Примеры исследований в спортивной психологии
В начальный период становления этой области психологи просто пытались применять общие системы и методы психологии к спорту.
Рейнер Мартенс применяет общие социально-психологические теории и методы к спорту. Существуют, конечно, ограничения в отношении того, насколько прямо и целиком инструменты из одной области могут переноситься в др. область. Мартенс обнаружил, что тесты на общую тревогу не способны эффективно различать атлетов, испытывавших высокую тревогу в ходе соревнования, от тех, кто ее не испытывал. Однако, когда он разработал специальный Тест тревоги в спортивных соревнованиях (Sport competition anxiety test), различение стало возможным.
Продолжительная серия исслед. была посвящена изучению роли мысленной тренировки (mental practice)в приобретении спортивных навыков. Согласно Б. Р. Бугельски, большинство исследований показывают, что а) субъекты, занимавшиеся физической тренировкой, за к-рой следовала (частично замещающая ее) мысленная тренировка, обычно достигали таких же хороших результатов, как и субъекты, занимавшиеся только физ. тренировкой, и б) что субъекты, не испытывавшие затруднений с формированием визуальных мысленных образов, достигали лучших результатов в сравнении с теми, к-рые делали это с трудом. Это направление исслед. успешно развивалось в то время, когда в эксперим. психологии по большей части игнорировалось изучение образов и мышления. Бугельски цитирует классическое исслед. штрафных бросков в баскетболе, проведенное Р. Вэнделлом и его сотрудниками. Первая группа тренировалась ежедневно в течение 20 дней; вторая группа, контрольная, не тренировалась; и третья группа на протяжении 20 дней занималась мысленной тренировкой. Улучшение в исполнении штрафных бросков составило 41% в группе, занимавшейся физ. тренировками, 2% в контрольной группе и 43% в группе, занимавшейся мысленными тренировками. Огромное количество исслед. такого же плана, проведенных в отношении всевозможных видов физ. умений (прыжки в высоту, игра на фортепиано, стрельба из лука, гимнастика и др.), привело, в целом, к сходными результатам. По мнению Ричарда Суинна, эти данные могут использоваться в консультировании.
Многие спортивные психологи применяли батареи личностных тестов к спортсменам и не спортсменам и к спортсменам различных уровней мастерства с целью проверки гипотезы о существовании «спортивного типа личности». Несмотря на значительную изменчивость в результатах, может быть сделан предварительный вывод о том, что мужчины-спортсмены характеризуются, в целом, большей экстраверсией и эмоциональной устойчивостью, напористостью, уверенностью в себе и способностью переносить стресс. У женщин-спортсменок чаще отмечаются более низкие оценки по экстраверсии по сравнению с мужчинами, но более высокие оценки по эмоциональной устойчивости.