Жизнедеятельность и психологическое

Состояние предварительно заключенных

И осужденных

Тюрьмы предварительного заключения, следственные изолято­ры (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невинов-

§ 2. Жизнедеятельность осужденных

ными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом; тяже­лым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным на самооговор, чтобы побыстрее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения

Основной особенностью психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения.У осужденного появляются механизмы психологической защи­ты, а в ряде случаев — механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на «воспитательные» воздействия. Стихийно возникают первичные малые группы. Микроклимат этой группы и оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии заключенного, ассимиляцию им тю­ремной субкультуры, на возникновение барьеров во взаимоот­ношениях с тюремным персоналом.

Психологический анализ личности осужденного, выявление и коррекция его поведенческих дефектов, индивидуально адре­сованные меры по ресоциализации личности осужденного — все это остается пока за пределами возможностей наших исправи­тельных учреждений. Тюрьма — замкнутая система с высокой концентрацией социально деформированных индивидов. Здесь возможности человека, его коммуникативные, познавательные, атем более этические и эстетические потребности находятся в состоянии депривации, резкого ограничения. Ограничивается сама сущность человека

56. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО.

Для ресоциализации личности осужденного необходимо знать личностные особенности каждого осужденного.Задача эта сложна и трудоемка. Ее решение требует специальных психологических

516 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных

познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведе­ния, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.

Источники получения информации о личности и методы ее изучения следующие.

1. Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристи­кой, данной различными учреждениями и следователем, с со­держанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих осо­бенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном со­обществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, со­циальных связей.

2. Объективное и включенное наблюдение — получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельнос­ти: особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдель­ных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые мес­та» психики, зоны повышенной чувствительности.

3. Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе в целях выявления личностных позиций, системы его отношений к различным со­циально значимым явлениям, жизненного пути личности, воз­можностей опоры на положительные качества личности.

4. Анализ данных медицинского (соматического и психотера­певтического) обследования — ознакомление с состоянием фи­зического и психического здоровья осужденного, с рекомендаци­ями по организации его труда и быта в связи с возможными лич­ностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.

5. Анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных особенностях (уровне интеллектуальных возможностей, широте кругозора, глубине и обоснованности суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (спе­цифике принятия решений, их транзитивности или нетранзи­тивности, самостоятельности и настойчивости реализации, сфе­ре импульсивных проявлений, преобладающих эмоциональных состояниях, склонности к аффективному поведению).

6. Анализ результатов различных воспитательных воздей­
ствий (разработка системы средств эффективного ресоциализи-

§ 3. Изучение личности осужденного

рующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

Эффективностьисправительного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осуж­денным.Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов.

Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать:

• где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жиз­ни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой;

• наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства: был ли рожден в браке, воспитывался ли обо­ими родителями или одним из них, в каких материальных усло­виях, какие обстоятельства семейной жизни имели психотрав-мирующее воздействие, какое получил образование, какую име­ет профессию и специальность, где. работал до осуждения и какие были взаимоотношения с окружающими, имел ли семью, к кому был особенно привязан, кого чаще всего вспоминает и по каким поводам, каким наказаниям подвергался, какова шка­ла предпочтений; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление, какие чувства испытал при этом, где и при каких условиях при­ходилось отбывать наказание, чем занимался после отбытия наказания, совершил ли последнее преступление в составе груп­пы, какое положение занимал в ней, как относится к совершен­ному преступлению и назначенному наказанию, каковы его за­щитные механизмы, особенности самооценки; каков уровень зараженности криминальной субкультурой, знает ли жаргон, поведенческие схемы в криминализированной среде, знает ли значение своих татуировок, при каких условиях они были нане*-сены, как переносит сексуальную депривацию (вынужденное воздержание), имеет ли болезни и физические травмы;

• как относится к своему нынешнему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко переживает, ка­кую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеет­ся, как планирует свое будущее.

Лишь зная типологическую схему поведения данной лично­сти, можно вписаться в эту схему. В этом залог успешного воз­действия на личность «изнутри», избежания навязывающего

518 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных

воспитания. Внешнее может действовать лишь через внутрен­нее. Какой-либо стандартный набор «воспитательных» меро­приятий (выпуск стенгазет, правовая пропаганда, культурно-массовая работа, организация спортивных мероприятий и труда в мастерских), рассчитанных на глобальное воздействие, как по­казывает опыт работы исправительных учреждений, не прино­сит желаемого результата. А во многих случаях массовые казен­ные мероприятия вызывают даже «эффект бумеранга» — произ­водят эффект, обратный желаемому.

Личность имеет тенденцию к отвержению того, что навязыва­ется ей извне. Эта тенденция в условиях исправительных учреж­дений резко усиливается — общеизвестна установка заключен­ных на отрицательное отношение к тому, что исходит от админи­страции. Отчужденность, недоверие и враждебность — вот та глухая стена, о которую разбивается большинство казенных ме­роприятий. Поэтому на первых порах все усилия администрации исправительных учреждений должны быть сосредоточены на том, чтобы хотя бы не ожесточать взаимодействие с заключенны­ми, дать возможность хотя бы слегка оживиться некоторым рос­ткам человечности в отверженном и психически деформирован­ном индивиде. Нельзя зло преодолеть злом.

Не приносит успеха и всепрощающая доброта. Мера воздей­ствия на грубое нарушение социальной нормы должна быть строгой, но справедливой, не несущей в себе налета мести. Бе­зусловное соблюдение режима — категорическое требование. За его нарушение неизбежны отрицательные санкции. Но без из­девательства над личностью, без глумления и произвола.

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей.Личность всегда представляет опреде­ленную малую группу. (Мы воздерживаемся от употребления понятия «коллектив» применительно к группам осужденных, ибо коллектив — это высшая форма социальной группы, инте­ресы и цели которой полностью совпадают с интересами обще­ства.) Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. И это закон не только для тюрьмы. Но в тюрьме «узы дружбы» особенно крепки.

Стратегия воздействия на личность через микросреду состо­ит в том, чтобы эта микросреда приняла определенные ценно­сти, так или иначе соотносимые с базовыми социальными цен­ностями. Ничего не дающий, изнурительный труд будет отвер­гнут группой. Труд, результаты которого немедленно принесут группе некоторое благо, станет определенной групповой ценно-

§ 3. Изучение личности осужденного

стью, возникнет соответствующий групповой интерес и внутри-групповой взаимоконтроль. Опыт некоторых исправительных учреждений показывает, что даже при существующей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп заключенных, улучшение санитарно-бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой. Количество общих и производствен­ных правонарушений резко снижается по мере создания со­временной промышленно-производственной базы исправитель­ных учреждений, разнообразия трудовых процессов и повыше­ния материальной заинтересованности в результатах труда.

Различные периоды нахождения в местах лишения свободы характеризуются различными психическими состояниями.

Первые два-три месяца — период первичной адаптации. Он отличается наиболее напряженным психическим состоянием осужденного. В этот период происходит болезненная ломка ра­нее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничи­вается удовлетворение привычных потребностей, остро пере­живается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрус­трация, когнитивный диссонанс.

Чувство безнадежности, обреченности становится постоян­ным негативным фоном самосознания личности. И только при достаточной квалифицированности персонала осужденный мо­жет осознать некоторые перспективы своей самоорганизации, возможности сосредоточения своего поведения на стратегичес­ки правильных направлениях.

Следующий период связан с ценностной переориентацией заключенного, с принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, с выработкой устойчивой стратегии и тактики сво­его поведения в новых условиях. Преодолевается невроз бессмыс­ленности бытия (логоневроз). Изыскиваются возможности вы­живания. Несколько расширяется сфера социально-ролевого по­ведения. Это период относительной личностной стабилизации.

И наконец, наступает долгожданная пора ожидания скорого освобождения. Но в это время заключенного одолевают и тяго­стные мысли, его гнетут предстоящие трудности приспособле­ния уже в новом для него мире. Предстоит новая личностная перестройка, овладение новой жизненной стратегией

57. ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.

Гражданское судопроизводство осуществляется на принципах процессуального равноправия сторон, состязательности, диспози-тивности, непосредственности, устности и непрерывности.На ос­нове всестороннего и объективного исследования доказательств устанавливаются фактические взаимоотношения сторон, опре­деляется правовое положение каждой из них и от имени госу­дарства выносится решение суда по существу спора.

Закон предусматривает три вида гражданских дел:

1) дела искового производства (по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений);

2) дела, возникающие из административно-правовых отно­шений (например, при неправильном наложении штрафа или взимании налога);

3) дела особого производства (по установлению фактов, име­ющих юридическое значение, — признанию гражданина безвес­тно отсутствующим, объявлению его умершим, признанию граж­данина ограниченно дееспособным и недееспособным и др.).

Гражданское дело возбуждается в суде путем подачи заинте­ресованным лицом искового заявления, жалобы или заявления (в зависимости от категории дела). Гражданское дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора, а в отдельных слу­чаях — по заявлению органов государственной власти и обще­ственных организаций.

Лицо, в интересах которого возбуждено гражданское дело, яв­ляется истцом.Истец обладает определенными правами и обя­занностями, может знакомиться с материалами дела, заявлять

522 Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

отводы, представлять доказательства и участвовать в исследова­нии доказательств, задавать вопросы участникам процесса, да­вать объяснения суду, пояснения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, обжаловать решения и определения суда, требовать принудительного исполнения ре­шения суда, присутствовать при действиях судебного исполни­теля и совершать другие процессуальные действия, предусмот­ренные законом.

Истец вправе распоряжаться под контролем суда объектом процесса — отказаться от иска, изменить его основание или предмет, увеличить или уменьшить размер исковых требований. На истца, недобросовестно заявившего неосновательный иск или систематически противодействующего правильному и быс­трому рассмотрению дела, суд может возложить уплату вознаг­раждения в пользу ответчика. Оставление иска без рассмотре­ния или прекращение производства по делу возможно лишь в предусмотренных законом случаях.

Характер требований, предъявляемых истцом к ответчику, определяет вид иска. Он может быть направлен на:

• принуждение ответчика к совершению определенных дей­ствий или к воздержанию от неправомерных действий (возврат имущества, возмещение убытков, уплата неустойки, устранение препятствий к пользованию имуществом, уплата алиментов);

• установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (признание сделки ничтожной);

• изменение или прекращение правоотношений (раздел об­щей собственности, расторжение брака).

Предмет иска — спорное правоотношение.Основание иска — фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием кото­рых материальное законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между заинтере­сованными лицами.

Форма выражения иска — исковое заявление.Оно должно содержать следующие реквизиты: наименование суда, куда ад­ресовано; наименование и адреса сторон; фактические основа­ния иска, подтверждающие их доказательства; содержание тре­бования; цену иска; перечень прилагаемых документов.

Ответчик — одна из сторон гражданского дела, рассматривае­мого в суде, привлеченная к делу в связи с предъявлением к ней иска, искового требования.Статус ответчика связан с гражданс­ко-правовой ответственностью, юридическими последствиями

§ 2. Аспекты организации гражданского процесса 523

неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом обязан­ностей, предусмотренных гражданским правом, с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

Гражданское судопроизводство состоит из четырех стадий:

1) подготовительной;

2) исследования обстоятельств дела — рассмотрения его по существу;

3) судебных прений;

4) постановления и оглашения судебного решения.
Рассмотрение дела по существу начинается докладом дела

председательствующим, после чего суд предлагает сторонам за­кончить дело миром. Если стороны не пришли к мировому со­глашению (о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок), суд заслушивает объяснения сторон и исследует дока­зательства: сначала представленные истцом, а затем — ответчи­ком, выслушивает и исследует заключение экспертов.

В судебных прениях выступают участвующие в деле лица и их представители. Они высказывают мнение о достоверно уста­новленных фактах и о тех фактах, которые, по их мнению, не установлены и как, почему должно быть разрешено рассматри­ваемое судом дело.

Порядок проведения прений регулируется процессуальным законом. Сначала выступают истец и его представитель, затем ответчик и его представитель, после этого — участвующее в деле третье лицо. Участвующий в деле прокурор, а также уполномо­ченные органов государственной власти, предприятий, учреж­дений, организаций выступают первыми, если они обратились в суд за защитой прав и интересов других лиц.

Рассмотрение дела по существу заканчивается предложени­ем участникам процесса дополнить чем-либо материалы дела.

Судебное разбирательство заканчивается, как правило, вы­несением судебного решения. В некоторых случаях дело может быть окончено без вынесения решения — в связи с прекраще­нием производства по гражданскому делу, оставлением заявле­ния без рассмотрения.

Гражданская ответственность предполагает применение к правонарушителю установленных законом мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия иму­щественного характера, — возмещение убытков, уплата неустой­ки, возмещение вреда (компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда).

524 Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

Гражданская ответственность возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее не­надлежащим образом. Условие ответственности за правонаруше­ние — вина.Для освобождения от ответственности правонару­шитель должен доказать отсутствие своей вины.

Формы вины в гражданском праве (как и в уголовном) — умысел и неосторожность.

Умысел означает, что лицо предвидит противоправность сво­его поведения и возможность наступления отрицательных по­следствий (убытки у контрагента, причинение вреда имуще­ству), но сознательно, преднамеренно не принимает мер к их предотвращению.

Неосторожностьимеет место, когда лицо хотя и не предвиде­ло и не желало неблагоприятных последствий своего противо­правного поведения, но могло их предвидеть и предотвратить, однако не проявило необходимой внимательности, добросовес­тности, заботливости и предусмотрительности.

Особенно сложной, психологизированной оказывается су­дебная ситуация при противоборстве сторон. Противоборству­ющее взаимодействие возникает в конфликтной ситуации. Кон­фликт обостряется на основе инцидента, когда одна из сторон осуществляет действия, ущемляющие интересы другой.

При неконструктивном конфликте стороны, как правило, прибегают к нравственно осуждаемым методам борьбы. На базе первоначального конфликта надстраивается нравственный кон­фликт, применяются психотравмирующие средства взаимодей­ствия. Возникает ситуация неадекватного морального выбора — действия, избираемые во исполнение одной социальной нормы, ведут к нарушению других социальных норм.

В любом столкновении моральных ценностей неизбежно нанесение ущерба одной из них. Адекватное разрешение конф­ликта возможно лишь при осознании конфликтующими сторо­нами (как правило, при посредничестве третьей, нейтральной, стороны) иерархии вовлеченных в конфликт ценностей, при нахождении компромиссного, взаимоприемлемого решения.

Различные действия каждой стороны могут иметь многознач­ное объяснение, разные мотивы. Для суда существенно выявле­ние этих мотивов.

Волевые действия человека могут быть заранее хорошо про­думанными или импульсивными, спонтанными. Важно, чтобы

§ 3. Аспекты подготовки дел к судебному разбирательству 525

человек не попадал в ловушки сиюминутных, привходящих об­стоятельств. В связи с этим суд обязан предостерегать стороны от неадекватных, необдуманных действий. Сохраняя за личнос­тью свободу ее волеизъявления, суд разъясняет сторонам по­следствия соответствующих процессуальных действий.

Суд может ине принять распорядительного акта стороны (отказа от иска, признания иска, мирового соглашения). Это также предотвращает «сырые», недостаточно обоснованные во­левые акты.

Правореализация в гражданском процессе во многих случаях зависит от психического состояния сторон.

В гражданском процессе сторона является и субъектом, и ис­точником доказывания.Как субъект доказывания, она характе­ризуется активностью или пассивностью доказывания. Как ис­точник доказывания, объяснения стороны оцениваются с точки зрения правдивости или ложности.

Уверенность ответчика в доказательственной недостаточнос­ти иска укрепляет его позицию противоборства.

В психологическом отношении в гражданском судопроиз­водстве превалирует противоборство интересов, и основная за­дача судьи — урегулирование этого противоборства на закон­ном основании. Однако судья должен обладать и мастерством организации переговоров. Переговоры — цивилизованное сред­ство разрешения противоречий сторон. Они особенно необхо­димы в случаях, не имеющих строгой регламентации.

Силовое противоборство не ведет к разрешению конфликта, а усугубляет его. Посредничество в наше время становится ос­новной формой урегулирования межличностных и межгруппо­вых конфликтов. Практика судопроизводства показывает, что многие гражданско-правовые проблемы успешно решаются в досудебном порядке — посредством переговоров. Этому содей­ствует институт мировых судей

Зависимость возникновения и дальнейшего движения граж­данского процесса от волеизъявления лиц, прибегающих к су­дебной защите, образует особый принцип гражданского про­цесса — принцип диспозитивности.

Принцип диспозитивности в гражданском процессе предпо­лагает и активность суда, его право вмешиваться в сферу распо­рядительных действий сторон. Но это вмешательство может быть направлено лишь на содействие лицам, участвующим в деле, в полной защите принадлежащих им прав, охраняемых законом интересов. Активность суда здесь неизменно сочетает­ся с инициативой сторон как основной движущей силой граж­данского судопроизводства.

Такова природа гражданского процесса, существенно отли­чающаяся от природы уголовного процесса, определяющая спе­цифику межличностного взаимодействия в этом процессе.

Наиболее психологизированной частью судебного заседания являются прения сторон.Противоборство интересов здесь дос­тигает предельного напряжения. Каждая сторона вольно или невольно стремится навязать суду свою точку зрения, подвести его к желательным для себя выводам. В ходе прений могут уст­раняться ранее возникшие сомнения и возникать новые вопро­сы. Участники прений не ограничиваются во времени, они име­ют право на повторные выступления. Однако суд обязан пресе­кать отклонения от существа дела, оскорбления в адрес другой стороны, вторжение в интимные стороны жизни.

532 Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

Наряду с профессиональным контролем со стороны суда открытое судебное заседание подвержено и широкому социаль­ному контролю со стороны публики.Ее присутствие повышает социальную ответственность поведения участников процесса, предъявляет повышенные требования к культуре судопроизвод­ства. Однако поведение публики не всегда объективно-нейт­рально. Она обычно состоит из лиц, симпатизирующих истцу или ответчику. Поддержка публики делает поведение одной из сторон более претенциозным, подавляет активность поведения другой. Активность поведения сторон зависит от их отношения к требованиям другой стороны, их способности обсуждать со­бранные по делу доказательства, задавать вопросы, заявлять ходатайства.

Суд призван координировать действия сторон, уравновеши­вать их усилия, содействовать им в сборе доказательств, предо­ставлять равные возможности по доказыванию. Принцип со­стязательности означает предоставление сторонам возможности наиболее полно обосновать свои требования, предъявить все необ­ходимые доказательства и предотвратить возможность злоупотреб­ления своими правами.Для самого суда принцип состязательно­сти означает возможность полного, всестороннего и объектив­ного рассмотрения дела.

Активность сторон направляется судом. Стороны не только вправе, но и обязаны сообщать суду факты в обоснование своих требований и приводить соответствующие доказательства. Иногда психологическая действенность одних фактов может замаскировать значение других, не менее существенных.

Ш. предъявила иск к Д. об установлении отцовства в отношении дочери, родившейся 25 февраля 1973 г., и взыскании алиментов. Исти­ца ссылалась на то, что она длительное время проживала с ответчиком, пела с ним общее хозяйство, родила от него ребенка, однако ответчик отцовства не признает и алиментов не платит. В судебном заседании факты, положенные в основу иска, были полностью доказаны показа­ниями свидетелей и письменными доказательствами. Не возражал против них и ответчик. Тем не менее он утверждал, что отцом ребенка не является, поскольку зачатие ребенка произошло в мае 1972 г., когда его общение с женой исключалось — в тот период он находился в дру­гом городе в длительной командировке. Кроме того, он утверждал, что в указанный момент не мог стать отцом ребенка и по медицинским показаниям. Эти доводы ответчика должны были быть приняты во внимание и подвергнуться проверке. Однако суд этого не сделал. Вер-

§ 5. Психология взаимодействия в гражданском процессе 533

ховный Суд РСФСР отменил решение суда. Наиболее существенный факт дела не был принят во внимание под воздействием других впе­чатляющих, но менее существенных фактов.

Отграничить спорное от бесспорного, определить круг необ­ходимых доказательств — такова задача суда при рассмотрении спора сторон.Каждая сторона, как и другие лица, причастные к делу, имеет право на участие в исследовании и проверке допу­щенных судом доказательств. Сторона вправе участвовать и в допросе свидетелей. Каждая сторона вправе выразить свое мне­ние вотношении достоверности и доказательственной силы свидетельских показаний. С участием сторон обсуждается и зак­лючение эксперта. Стороны имеют право участвовать в местном осмотре, настаивать на протокольной фиксации отдельных об­стоятельств, требовать приобщения к делу различных материа­лов, участвовать во всех проверочных действиях.

Принцип состязательности связан с взаимоконтролем поведе­ния сторон.Если сторона признает существование фактов, из которых исходит другая сторона, то взаимодействие сторон при­обретает бесконфликтный характер. В случае непризнания этих фактов противоборство сторон приобретает характер конфлик­тного взаимодействия. При этом средства и приемы, использу­емые сторонами, имеют не только информационное, но и вну­шающее воздействие. Оно зависит от социального статуса воз­действующего лица, его общественного престижа, известности, значимости в данном регионе.

Повышенное внушающее воздействие имеют заключения орга­нов государственной власти, заключения экспертов, специалистов, их должности и звания, мнение прокурора, реплики судьи. Всилу властных полномочий суда отношения сторон с судом приобре­тают характер ограниченного сотрудничества. Суд получает отсторон осведомительную, доказательственную и побудительную информацию. Стороны же в основном получают лишь побуди­тельную информацию — приказы, предложения. Возможны так­же советы, просьбы, порицания.

Важнейшее условие взаимодействия участников гражданско­го судопроизводства — понимание используемой терминологии, юридического значения имеющихся доказательств.

Представитель стороны (адвокат), анализируя весь объем доказательств, вычленяет наиболее информативные, надежные, допустимые и доступные доказательства. Информативностьдо­казательства — его информационный объем. Надежностьдока-

534 Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

зательства — его контролируемость. Доступность — возможность оперативного использования. Допустимость— нравственная и правовая возможность его использования.

Доказательства с психологической точки зрения имеют оп­ределенную силу воздействия в зависимости от логической структуры и эмоциогенного потенциала. На внутреннее убежде­ние судей существенно влияют систематизированность доказа­тельств и убедительность их оценки.

В случае конфликтного взаимодействия сторон прения при­обретают характер полемики,рассудочного противоборства — обостряется социальное дистанцирование(степень ощущаемого отличия своей социальной группы от той, к которой принадле­жат другие участники взаимодействия), межличностной и меж­групповой дискриминации. Информация концентрируется вок­руг доминирующих в данных группах ценностей. Группе «мы» приписываются всяческие добродетели, группе «они» — недо­статки и пороки. Недостаточность доказательственного матери­ала восполняется эмоциональными оценками, излиянием чувств, апеллированием к сочувствию со стороны судей. Дока­зательства, подтверждающие позицию стороны, переоценива­ются, нежелательные доказательства недооцениваются и игно­рируются.

Вся доказательственная и иная информация воспринимается судом и другими участниками процесса в устной форме, в усло­виях непосредственности и непрерывности. Вещественные до­казательства, первосигнальные источники переводятся на суде во второсигнальную сферу: устно отмечаются их существенные особенности.

Непосредственность контакта между судом и участниками процесса связана и с паравербальными средствами воздей­ствия — здесь существенную роль играют мимика, жестикуля­ция, пантомимика, эмоционально-экспрессивные особенности речи. Паузы, интонация, вербальные затруднения, внешние проявления неуверенности-уверенности, растерянности-со­бранности, нервозности-спокойствия могут влиять на направ­ленность процесса.

Представленная суду доказательственная информация под­вергается заинтересованному анализу и обобщению, использу­ются различные приемы психического воздействия. Суду адре­суется различная побудительная информация — заявляются тре­бования, ходатайства, распорядительные акты. Суд призван

§ 6. Психология судебной речи в гражданском процессе 535

оперативно реагировать на эту информацию в форме определе­ний и решений.

Судебный процесс развивается как взаимодействие не толь­ко отдельных личностей, но и малых социальных групп. При этом существенное значение приобретают процессы внутри-групповой и межгрупповой динамики, внутригрупповой спло­ченности и межгруппового антагонизма.

Кроме суда, наиболее социально сплоченной группой явля­ются сторона и ее представитель. Представитель как поверен­ный клиента всемерно отстаивает интересы последнего, оказы­вает ему юридическую помощь, создав фон социальной защиты. Имея единую цель, сторона и ее представитель деятельностно объединены, они активно взаимодействуют: сторона информи­рует своего представителя обо всех нюансах дела, возможном поведении заинтересованных в исходе дела лиц, резервном объеме доказательств.

Судебный процесс развивается как тактическое взаимодей­ствие сторон, взаимодействие групп. Однако это взаимодей­ствие ограничено властными полномочиями суда. Суд прини­мает меры для перевода взаимодействия сторон и третьих лиц в русло судебного общения.

Руководящая функция суда возрастает в конфликтных ситу­ациях. Суд должен распознать уровень конфликта, его сущность (подлинность или мнимость), четко определить предмет конф­ликта, сущность противоборствующих интересов. В некоторых случаях возникает необходимость распознания притворного конфликта (когда формальное волеизъявление истца не выра­жает, по существу, его воли).

Наши рекомендации