Примеры дескрипторов, определяющих результаты обучения
Результаты обучения | Дескрипторы |
Знать | - основные научные понятия; - общие тенденции и закономерности развития; - основные научные подходы и концепции; - структуру; - формы; - методы; - этапы; - сущность и взаимосвязь явлений; - механизм функционирования; - характер взаимоотношений; - основы построения, расчета и анализа; - основы правового регулирования; - основные требования в отношении оформления документации; состояния, свойства, индивидуальные особенности; - способы и модели организации, учета, использования; - факторы; - общую характеристику процессов; систему показателей |
Уметь | - составлять план исследования; - определять задачи исследования; - определять степень разработанности …; - ставить и решать проблемы; - анализировать и применять основные методы и приемы; - анализировать результаты и делать выводы; - анализировать научно-исследовательскую литературу по проблемам; - обобщать фактологический материал и делать выводы о тенденциях и закономерностях; - обосновать свою точку зрения; - выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев эффективности и возможных последствий; - используя различные источники, собрать необходимые данные, проанализировать их; - ставить цели, планировать и организовать деятельность; - принимать организационно-управленческие решения по полученным данным; - собрать и обобщить информацию; - сравнить и сопоставить различные показатели результатов; - прогнозировать развитие; - разрабатывать мероприятия; - планировать мероприятия; - выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений; - уметь применять методы для принятия обоснованных решений и т.п. |
Владеть | - навыками постановки и формализации задач; - навыками работы с основными объектами, явлениями и процессами; - навыками применения методов; - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения действий; - технологиями …, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; - навыками сбора и обобщения информации; - навыками разработки комплекса мероприятий; - навыками планирования; - опытом эффективного целеполагания; - навыками применения методик; - навыками использования приемов; навыками построения моделей и т.п. |
Требования ФГОС к знаниям, умениям и навыкам являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых Университетом основных образовательных программ. В этом случае, для дисциплин реализуемого профиля разрабатываются кафедрами и утверждаются протоколами экспертных групп профессиональные специальные компетенции (ПСК) , которые так же должны быть отражены в вышеуказанной таблице.
Требования по написанию раздела Тематический план
Тематический план[6] составляется на весь период изучения данной дисциплины и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам дисциплины. Если дисциплина изучается в нескольких семестрах, необходимо отразить планирование в тематическом плане, разбив его логически по семестрам, четко следуя часам и формам контроля для данной дисциплины. В общем тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.
В тематическом плане необходимо указать форму обучения, для которой он составлен.
Выбор тем, перечисленных в тематическом плане, и их наименование определяется задачами дисциплины, изложенными в разделе Аннотация к дисциплине.
Тематический план содержит следующие разделы:
1) нумерация и наименование тем/ курсовая работа (проект);*
Если дисциплина изучается в нескольких семестрах, то темы имеют сквозную нумерацию по всему тематическому плану
2) коды формируемых компетенций с расшифровкой конкретных результатов обучения (индексированных применительно к данной компетенции ЗУВ); **
3) количество аудиторных часов теоретического обучения[7], отведенных на определенный вид контактной работы (лекция, семинар, практикум по решению задач, ситуационный практикум, мастер-класс, лабораторный практикум, тренинг, дидактическая игра);***
При распределении часов по видам контактной работы (лекции, лабораторные занятия, практические занятия) необходимо четко руководствоваться учебным планом, отводя конкретные часы под конкретные виды занятий. При этом следует иметь ввиду, что лабораторный практикум–один из видов самостоятельной практической и исследовательской работы студентов с применением лабораторного и иного специального оборудования, включая персональный компьютер (далее – ПК), с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. НЕДОПУСТИМО,часы, отведенные на практические занятия (семинары, практикумы по решению задач, ситуационный практикум, тренинг, дидактическую игру), при распределении их в тематическом плане РПД переносить на лабораторный практикум.
4) количество часов, отведенных на самостоятельную работу обучающихся;****
5) форму текущего контроля;*****
В данном разделе тематического плана необходимо напротив изученной темы проставить форму текущего контроля (контрольную точку [8]), которая бы соответствовала формам и методам обучения, указанным в таблице раздела IIПеречень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Здесь же, через знак ’/’, необходимо указать балл оценки данной формы ТКУ, планируемый в соответствии с картой баллов данной дисциплины.
Следует проверить суммарный балл по всему тематическому плану, совокупный балл для студентов очной формы – 100 баллов.
При разработки РПД для студентов очно-заочной и заочной форм 100 баллов может быть набрано совокупно с формой контроля промежуточной аттестации.
В случае изучения дисциплины в нескольких семестрах, необходимо указать по 100 балов такое количество раз, какое количество форм контроля предусмотрено по УП.
6) суммарное количество часов по каждому виду контактной работы семестр/ всего за весь период изучения;******
7) количество часов, отводимых на контроль в семестре/ всего за весь период изучения;******
8) объем дисциплины (в академических часах) в семестре/ всего за весь период изучения;*******
9) объем дисциплины (в зачетных единицах) в семестре / всего за весь период изучения;********
Пример заполнения Тематического плана представлен в таблице 3.
Таблица 3
Пример заполнения тематического плана
Наименование тем | Коды формируемых компетенций (ЗУВ) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) | Самостоятельная работа обучающихся | Форма ТКУ[9] Форма ПА[10], балл | |||||||
Лекции | Актив-ные занятия | Интерактивные занятия | |||||||||
Семинары | Практикум по решению задач | Ситуационный практикум | Мастер-класс | Лабораторный практикум | Тренинг | Дидактическая игра | |||||
Очная форма | |||||||||||
N семестр (указывается номер семестра, в котором изучается дисциплина, согласно УП) | |||||||||||
*Тема 1. Наименование темы | **ОК-2 (З1,В2) ОК-7(З1) | Дидактическая игра / 3 Конспект /2 | |||||||||
Тема 2. | |||||||||||
…………………… | |||||||||||
Тема N | |||||||||||
Курсовая работа | **ОК-2 ОК-6 ОК-7 | ||||||||||
Всего/сем.:******* | **ОК-2 ОК-6 ОК-7 | SТема1-Темаn | … | … | ... | … | … | … | SТема1-Темаn | SТемаn+1-Темаnn | |
Контроль/сем., час******* | Количество часов, отводимых на контроль: для очной формы: экзамен – 9 часов, зачет – 0 часов; для очно-заочной и заочной форм: зачет – 4 часа, экзамен – 9 часов | Форма контроля в семестре по УП | |||||||||
Объем дисциплины (в академических часах)/сем. | Количество академических часов, отводимых на изучение дисциплины в семестре согласно УП | ||||||||||
Объем дисциплины (в зачетных единицах)/сем. | Количество ЗЕТ[11], отводимых на изучение дисциплины в семестре согласно УП | ||||||||||
NN семестр | |||||||||||
*Тема N+1. | |||||||||||
………………… | |||||||||||
Тема NN | |||||||||||
Всего/сем.:****** | **ОК-2 ОК-6 ОК-7 | SТемаn+1-Темаnn | … | … | ... | … | … | … | SТемаn+1-Темаnn | SТемаn+1-Темаnn | |
Контроль/сем., час******* | Количество часов, отводимых на контроль: для очной формы: экзамен – 9 часов, зачет – 0 часов; для очно-заочной и заочной форм: зачет – 4 часа, экзамен – 9 часов | Форма контроля в семестре по УП Экзамен | |||||||||
Объем дисциплины (в академических часах)/сем. | Количество академических часов, отводимых на изучение дисциплины в семестре согласно УП | ||||||||||
Объем дисциплины (в зачетных единицах)/сем. | Количество ЗЕТ[12], отводимых на изучение дисциплины в семестре согласно УП | ||||||||||
Всего: | **ОК-2 ОК-6 ОК-7 | SТема1-Темаnn | … | … | ... | … | … | … | SТема1-Темаnn | SТема1-Темаnn | Указать по количеству контроля …. |
Контроль, час | Суммарное количество часов, отводимых на контроль по УП: | Суммарные формы контроля по УП Зачет Экзамен | |||||||||
Объем дисциплины (в академических часах) | Суммарное количество академических часов, отводимых на изучение дисциплины согласно УП | ||||||||||
Объем дисциплины (в зачетных единицах) | Суммарное количество ЗЕТ[13], отводимых на изучение дисциплины согласно УП |
Требования по написанию раздела Содержание дисциплины
Содержание дисциплины обуславливается ее задачами, определенными разделом Аннотация к дисциплине.
Следует четко соблюдать условия полного совпадения наименования тем Тематического плана и тем раздела Содержание дисциплины. Содержание должно быть структурировано, выделены разделы – темы - дидактические единицы.
Содержание дисциплины должно соответствовать современному уровню развития науки, техники, технологии, культуры и производства и отражать перспективы их развития. При составлении этого раздела следует руководствоваться проектируемыми результатами освоения учебных циклов структуры ОП. Содержание дисциплины необходимо структурировать по разделам (темам), охватывающим логически завершенный материал. В рамках разделов/тем содержание указывается в дидактических единицах (логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.), основой которых являются ключевые словосочетания (слова). Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование Содержание темы/раздела привязывается к формируемой компетенции ФГОС направления и уровня подготовки.
Жирным шрифтом выделяются дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».
Наименования разделов и тем должны начинаться с нового абзаца и оформляться: шрифт Times New Roman, 14 пт, полужирный, курсив выравнивание– по ширине;
К каждой конкретной теме дисциплины должен быть предложен список литературы, включающий в себя источники обязательной и дополнительной литературы, с указанием страниц или глав, а также интернет-источники, относящиеся к данной теме/разделу. В случае использования литературы Электронно-библиотечной системы (по заключенному Университетом договору) или из свободных источников, необходимо указать полное наименование источника и ссылку на его электронный адрес (URL). Указанные источники должны четко и безоговорочно совпадать со списком литературы, указанным в разделе Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.
Например,