Приоритеты профориентационной работы в условиях современной России

Выделенные приоритеты имеют смысл только на фоне тради­ционной профориентационной помощи. В данном случае приори­тет — это поиск нового, рискованного варианта помощи в изме­няющихся условиях. Но такой поиск может быть и неудачным, поэтому традиционные (и в чем-то даже устаревшие) формы ра­боты — это своеобразная «подстраховка» на случай неудачи. Это гарантия того, что хоть какая-то минимальная помощь клиенту (учащемуся) будет оказана. Традиционно выделяются следующие направления профориентационной помощи: профинформация, профреклама, профагитация, профпросвещение, профессиональ­ная диагностика (профотбор, профподбор), профконсультация, помощь в трудоустройстве и т. п.

На этом фоне выделяются приоритетные направления твор­ческого поиска профконсультанта.

Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реаль­ным соцаяьно-экономическим условиям «рынка». Выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант нахождения сво­его места в обществе. Однако и при таком приоритете перспектив­ной представляется идея «опережающей профконсультации», т.е. ориентация не только на то, что есть сейчас, но и с учетом воз­можных будущих изменений в обществе.

Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совер­шать разные профессиональные и жизненные выборы. Важно при этом ориентировать клиента на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но действенный социальный оптимизм и вера в свое предназна­чение обязательно должны сочетаться со способностью адаптиро­ваться в реальном мире.

Формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося че­ловека. Идея такого «тыла» подсказана самой профконсультаци-онной практикой: иногда самоопределяющийся человек рассуж­дает примерно так: «Сначала я должен чего-то добиться в этом мире (приобрести престижную и денежную профессию, устро­иться, купить то-то и то-то...), а затем можно заняться и люби­мым делом...» Правда, далеко не все потом действительно зани­маются своим любимым делом, так как «бизнес» сильно затягивает и накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Часто потом та­кие люди пытаются реализовать себя в своих детях...

«Тыл» многими людьми понимается как основа самостоятель­ности, творчества и совести (например, хорошо быть честным и порядочным, когда есть надежные «тылы»), как условие для дей­ствительно значимого дела жизни. Варианты «тылов» могут быть самые разные: хорошее образование (раньше значок о высшем образовании вообще называли «поплавком»), воспитание, бога­тые родственники, связи, коммуникативные способности, место проживания — прописка и т. п. К «тыловым ресурсам» можно от­нести и умение входить в социально-профессиональную или учеб­но-профессиональную среду (в «профессиональную тусовку»).

Применительно ко многим людям вхождение в социально-профессиональную «тусовку» — это прекрасный вариант обеспе­чения «тылов» для успешной карьеры. «Специалист в тусовке» имеет для успешной карьеры гораздо больше шансов, чем «специалист, который работает сам по себе». При этом сначала важно быть при­нятым в такую «тусовку» (или стать «студентом в тусовке», или





стать «специалистом в тусовке»). Однако если затем у работника (или у студента) появится истинная потребность творить, прояв­лять свое достоинство, то может возникнуть другая проблема — проблема безболезненного выхода «из тусовки», ведь известно, что социально-профессиональная среда сильно ограничивает про­фессионала в развитии. Часто на первый план в «тусовке» выходят не профессионализм, а такие качества, как яркость, эффектная скандальность и склочность или же непонятно на чем основанная «харизматичность» (члены «тусовок» любят, когда кто-то из их среды обладает «особыми качествами»).

И тогда важнейшим профессиональным выбором станет поиск путей обретения подлинной самостоятельности через преодоле­ние «общественного мнения», через выход из «тусовки» и обрете­ние качественно иного «психологического тыла». Может, именно с этого момента человек по-настоящему и становится субъектом профессионального самоопределения?

Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху (часто это бывает неизбежно). Надо сразу разграничить «внутренний компромисс» и «сделку с совестью»: сделка с сове­стью — это уступка в значимой ценности (в чем-то «святом»), а внутренний компромисс — это искусство уступать в малом, несу­щественном. Это чем-то напоминает «психосоциальный морато­рий» (по Э.Эриксону), когда молодой человек уже готов что-то сделать, но общая ситуация ему не позволяет реализовать себя в каком-то поступке. Таких психосоциальных (или психопрофессио­нальных) «мораториев» на протяжении трудовой жизни у каждо­го самоопределяющегося человека будет немало.

Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь — построение системы (иерархии) цен­ностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для данного че­ловека. Именно построение такой иерархии смыслов станет важ­нейшим условием отличения существенной ценности («святыни») от менее существенной ценности, т.е. условием совершения до­стойного внутреннего компромисса.

Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведе­нию в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (как своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы — это кризисы, через которые проходят большинство людей (на­пример, возрастные кризисы). Ненормативные кризисы — это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т.п.).

Сама реализация кризиса как «шанса» может рассматриваться трояко: 1) как реализация чего-то неизбежного, почти предопре-

деленного («шанс нормативный»); 2) как реализация незапла­нированной жизненной сложности (проблема готовности к «сюрпризам жизни»); 3) как самостоятельное усложнение для себя жизненной ситуации, т. е. не столько «ожидание шанса» или «реа­гирование» на него, сколько «создание шанса» (более творческая позиция для неугомонных, ищущих людей).

Проблема для профконсультанта (или для педагога-психоло­га в школе) — как предотвратить деградацию личности в мо­мент жизненного испытания и обеспечить переход человека на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (т.е. как научить человека «воспользоваться своим шансом»). Эта проблема связана с другой проблемой: какими психолого-педаго­гическими средствами все это обеспечить?

Общая логика реализации выделенных приоритетов:

дальнейшая теоретическая проработка проблемных направле­ний развития профориентационной помощи;

постепенная разработка новых (приоритетных) методик;

постепенное включение новых методик в контекст традицион­ных форм и методов профессионального самоопределения;

постоянная корректировка этих методов в зависимости от из­менения ситуации.

Наши рекомендации