Невербальные средства общения
Невербальная коммуникация – движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения.
Невербальная коммуникация включает различные знаковые системы: оптико-кинетическую, пара и экстралингвистическую, пространственно-временную, контакт «глаза в глаза», которые имеют свои особенности.
Оптико-кинетическая система знаков использует жесты, мимика, пантомимика. В целом эту систему можно представить как восприятие свойств общей моторики различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомимика). Эта общая моторика отображает наши эмоциональные реакции, поскольку включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению определенных нюансов, которые воспринимаются неоднозначно при использовании одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что выделилась особая область исследований - кинесика, которая изучает эти проблемы.
Паралингвистические система - это система вокализации речи, характеризующееся качеством голоса, его диапазон, тональность и выражает чувства и состояния человека. Так, спокойный и солидный голос снимает напряженность, возбуждает интерес, а раздраженный - воспринимается как признак агрессивности.
Экстралингвистическая знаковая система - это включение в речь пауз, других нелингвистических компонентов (покашливание, смех), темп речи.
Большое значение имеет распознавание психологического состояния человека на основе «языка тела». В психологии общения собрано очень много знаний о «язык тела», или невербальное общение. Важно показать самые разные варианты распознавания и использования невербальных средств общения, а также обратить внимание на неполную достоверность таких выводов.
В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнера, его жесты. Случается, что ваше сообщение воспринимается неправильно по той простой причине, что оно сопровождается «противоречащими» движениями, позами. Ведь они - как слова в речи. их точность, соответствие тому, что мы хотим выразить, позволяет понять, как это воспринято (с одобрением или враждебно), открытые слушатели или замкнуты, заняты самоконтролем или скучают. «Бессловесный» обратная связь может предупредить, как нужно изменить свое поведение, чтобы достичь нужного результата.
К этим средствам относятся такие, которые не являются основными в передаче информации, а является лишь дополнительным, усиливающими общения. Язык невербального общения является язык жестов, мимики, пантомимики, то есть языком тела, выражающий чувства, эмоции человека. Человек использует для усиления аудиального эффекта самые движения (жесты, экспрессия лица, позы, интонационно-ритмические особенности голоса, прикосновение), выражающие ее психические состояния, его отношение к партнеру, к ситуации общения в целом.
Выразительные движения тела и интерпретация невербального поведения зависят от возраста, личностных особенностей людей, а также от ситуации общения, коммуникативных задач и коммуникативных установок.
Выделим виды невербальных средств общения:
1. Визуальные:
· Кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка.
Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. Походка- это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.
Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.
· Выражение глаз; выражение лица - организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние или реакцию на сообщение. Выражение лица имеет большое значение в общении, так как оно передает шесть основных эмоций: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств.
· Поза, осанка, положение головы. Поза - это положение тела. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.
Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.
· Направление взгляда, визуальные контакты. Смотреть на говорящего- означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.
По своей специфике взгляд может быть:
а) деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
б) социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения;
в) интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении;
г) взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
· Кожные реакции: покраснение, побледнение, потливость;
· Проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
· Вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
· Средства преобразования природной телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках.
2. Акустические:
· Паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука;
· Экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.
Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
· Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
· Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
· Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
· Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..
В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационной речи, как высота, громкость голоса, его тембр.
Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.
Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.
Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.
Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.
Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.
Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.
3. Тактильные:
· Такесика: прикосновение, рукопожатие, объятия, поцелуй.
Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.
Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе. Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.
Рукопожатия делятся на 3 вида: - доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз); - покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх); -равноправное.
Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.
Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.
Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.
Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.
Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.
4. Ольфакторных:
· Приятные и неприятные запахи окружающей среды;
· Природный и искусственный запахи человека.
Много информации может дать жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем.
Существуют народы, которые через свои национальные особенности и традиции уделяют жеста очень большое значение. Например, ученые подсчитали, что при разговоре мексиканец течение одного часа использует в среднем 180 жестов, француз-120, итальянец - 80, финн - 1, англичанин - 0.
Таким образом, общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. По моему мнению, вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как «проезд закрыт», «остановись». Говоря друг с другом, мы выбираем из обширного поля возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.
Однако, я считаю, для психологии активности и поведения особую важность представляют и невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации. Я считаю, что в процессе общения мы больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения. Я считаю, что эффективность общения невербальными средствами определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему вполне выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу
Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, эти проявления увидеть и интерпретировать, то есть понять, что за ним кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением. Мы получаем в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.