Требования к организации обследования
Индивидуальное тестирование.
1. Прием в отдельном кабинете.
2. Психолог должен встречать клиента стоя, идя к нему навстречу (доброжелательность, доверительная атмосфера).
При выборе места для клиента, мы ориентируемся на такие показатели:
- характер задания;
- мы не должны нарушать личное пространство клиента;
- чувство безопасности, защищенности.
Если родитель изъявит желание присутствовать при психодиагностическом обследовании, то мы не в праве отказывать.
Также обследование ребенка должно быть согласовано с родителями.
Если обследование касается взаимоотношений с родителями, то задача психолога – убедить родителя в отсутствии при обследовании.
Если родитель не согласится, то его необходимо вывести из поля зрения ребенка и занять родителя чем-либо (пр: почитать журнал и т.д.).
3. Создание положительной мотивации на обследование:
- своим вниманием к клиенту, к тому, что он делает;
- демонстрируем доброжелательность (это располагает клиента к психологу);
- побеседовать на тему, не относящиеся к обследованию;
- иметь информацию о клиенте, о его интересах, склонностях, и в ходе беседы сделать акценты на его интересах.
Обращение к клиенту: получить информацию о том, какое имя наиболее приемлемо для клиента.
Смысл беседы:
- снятие психологического напряжения;
- снятие страха.
Это особенно важно для клиента, который ранее не имел опыта работы с психологом → необходимо максимально снять эту неопределенность и т.п.
Нельзя перемотивировать клиента, т.к. может произойти обратный эффект.
4. Ситуация тестирования.
- знакомство с инструкцией:
* обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию;
* иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию.
- когда идет самотестирование, мы следим за тем, чтобы при появлении затруднений вовремя прийти на помощь клиенту, сформулировать вопрос. Очень важно наблюдать за работой клиента.
- когда у клиента возникают вопросы:
* если объект – методика: «прочитай внимательнее», «подумай еще» и т.д.
*ни в коем случае не отмахиваться от клиента: 1) должны быть ситуации, которые имели место в опыте клиента; 2) возможно переформулирование вопроса, но не вкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиент должен отвечать на вопрос приближенно к инструкции.
- контакт необходим при групповом обследовании. Если на каком-то вопросе возник сбой и человек потом вернулся к этому вопросу и были исправления, то в протоколе обследования это необходимо учитывать и помечать.
- во время тестирования необходимо поддерживать мотивацию, созданную на начальном этапе.
- если наблюдается утомление и происходит снижение интереса, то в индивидуальном обследовании можно сделать перерыв, сделать другие упражнения.
Если не получается снять напряжение, то занятие прекращается.
5. На результаты психодиагностического обследования влияет очень много факторов.
- психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование:
* внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы.
* на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы).
* профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту.
- особенности клиента – при проведении психодиагностического обследования клиент должен быть настроен на обследование, должен быть физически не утомлен, у него не должны происходить какие-то важные события в жизни и т.д.
Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД.
6. При проведении психодиагностической работы является очень важным поведение клиента (особенно при проективных методиках) во время выполнения задания (остановки, разговоры (пр: во время рисования)).
Как вести эти записи:
- использование технических средств;
- система фиксации поведения обследуемого (некая система знаков для быстроты записи).
НО!! Записывать довольно сложно, и это вызывает отрицательное отношение к психологу (→ недоверие) + интерес «что пишет» (→ отвлекается).
+ надо фиксировать отклонения, которые могут быть в стандартизированном обследовании, чтобы при интерпретации увидеть – оказал влияние этот фактор (и как?) или нет.
7. Завершение обследования – очень важно показать клиенту, насколько вы удовлетворены этим обследованием (важно для дальнейшей мотивации/ для следующих обследований).