Специфика и виды профессионального общения юриста. Психологические барьеры общения и приемы их устранения. Этапы установления психологического контакта юриста
Профес. общение юриста обладает рядом особ-тей, относ-ся ко всем направл-ям их деят-ти. Среди них: (1) специфичность поводов для вступления в общение.
В больш-ве случаев поводом для вступления в общение явл. совершенное либо готовящееся прест-ние, правонар-ние, асоц. поведение.
Это обст-во огранич-ет круг уч-ков общения (пострадавшие, свидетели, правонар-ли), опред-ет содерж-е общения, его цели; (2) наличие множественности целей в каждом акте общения.
Кроме получ-я инф-ции о конкр. пр-нии, правон-нии и личностях уч-ков в каждом акте общения, вне завис-ти от того, сотр-ками какой службы проводится общение, должна реализов-ся задача воспитания чел-ка, преодоления соц-негат. св-в и кач-в личности, предупр-ния прест-ний и правон-ний со стороны как данного лица, так и его окружения; (3) конфликтный характер общения.
Специфика поводов вступления в общение прест-ние или правон-ние ведет к тому, что цели уч-ков общения либо не совпадают (сотр-ки милиции правонар-ли), либо не поним-ся в полной мере друг другом (сотрудники милиции свидетели). Это обуславл-ет конфликтность общения и, как следствие, необх-ть спец. подготовки сотр-ков для успешной деят-ти в данных условиях; (4) формализация общения, т.е. реглам-ция целей, хар-ра и способов общения различными док-тами (уставами, наставлениями, приказами, инс-циями, УПК). Формализация м. б. жесткой, предусм-щей принудит. хар-р регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации: защита психики лиц, участвующих в правоохр. деят-ти от чрезмерных психол. перегрузок; усиление активности уч-ков общения; (5) специфика психических состояний участников общения.
Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны след. особ-ти в психич. состоянии; повыш-е нервное напряж-е в связи с высокой отв-тью за рез-ты общения; домин-ние отрицат. эмоцион. состояний; (6) особое значение психологического контакта.
Барьеры:
1) «авторитет» - разделив всех людей на авторит-х и неавторит-х, чел-к доверяет только первым и отказ-ет в доверии др. Т. об., доверие и недоверие как бы персонифицир-ся и зависят не от особенностей передаваемой инф-ции, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
2) «избегание» - чел-к избегает ист-ков возд-вия, уклон-ся от контакта с собес-ком. Если уклон-ся невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщ-е (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращ-я разговора). Иногда избегают не только ист-ков инф-ции, но и определ-х ситуаций (например, стремл-е закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов). Только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:
1)привлечь внимание; 2)удержать внимание.
3) «непонимание» - зачастую ист-к инф-ции заслуж-ет доверия, авторитетен, однако инф-ция «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Обычно выделяют 4 барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.
Любой вид допроса — свидетеля, подозр-го, обвин-го — начин. с устан-ния псих. контакта, т. е. такого располож-я к общению, кот. может привести к наиболее эффект-ым рез-там. Псих. контакт в своеобр-й форме общения, кот. имеет место в судопр-ве, обусл-ет получ-е доказат-ной инф-ции, спос-щей устан-нию объект. истины, высокую культуру судопр-ва, отражающего демократ. пр-пы последнего.
Психол. контакт присущ всем формам деят-ти, связ. с получ-ем вербальной инф-ции при дознании, предвар. расследовании, суд. разбир-ве.
Понятие “псих. контакт” предпол-ет, как это видно из его наим-ния, опред. воздействие на психику лиц, вступающих в общение. Содержат. сторона контакта состоит в двухстороннем воздействии, с одной стороны, лица, кот. обладает инф-цией и может ее предоставить либо отказ-ся от ее предост-ния, в завис-ти от ситуации следств-го или суд. действия, в частности допроса. Психол. воздействие при устан-нии контакта может иметь разл. формы и обусл-но рядом обст-в, среди кот. необход-ть устан-ния контакта, его цель, приемы воздействия, использ-ние эмоцион-го состояния лиц при общении и, наконец, желание предоставлять востребуемую инф-цию.
Устан-ние псих. контакта предполагает изуч-е данных о личности допрашиваемого. Такими данными м. б. мат-лы уг. дела, показания свидетелей и обвиняемых, характер-ки, получ-е в рез-те ОРД.
В тех случаях, когда допрашив-й отвергает всякие попытки к устан-нию контакта, следователь обращ-ся к темам, отличным от предмета допроса, вопросам о семейном положении, детях, работе, интересах допрашив-го.
Целью устан-ния психол. контакта явл. побужд-е допрашив-го к сообщению достоверной инф-ции, даче правдивых показаний
Общим правилом избрания приемов устан-ния психолог-го контакта явл. их научность, допуст-ть и правомерность, то есть соотв-вие демократ-ким пр-пам судопр-ва, вариантность, ситуационная зависимость, эмоцион-ная направленность, отс-вие эл-тов скрытого и явного насилия. В этом плане наиболее приемлемыми будут приемы, обеспеч-щие своего рода эмоцион. созвучие, то есть предрасп-ние к общению положит. направл-ти.
28. Конфликты: понятие, структура, классификация, динамика развития.
Конфликт — это столкн-ния, серьезные разногл-я, во время кот. чел-ка обуревают непр. чувства или пережив-я. В конфл. ситуации всегда есть по крайней мере 2 пути, 2 варианта повед-я; причем один из них или оба могут оказ-ся приемлемыми (или неприемлемыми). Конфликты неистребимы, они появл-ся при любых жизненных обст-вах и сопров-ют нас от рождения до самой смерти.
В структуру конфликта входят: уч-ки (стороны), условия возникн-ния и протекания конфликта, его пр-т (объект), образ конфликта (совок-ть предст-ний уч-ков о пр-те конфликта), действия уч-ков, рез-т конфликта (деструктивный или конструктивный). В стр-ре конфликта выделают также объект. (противоборствующие стороны, группы поддержки, др. уч-ки конфликта, объект конфликта, его пр-т и др.) и субъект., предст-щая собой систему неполных и неточных моделей всех объект. эл-тов стр-ры конфликта, имеющихся в психике уч-ков конфликта (образы себя, оппонента, объекта и пр-та конфликта, вещ-ной и соц. среды, в кот. развив-ся конкр. конфликт, а также мотивы поведения уч-ков конфликта, преследуемые ими цели, потребности, ценности, их нравств. и профессион. кач-ва, психол. устойчивость, культура и др. индив-но-психол. характ-ки). При этом субъект. подструктура конфликта в большей степени опред. динамику и эволюцию конфликта по сравн-ю с объект. подструктурой.
Классификации видов конфликтов:
- по сферам деят-ти: бытовые, семейные, трудовые, учебно-педагогические;
- по хар-ру отн-ний: «по вертикали» (начальник – подчиненный) и «по горизонтали» (между раб-ками одного ранга);
- по хар-ру своего развития и рез-там: конструктивные и деструктивные.
Деструкт. межличн-ный конфликт возникает в том случае, когда один из оппонентов стремится психол-ки подавить партнера, прибегает к безнравств-ым методам борьбы, дискредитирует, унижает партнера в глазах окруж-их. Конструкт. межличн-ный конфликт м. б. лишь в том случае, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отн-ний. Признаки деструкт-го конфликта: расшир-е конфликта, эскалация конфликта, увелич-е затрат, потерь, кот. несут участники конфликта; роль ситуативных высказыв-й, агрес-ых действий уч-ков.
Динамика конфликта – ход развития конфликта, его измен-е под возд-ем внутр. мех-мов конфликта, а также внешних факторов и условий. Она опис-ся через процессы, возникающие на разных стадиях конфликта:
1) предконфликтная (латентный этап), кот. иногда м. б. вполне благополучной и конфликт возникает внезапно, хотя чаще всего для него уже сущ-ют предпосылки: имеется противор-е, чувств-ся напряж-ть в отн-ниях. Если эта ситуация затяг-ся, то мы имеем дело с латентным конфликтом. К росту напряженности ведет накопл-е неудовлетвор-ти отн-ниями или состоянием дел, кот. часто персонифиц-ся и вылив-ся в поиск виноватого. В это время растет агрессивность и формир-ся устан-ка на борьбу. Эта стадия как правило вкл: • возникн-ние объект-го противоречия между субъектами или объект. проблемной ситуации; • осознание её субъектами взаимод-вия, • попытки сторон разрешить ситуацию неконфл-ми способами (уч-ники аргумент-ют свои цели, опред. свое полож-е по отн-нию к др. уч-ку в возникшей ситуации) • возникн-ние предконфл-ной ситуации.
2) стадия открытого конфликта (собственно конфликт), кот. можно разбить на сост-щие:
• инцидент – стечение обст-в, служащие поводом для начала откр-го столкн-ния. Он может не отражать реальных причин конфликта. Иногда он возникает случайно, иногда спровоцирован субъектом конфликта либо третей стороной, преследующей свои цели. Конфликт может закончится на этой стадии если разногласие сразу же разрешится, если конфликтанты расстанутся с целью никогда больше не встреч-ся или инцидент приведет к гибели одной стороны;
• эскалация конфликта (от лат. scala – лестница) – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при кот. последующие разрушит-ные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. На этом этапе конфликт шагает по ступенькам конфл. действий и противод-вий. В завис-ти от конфл-ных установок и повед-я сторон конфликт приобр-ет логику развития. Эскалация м. б. непрер-ной, когда напряж-е и сила ударов возрастают постоянно, либо волнообразной, когда периоды активных действий смен-ся периодами затишья и врем-го улучшения. Эскалация м. б. крутой, когда конфликт развив-ся очень быстро, либо вялой, когда конфликт переходит в хронич. и даже идет на спад и иссякает сам собой;
• кульминация – высшая точка развития конфликта, когда сбалансир-ное противод-вие приводит к серьезному вреду сторонам, общему делу и взаим-ниям либо, если мы имеем дело с внутриличностным конфликтом, ставится под угрозу целостность личности. Накал конфликта показ-ет обеим сторонам, что продолжать его не следует, что враждебные действия рез-та не дают и нужно искать др. ср-ва. Кульминация может не произойти, если стороны начинают предпринимать меры по урегулир-нию конфликта, не дожидаясь окончат-го взрыва. Здесь имеет значение предел терпимости конфликтантов.
• заверш-е конфликта – этап, на кот. у сторон происходит переоценка ценностей, вытекающая из сложившихся конфликтных отн-ний, расстановки сил, осознания невозможности достичь цели или слишком высокой цены конфликта. Накал борьбы идет на убыль, взаимод-вие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным, стороны начинают искать ср-ва примирения и условия. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут др. способы урегулир-ния конфликтной ситуации.
3) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений) состоит из 2 этапов: частичной и полной нормализации отношений. Эта стадия необходима, чтобы восстановить разруш-е конфликтом межличн-ные отн-ния между уч-ками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, кот. мешают построить прежние отн-ния.