо разъяснять, надеюсь, не требуется.
Любой народ, любое общество, стремящиеся к истинно благополучному, жизненно здравому и духовно зрелому бытию, должны организовать, обустроить свою совместную жизнь так, чтоб каждый человек, по мере своих сил и способностей, имел достаточно возможностей для осуществления своей "радиально-энергетической" основной космической функции, реализация которой неразрывно связана с исполнением людьми трех форм культуры:
- культуры мирской или простого накопления информации;
- культуры религиозной, связанной с исполнением определенных установлений и ритуалов, облегчающих духовное единение человека с Творцом;
- культуры избранных - культуры духовного и интеллектуального саморазвития человеческой личности, очищенной от грязи гордыни.
Если не совсем понятно – так как взята часть текста, то можно ознакомиться с его книгами:
«Об энергетике ритмов времени и энергетике мерности пространства.»
«Возрождение Ведической культуры и Ведической цивилизации – реальный выход из кризисов и катастроф России»
«логика3.»
Поиск смыслов жизни, принципов развития и закономерностей эволюции продолжает будоражить умы многих теоретиков философов. Приведем примеры из книги «Интегральная философия Кена Уилбера».
Главной слабостью великих традиций было то, что они не отдавали себе ясного отчета в существовании коррелятов разнообразных уровней внутреннего сознания в других секторах. Иными словами, человеческие существа не просто обладают разными уровнями - например, телом, умом, душой и духом, как полагают великие традиции, - но каждый из этих уровней также имеет четыре аспекта интенциональный, поведенческий, культурный и социальный. И эта многомерная решетка - не просто "всеуровневая", но "всеуровневая, всесекторная" - создает волнующие и беспрецедентные возможности для изучения человеческих существ. И в этом, разумеется, и состоит суть интегральных исследований.
(Как логическое продолжение этого ряда: интенциональный, поведенческий, культурный и социальный, - следующее на очереди - исследование ФН. АМ)
В чем-то с идеей ФН (феномена ноосферы) перекликаются работы тех из социальных теоретиков, эко-холистов, эко-феминистов и глубинных экологов, которые используют теорию систем, разумеется, хотят утверждать, что их подход обладает моральным превосходством над всеми остальными. Однако эта моральная ценность не может быть даже выражена, не то что объяснена, в рамках их собственной теории систем, так как, согласно этой теории, все существующие вещи и события суть равноценные нити в общей паутине жизни, и просто не существует способа указать, что одна из них правильна, а другая - нет.
Все происходящее, на самом деле, представляет собой результат действия совокупной системы, и мы не оспариваем и не можем оспаривать действия совокупной системы, поскольку все мы в равной мере являемся отдельными нитями этой паутины. То, что нам кажется злом - это просто нечто, что делает совокупная система, и, таким образом, все этические побуждения растворяются в плоской паутине динамически взаимосвязанных "оно".
Разумеется, многие системные теоретики сразу же пытаются протащить или протолкнуть в свою теорию моральные и нормативные критерии, по существу, заявляя: все, что содействует системе - хорошо, а все, что вредит системе - плохо. Но даже для того, чтобы иметь возможность делать такие заявления, требуется выйти за рамки системы, чтобы прокомментировать ее, а это, согласно теории систем, невозможно. Следовательно, системные теоретики перестают быть таковыми в точности в той мере, в какой они претендуют на моральные или нормативные суждения. Они переходят от описательного языка "оно" к нормативным языкам "я" и "мы" - к понятиям, которые теория систем не понимает и не может понять, и которые, поэтому, приходится контрабандой протаскивать в их общее мировоззрение. И именно в такой степени запрещенные сферы "я" и "мы" снова заявляют о себе как формальные противоречия в плоском и внешнем холизме системного подхода…
Спектр сознания
Интегральные исследования, в целом, посвящены "всеуровневому, всесекторному" воззрению на человеческое сознание и поведение.
(Здесь - так же нет места ФН. АМ.)
Сегодня биологи и медики находятся в самом разгаре интенсивной работы над проектом "Геном человека", направленным на получение карты всех генов в полной последовательности человеческой ДНК. Этот впечатляющий проект обещает революционизировать наши идеи в области человеческого роста, развития, заболеваний и медицинского лечения, и его завершение, безусловно, станет одним из великих достижений в человеческом познании.
Не столь широко известна, но - берусь доказать, что не менее важна работа, которую можно было бы назвать проектом "Человеческое Сознание". На сегодняшний день она проводится уже довольно давно, а ее цель - составить карту всего спектра различных состояний человеческого сознания (включая также области человеческого бессознательного). Этот проект "Человеческое Сознание", в котором участвуют сотни исследователей по всему миру, включает в себя ряд междисциплинарных, полимодальных, и межкультурных подходов, которые вместе обещают обеспечить исчерпывающее картирование всего диапазона сознания - как бы полной последовательности "генов" осознания. (ФН – не учитывается. Он еще не находится в поле зрения исследователей. АМ)
Эти различные направления исследований быстро сходятся со всех сторон к "основной матрице" различных стадий, структур и состояний сознания, доступных для мужчин и женщин. Сравнивая и сопоставляя методы, разработанные в разных культурах - от дзен-буддизма до западного психоанализа, от индуизма Веданты до экзистенциальной феноменологии, от шаманизма до измененных состояний - эти подходы быстро складывают из отдельных фрагментов основополагающую матрицу в спектр сознания используя различные модели, чтобы заполнить пробелы, оставленные другими исследователями. (Здесь - так же нет места ФН. АМ.)
Хотя многие конкретные детали до сих пор интенсивно исследуются, общее количество свидетельств в пользу этого спектра сознания уже настолько значительно, что его существование, по большей части, не вызывает серьезных сомнений. Мы более подробно рассмотрим этот спектр в Главе 1. Пока же просто отметим, что этот спектр, по-видимому, простирается от инстинктивных до эготических и духовных модальностей, от доличностного до личного и надличного опыта, от подсознательных до самосознательных и сверхсознательных состояний, от тела до разума и самого духа.
Пожалуй, наиболее внимательно и подробно изучала этот необычайный спектр сознания дисциплина, известная как трансперсональная психология. Трансперсональную психологию иногда называют "четвертой силой", после первых трех: поведенческой, психоаналитической и гуманистических школ. (Следовательно, ФН - можно теперь назвать «пятой силой», которую нам еще предстоит изучить. АМ)
Само слово "трансперсональный" просто означает "надличный". То есть, трансперсональная ориентация внимательно и аккуратно учитывает все аспекты индивидуальной психологии и психиатрии, а затем добавляет к ним те более глубокие и более высокие аспекты человеческого опыта, которые выходят за пределы обычного и нормального - иными словами, те виды опыта, которые можно назвать "надличными" или "более чем личными" или сверхличными. Таким образом, в своем стремлении более полно и точно отражать весь диапазон человеческого опыта, трансперсональная психология и психиатрия берет в качестве основной исходной точки весь спектр сознания.
Интегральный подход признает и по достоинству оценивает этот всеобъемлющий спектр сознания как лучшую из имеющихся у нас карт Верхнего Левого сектора - карту, ставшую непосредственным результатом выдающегося проекта "Человеческое Сознание".
Однако интегральный подход на этом не останавливается. Суть, конечно, в том, что если признавать и принимать в расчет весь спектр сознания, то он коренным образом меняет любую и каждую дисциплину, с которой он соприкасается - от антропологии до экологии, от философии до искусства, от этики до социологии, и от психологии до политики.
Вот почему мы говорим, что интегральные исследования, в целом, ориентированы на "всеуровневое, всесекторное" представление о человеческом сознании и поведении - охватывающее не просто все сектора, но и все различные уровни и измерения в каждом из этих секторов - весь спектр уровней в интенциональном, культурном и социальном аспектах человеческих существ.
Великие традиции мудрости
… некоторые постмодернистские критики заявляли, что само понятие Великой Цепи, поскольку оно имеет иерархический характер, в определенном смысле деспотично; предполагается, что оно основано на неприятном "ранжировании", а не на сочувственном "связывании". Но это очень наивное возражение. Во-первых, критики иерархии и ранжирования сами прибегают к ранжирующим иерархическим суждениям именно, они заявляют, что их взгляды лучше, чем альтернативные. Другими словами, у них самих имеется очень мощная система ранжирования. Просто она скрыта и неявно выражена (и в высшей степени внутренне противоречива).
Во-вторых, в действительности, Великая Цепь представляет собой то, что Артур Кестлер называл холархией - последовательностью концентрических кругов или вложенных друг в друга сфер, где каждый последующий уровень превосходит предыдущие, но включает их в себя. Это, несомненно, ранжирование - но ранжирование по возрастающей степени всесторонности и охвата, при котором каждый старший уровень включает в себя все большую и большую часть мира и его обитателей, так что высшие или духовные области спектра сознания охватывают и включают в себя абсолютно все. Как мы говорили, это своего рода радикальный универсальный плюрализм.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
КОНЦЕПЦИЯ БЕСПРИРОДНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МИРА
Главное и принципиальное отличие концепции БТМ от остальных путей решения современного экологического кризиса:
Вместо ограничений (численности, потребления, роста людей) концепция БТМ предлагается ускоренное развитие технологий и личности человека. |
Развитие концепции БТМ не отменяет и не противоречит ни одному из других подходов. Наоборот, технология БТМ, является экологически чистой, поскольку варварски не использует природную среду (воду, воздух, леса...).
"В идее БТМ нет ничего нового. Об этом писал ещё В.И.Вернадский, развивая концепцию ноосферы - сферы разума человека."
В.И.Вернадский смог увидеть за деятельностью человека процессы геологического масштаба, способные изменить облик Земли. Однако, Владимир Иванович нигде не уточнял - как именно будет выглядеть ноосфера. Сейчас в литературе можно встретить самые разные трактовки ноосферы. Это и охрана природы, и борьба с промышленностью, и разумное природопользование, и развитие экологически чистых технологий, и разумное управление биосферой (обычный гигантизм), и антивоенная политика... Сам Владимир Иванович считал, что ноосфера должна строиться через внедрение ученых в государственные аппараты. Создание ноосферы, писал Вернадский, - "рано ли, поздно ли, станет целью государственной политики и социального строя." Похоже, что Вернадский достаточно в большой мере связывал построение ноосферы с формирование супергосударства типа СССР. Вот еще одна цитата: "Понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, пронизывающей "научный социализм". (В.И.Вернадский, "Научная мысль как планетное явление", параграф 69. Цитируется по журналу "Век ХХ и мир", 1987, N 9, стр. 39 и 41).
Главное отличие концепции БТМ от ноосферы по Вернадскому в том, что основной упор делается не на науку и эффективное управление, а на повышение творческого потенциала человечества в целом. Это важнейшее условие перехода биосферы на качественно новый уровень. Наука не способна справиться с такой задачей без инструментальной технологии мышления, подобной ТРИЗ и без механизмов формирования творческих личностей, заложенных в ТРТЛ.
Выдержки из статьи 221102человечество на перепутье.htm:ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ПЕРЕПУТЬЕ
(Экологический кризис и концепция БТМ*)
* БТМ - бесприродный технический мир - прим. ДК
© Михаил Семенович Рубин, 1992
[email protected]