Факторы, определяющие карьеру
Непсихологические | Психологические | ||
Экономические: | Социально- | Организационно- | Личностные |
• уровень материального | психологические | психологические | |
стимулирования. | • роль в рабо- | • стиль руковод- | • волевые; |
Политические: | чей группе; | ства; | • организационно-дело- |
• политическая ориента- | • статус в управ- | • организацион- | вые; |
ция. | ленческой | ная (корпора- | • интеллектуальные; |
Правовые: | команде | тивная) культу- | • коммуникативные |
• законодательное регули- | ра-' | • эмоциональные: | |
рование карьеры. | • организацион- | — психотизм; | |
Социально-демографические: | ный климат | — нейротизм Характеристики сферы | |
самосознания: | |||
• пол, возраст. | • самоэффективность | ||
Маркетинговые: | в сферах деятельности | ||
• потребность в специали- | и общения | ||
стах. | • потребностно-мотива- | ||
Образовател ьные: | ционные; | ||
• уровень и профиль обра- | • локус поведенческого | ||
зования. | контроля; | ||
Медицинские: | • мотивация к карьере; | ||
• состояние здоровья; | • карьерные «якоря» | ||
• уровень личной энергети- | |||
ки, работоспособность. | |||
Протекционистские: | |||
* неформальная поддерж- | |||
ка, «блат», «связи» |
Подобная схема, иллюстрируя подход автора книги, не носит универсальный и всеобъемлющий характер и предполагает дополнение и расширение.
1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
ПРАКТИКА
Критерии успешной карьеры
Определение внутренних критериев успешной карьеры — один из важных аспектов эффективного управления собственным карьерным продвижением. Значительную помощь в этом может оказать знакомство с результатами ряда проведенных автором книги исследований представлений о карьере и ее основных факторах у государственных служащих (Сахалинская область, Хабаровский и Приморский край).
В исследовании приняли участие 106 государственных служащих федерального подчинения (работники органов государственной статистики), преимущественно женщины, руководители среднего уровня управления (начальники отделов и их заместители).
Профессиональная деятельность рассматриваемой категории госслужащих имеет свою специфику, а именно:
1) рабочее время очень жестко регламентировано (всю отчетную документацию
необходимо готовить к строго определенным срокам в течение дня, недели,
месяца), вследствие чего работники постоянно находятся в ситуации сильно
го психологического напряжения;
2) к выполнению рабочих заданий предъявляются особые требования в отно
шении тщательности и точности;
3) работники несут высокий уровень личной ответственности за качество ис
полнения порученного дела;
4) большой объем подготавливаемой документации в сочетании с невозмож
ностью переносить выполнение рабочих заданий на более поздний срок
приводит к регулярной сверхурочной работе.
В результате проведенного исследования был установлен целый ряд особенностей восприятия карьеры работниками системы отечественной государственной службы.
1. Диапазон критериев успешной карьеры госслужащего достаточно велик(всего в анкетах было упомянуто 15 различных критериев успеха карьеры). Подавляющее большинство респондентов (92%) не ограничилось единственным выбором, а указало как минимум 2-3 критерия.
Подобный взгляд на карьерный успех предполагает как широкие возможности для выбора вектора карьерного продвижения самим работником, так и наличие условий для определенного «карьерного маневра» у организации. Но если большинство сотрудников стремится к вертикальной карьере (занять более высокую должностную позицию), организация довольно скоро столкнется с необходимостью тормозить карьерный рост отдельных работников и будет лишена «карьерного маневра». Связано это будет не столько с отсутствием способностей и недостаточным уровнем профессионализма у претендентов на продвижение, сколько с недостатком необходимого числа соответствующих вакансий.
Глава 1. Теория и практика карьеры
Помимо критериев успешной карьеры, приводимых в таблице 13 и упоминаемых наиболее часто, в отдельных анкетах и опросных бланках участники исследования связывают успех в карьерном продвижении госслужащего с такими критериями, как:
О реальная власть;
О достижение относительной независимости от вышестоящего руководства;
О удовлетворение собственных амбиций и притязаний, совмещенное с пользой для организации;
О овладение работой, требующей решения новых задач;
□ максимально полная реализация своего стиля работы;
□ гарантия сохранения имеющейся работы и достигнутого профессионально
го и социального статуса в будущем;
П обретение широкого круга полезных и выгодных связей; О совпадение желаемого и возможного.
2. Государственные служащие рассматривают карьерный успех в системе государственной службы иначе, нежели успешную карьеру в других сферах деятельности.
Успешная карьера в целом связывается с «работой в хорошем коллективе» и «признанием со стороны коллег, подчиненных, руководства». Эффективность карьеры на госслужбе оценивается в более широком социальном контексте: получить признание своих способностей и заслуг у коллег уже недостаточно, необходимо «быть нужным людям».
Успешная карьера у государственного служащего ассоциируется прежде всего с «достижением высокого уровня профессионализма» и «авторитетом и уважением не только непосредственно в коллективе, но и со стороны достаточно широкого социального окружения». При этом, отмечая в качестве приоритетного условия эффективной карьеры в системе государственной службы высокий профессионализм, респонденты рассматривают профессиональные качества в неразрывной связи с личностными.
Выводится своеобразная формула карьерного успеха государственного служащего: успех в карьере = трудолюбие + порядочность.
Та 6л и ца 13
Восприятие карьерного успеха государственными служащими
Критерии успешной карьеры | |||
Безотносительно сферы деятельности | Доля респондентов (в %) | На государственной службе | Доля респондентов (в %) |
1. Признание иуважение со стороны коллег, подчиненных, руководства | 1. Высокий уровень профессионализма, профессиональный авторитет | ||
2. Работа в хорошем коллективе | 2. Уважение и признание со стороны окружающих (не только своего коллектива) |
1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
Окончание табл. 13
Критерии успешной карьеры | |||
Безотносительно сферы деятельности | Доля респондентов (в %) | На государственной службе | Доля респондентов (в %) |
3. Высокая заработная плата | 3. Наличие высоких моральных качеств, порядочность, правдивость, бескорыстное служение интересам дела | ||
4. Достижение профессиональных целей | 4. Высокая заработная плата | ||
5. Самореализация, самовыражение | 5. Уверенность в будущем | ||
6. Высокая должность | 6. Высокая должность | ||
7. Удовлетворение от работы (интересная работа) | 7. Самореализация |
Человеком госслужбы с полным правом, по мнению опрошенных, может считаться тот, кто «соответствует занимаемой должности не только по критериям стажа работы, опыта профессиональной деятельности, образования, но и по своим человеческим качествам».
3. Материальное положение (достойная заработная плата),по мнению государственных служащих, не является главным критерием успешного карьерного продвижения на госслужбе.
Данный критерий успешной карьеры — высокая заработная плата — указывается среди других. Но по частоте упоминаний он находится не на первом месте, как можно было предположить, особенно исходя из современного уровня материального благосостояния большинства государственных служащих среднего звена управления (так называемых «рабочих лошадок»). Результаты, полученные в ходе опроса данной конкретной выборки респондентов, можно объяснить исходя из нескольких позиций.
С одной стороны, опрошенные госслужащие занимают сравнительно невысокие должностные позиции, не имеют прямого доступа к значительным финансовым ресурсам и лишены широких властных полномочий (база для коррупции у них практически сведена к нулю). Другое дело, когда речь идет о чиновниках, имеющих возможность существенно влиять на материальное благополучие тех или иных структур через разного рода бюрократические разрешения, связанные с регистрацией и аккредитацией предприятий, лицензированием деятельности, предоставлением различных льгот.
С другой стороны, по оценкам самих же чиновников достаточно высокого уровня (например, из администрации Президента РФ), заработная плата составляет только 12-13% того, что госслужащие имеют от власти, остальное — всевозможные льготы.
И наконец, по мнению государственных служащих, добиться улучшения собственного материального положения можно не обязательно напрямую, за счет роста