Сущность поведенческого маркетинга
Роль выбора сегмента рынка в формировании организационного поведения. Клиент и его запросы как отправная точка деятельности организации. Поведенческий маркетинг. Компетенция персонала. Клиентурное поведение. Типы поведения сотрудников: избирательное, привлекательное, антиклиентурное, псевдоклиентурное.
Формирование поведения сотрудников в соответствии со стратегией развития организации. Управление поведением индивидов внутри организации. Механизмы формирования поведения.
Формирование привлекательного организационного поведения
Организационное поведение как следствие ментальности общества и воспитания личности. Формирование правильного организационного поведения в процессе найма работников: собственная подготовка, отбор, подготовка по заказу, отбор через кадровые агентства. Условия контракта как фактор формирования организационного поведения.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Особенности организационного поведения в мультинациональной организации
Специфика мультинациональной организации. Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компании. Социальные условия. Модели межкультурных различий. Индивидуальные особенности: индивидуализм-коллективизм. Юридические и этические условия. Экономические и политические условия. Дистанция власти. Мультипликативный эффект обучения. Влияние процессов глобализации на организационное поведение в мультинациональной организации.
Управление интернациональной рабочей силой
Поведение в различных национальных культурах. Адаптация организаций в межкультурной среде. Препятствия на пути культурной адаптации: узость взглядов, этноцентризм, культурные различия, отсутствие культурной эмпатии, стереотипы, культурный шок. Преодоление препятствующих адаптации барьеров: отбор сотрудников, учет совместимости наций, ориентация и поддержка в новой стране, обучение. Коммуникации и взаимодействие представителей различных культур.
Перспективы развития организационного поведения
Развитие тенденции по превращению организационного поведения в конкретную область знаний, связанную с эффективностью управления организацией и ее персоналом. Расширение сфер организационного поведения, связанных с поведением как таковым: корпоративная культура, стресс на рабочем месте, удовлетворение работой, неформальная организация, управленческие роли, лидерство.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Теории поведения человека в организации
(семинар-конференция) – 2 часа
План семинарского занятия
1. Появление дисциплины «Организационное поведение» как новый подход в обучении руководителей. Организационное поведение и другие науки, изучающие поведение личности (групповое обсуждение).
2. Развитие теоретических взглядов на поведение личности в организации (доклады):
- классическая теория управления;
- школа «человеческих отношений»;
- концепция «менеджмента персонала»;
- бихевиоризм;
- психоанализ;
- школа поведенческих наук.
Темы докладов
1. Анализ поведения личности в организации в классической теории управления (Ф. Тейлор, Г. Форд) и административная школа управления (А. Файоль).
2. Теория поведения личности в школе «человеческих отношений» (Э. Мэйо).
3. Концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда).
4. Школа поведенческих наук (Д. Мак Грегора, Ф. Герцберга и др.).
5. Теория социального научения (Д. Роттера, В. Скиннера).
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Что вносит изучение дисциплины «Организационное пове-дение» в подготовку менеджеров?
2. В чем состоит влияние организации на поведение сотру-дников?
3. Какие знания, навыки из области менеджмента нужны чтобы помочь организации стать эффективно действующей?
4. В чем заключается эволюционное развитие теорий поведение человека в организации?
5. Как школа научного управления относилась к человеческому фактору?
6. Что послужило началом формирования школы человеческих отношений и почему?
7. Чем школа поведенческих наук отличается от школы человеческих отношений?
8. В чем состояли основные подходы бихевиористских теорий? Каков их практический смысл?
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о различных областях наук, с которыми связана дисциплина «Организационное поведение»: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Социология и психология управления», «Экономика и социология труда», «Мотивация трудовой деятельности» и др;
- знать об объекте, предмете дисциплины «Организационное поведение», основные принципы и методы организационного поведения;
- уметь пользоваться основными принципами и методами изучения организационного поведения для анализа поведения личности и малых групп (тестами, деловыми играми, тренингами и т. д.).