Семестр - 24 часа
Тема 1. Сущность и основные понятия уголовного судопроизводства (уголовного процесса). Уголовно-процессуальное право и его источники – 4 часа (2 часа) 2
Занятие 1 – 2 часа (1 час)
1. Понятие и сущность уголовного судопроизводства. Назначение уголовного процесса и его типы (формы).
2. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства. УПК РФ. Его структура.
3. Уголовно-процессуальное право, его содержание и значение.
4. Источники уголовно-процессуального права: понятие, виды и характеристика. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права.
5. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
6. Значение решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, для регулирования уголовно-процессуальной деятельности.
Задание к семинарскому занятию:
Объясните, почему УПК РФ является основным источником уголовно-процессуального права?
Какие иные источники уголовно-процессуального права Вы можете назвать?
Найдите какое-либо решение Европейского Суда по правам человека в отношении Российской Федерации и определите, какое значение для регулирования уголовно-процессуальной деятельности оно имеет?
Изучите Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 5 марта 2004 г. (с изм., внесенными Постановлениями от 5 декабря 2006 г. № 60, от 11 января 2007 г. № 1)
«О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[4]
Занятие 2 – 2 часа (1 час)
1. Особенности строения и виды уголовно-процессуальных норм.
2 .Юридический состав и особенности уголовно-процессуальных правоотношений. Возникновение и прекращение уголовно-процессуального правоотношения.
3. Процессуальная форма, её значение и последствия нарушения.
4. Процессуально-правовые гарантии, их виды и формы закрепления в УПК РФ.
Задание к семинарскому занятию:
Изучите Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[5].
Проанализируйте уголовно-процессуальную норму (по выбору): определите ее строение и принадлежность к тому или иному виду правовых норм.
Тема 2. Принципы уголовного судопроизводства – 4 часа
1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
2. Значение конституционных норм для закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве принципов уголовного судопроизводства.
3. Значение правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека для раскрытия содержания отдельных принципов уголовного судопроизводства.
4. Характеристика отдельных принципов (по выбору преподавателя).
Задание к семинарскому занятию:
Раскройте содержание и значение отдельных принципов для осуществления уголовным судопроизводством своего назначения. Приведите примеры правовых последствий нарушения принципов уголовного судопроизводства ( используйте материалы судебной практики, например, из журнала «Бюллетень Верховного Суда РФ»).
Тема 3. Участники уголовного судопроизводства – 4 часа
Занятие 1 – 2 часа
1. Понятие участников уголовного судопроизводства, их классификация.
2. Уголовно-процессуальные функции, их виды. Значение разделения уголовно-процессуальных функций для классификации участников уголовного судопроизводства.
3. Суд – орган правосудия. Полномочия суда на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства. Состав суда. Подсудность.
4. Прокурор в уголовном процессе. Различие полномочий прокурора на досудебных и судебных стадиях.
5. Органы и лица, производящие предварительное следствие и дознание: следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель. Процессуальная самостоятельность следователя и дознавателя: сходство и различия. Полномочия прокурора по надзору за следствием и дознанием.
6. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, их представители: особенности процессуального положения.
Задание к семинарскому занятию:
Изучите решения Конституционного Суда РФ, содержащие правовые позиции по каким-либо аспектам статуса суда и участников уголовного производства на стороне обвинения.
Занятие 2 – 2 часа
1. Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства: момент наделения процессуальным статусом, процессуальное положение.
2. Обвиняемый в уголовном судопроизводстве: понятие, процессуальное положение.
Содержание и значение правовой позиции Конституционного Суда РФ относительно статуса обвиняемого, изложенной в Постановлении от 27 июня 2000 г.
3. Защитник, его процессуальное положение. Момент вступления в дело, приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника, отказ от защитника.
4. Гражданский ответчик и его представитель: особенности процессуального положения.
5. Иные участники уголовного судопроизводства: виды, особенности процессуального положения.
Задание к семинарскому занятию:
1. Найдите и изучите решения Конституционного Суда РФ, содержащие правовые позиции по каким-либо аспектам статуса участников на стороне защиты и иных участников уголовного судопроизводства[6].
2. Подготовьте к семинарскому занятию примеры нарушений прав участников уголовного судопроизводства и укажите последствия выявления таких нарушений в судебной практике Верховным судом РФ (например, см. «Бюллетень Верховного Суда РФ»).
Тема 4. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве – 6 часов
Занятие 1 – 2 часа
1. Понятие доказывания в уголовном процессе, его цель.
2. Понятие и содержание доказательственного права и теории доказательств.
3. Предмет доказывания. Общий и специальный предмет доказывания. Доказательственные, общеизвестные и отрицательные факты. Пределы доказывания по уголовному делу, их значение. Цель доказывания.
4. Соотношение предмета доказывания и признаков состава преступления.
Задание к семинарскому занятию:
По фабуле любого уголовного дела, изложенной в «Бюллетене Верховного Суда РФ», определите предмет доказывания, подлежавший установлению по данному делу.
Занятие 2 – 2 часа
1. Понятие доказательств и свойства доказательств по уголовному делу. Источники доказательств.
2. Относимость доказательств.
3. Допустимость доказательств. Критерии допустимости. Недопустимые доказательств.
4. Последствия признания доказательств недопустимыми.
5. Достоверность и достаточность доказательств.
Задание к семинарскому занятию:
Найдите и проанализируйте примеры из судебной практики (См. в журн. «Бюллетень Верховного Суда РФ»), касающиеся свойств доказательств и их оценки судом.
Занятие 3 – 2 часа
1. Классификация доказательств, ее основание и практическое значение.
2. Процесс доказывания и его этапы. Правила оценки доказательств.
3. Субъекты доказывания. Обязанность доказывания в уголовном судопроизводстве.
4. Влияние презумпции невиновности на содержание доказательственной деятельности.
Задание к семинарскому занятию:
Изучите примеры из судебной практики (См. в журн. «Бюллетень Верховного Суда РФ») и определите, какие из доказательств являются прямыми, а какие косвенными, первоначальными и производными, обвинительными и оправдательными. В чем состоит обоснование и практическое значение такой классификации?
Тема 5. Виды доказательств – 6 часов1 (8 часов –ИП)
Занятие 1 – 2 часа (3 часа –ИП)
1. Показания подозреваемого. Их предмет и оценка.
2. Показания обвиняемого. Их предмет и оценка. Особенности оценки признания обвиняемым своей вины.
Занятие 2 – 2 часа (3 часа –ИП)
1. Показания свидетеля, их предмет. Круг лиц, допрашиваемых в качестве свидетелей. Свидетельский иммунитет. Проверка и оценка свидетельских показаний.
2. Показания потерпевшего, их предмет и оценка. Особенности оценки показаний потерпевшего.
Занятие 3 – 2 часа
1. Заключение эксперта. Понятие и виды экспертиз. Случаи обязательного назначения экспертизы. Особенности оценки заключения эксперта. Показания эксперта. Заключение и показания специалиста.
2. Вещественные доказательства: понятие и процессуальная форма. Их виды и оценка.
3. Документы как самостоятельный вид доказательств. Их отличие от вещественных доказательств.
4. Протоколы следственных действий и судебного заседания.