МДЧ (для разных типов характера)
МДЧ 76 5 5 6 7 5 66 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭИ Н К
Правило 1: если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного типа, диагностируется этот тип (исключение правил 2, 3).
МДЧ 76 5 5 6 7 5 66 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭИ Н К
Правило 2: если Д—Т = 4 или больше, т. е. установлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются, даже если МДЧ в отношении этих типов достигнуто или превышено.
МДЧ 7655675667 8
Типы Т Д Г ЦЛ А СП ШЭ И Н К
Глава 1. Методики изучения темперамента и характера
Правило 3: если Е равно 4 или больше, т. е. сильно выражена реакция эмансипации, то типы С и П не диагностируются независимо от числа баллов, набранных в их пользу.
МДЧ 7 6 5 5 6 75 6 6 7 8
Типы Г ЦЛ А С ПШЭ И Н К Д Т Е
Правило 4: если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и других типов одновременно, то комфортный тип не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов.
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
Правило 5: если после исключений, предусмотренных правилами 2—4, МДЧ оказывается достигнутым или превышенным в отношении 2 типов, то следует пользоваться правилами 5а, 5б, 5в.
Правило 5а: смешанный тип диагностируется в случаях, если имеются следующие сочетания:
ГЦ, ГИ, ГН, ЦЛ, ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН, ЛС, ЛП, АШ, АИ, СИ, СШ, ПШ, ШЭ, ШИ, ШН, ЭИ, ИН, ЭН.
Исключение представляет случай, предусмотренный правилом 6.
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
Правило 5б: если сочетания признаны несовместимыми, то диагностируется тип, в пользу которого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ.
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
Правило 5в: если два несовместимых сочетания имеют одинаковое превышение над их МДЧ или достигают МДЧ, используются следующие принципы доминирования:
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
Правило 6: если превышение МДЧ какого-либо типа больше превышения других типов на 4 балла, типы не диагностируются даже в том случае, если их сочетания совместимы. Исключение по правилу 4 составляет тип К (конформный).
Таблица 43
Основные принципы доминирования
Типы, достигшие или имеющие одинаковое превышение над их МДЧ | Диагностирующий тип |
Г и Л | Г |
Г и А | А |
Г и С | Г |
Г и П | П |
Г и Ш | Ш |
Г и Э | Г |
А и Ш | Ш |
А и Э | Э |
А и Н | Н |
С и Э | Э |
С и И | И |
С И н | Н |
П и И | И |
П и Э | Э |
П и Н | Н |
Л и П | П |
Л и Ш | Ш |
Л и Э | Э |
Ц и С | С |
Ц и П | П |
Ц и Ш | Ш |
Ц и Э | Э |
Ц и И | И |
Ц и Н | Н |
Ц и А | А |
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
Правило 7: если МДЧ достигается и превышается в отношении 3 и более типов, нужно попытаться по правилам 2, 3, 4, 6 сократить их до 2. Если же это не удается, то из этих типов выбирают два типа, в пользу которых получено наибольшее превышение
Часть 2. Темперамент,
Познавательные процессы
в баллах над их МДЧ, а затем руководствуются правилом 5.
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
Правило 8: если МДЧ в отношении нескольких типов достигнуто или имеется одинаковое превышение их МДЧ, для того чтобы сделать выбор, руководствуются правилом 5а и выбирают два типа, совмещающихся с наибольшим числом типов из остальных сравниваемых.
МДЧ 7 6 5 5 6 7 5 6 6 7 8 Типы Г Ц Л А С П ШЭ И Н К
Таблица 44
Шкала дополнительных баллов к «ОШ»
Признаки | Дополнительные баллы к «ОШ» |
Выделение по «СШ» черт типов (>7): Г (гипертимного) А (астеноневротического) С (сензитивного) П (психастенического) Ш (шизоидного) Р (параноидального) | 1б — Г 1б — А 2б — С, 1б — Ш, П 1б — П 1б — Ш 1б — Ш |
Отвержение по «СШ» черт типов (> 7): Г (гипертимного) А (астеноневротического) П (психастенического) К (комфортного) | 1б — С, Ш, Э 1б — Г 1б — Н 2б — И, 1б — Ш |
Амбивалентность самооценки по «СШ» (не менее +7 –7 одновременно в отношении одного или нескольких типов) | |
Ошибка выбора (если один и тот же номер выбора поставлен на одну тему в обследованиях 1 и 2) | 1б — Ш |
Откровенность | 1б — Э за каждую ошибку |
Высокий показатель диссимуляции (Д > 7) независимо от величины Т | (Т>Д) 1б — Ц, П |
Сильная реакция эмансипации | 1б — Н 1б — И, Ш |
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
Главными особенностями этого типа являются приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие люди отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут преступить грань между дозволенным и запретным.
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
До пубертата дети такого типа производят впечатление гипертимиков или нормотимиков. Однако с наступлением пубертатного периода возникает 1-я субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале смена фаз происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В субдепрессивной фазе фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровер-тированность. В гипоманиакальной фазе бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Отличительной особенностью лабильного типа является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на человека существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение, вернуть веселье. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.
АСТЕНОНЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез.
Главными чертами людей этого типа являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии физического здоровья.
Глава 1. Методики изучения
Темперамента и характера
СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП
Основными чертами данного типа являются повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных психологических страхах (темноты, животных), избегании компании бойких и активных людей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Основными особенностями типа являются повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сомневается, ему трудно принять решение, поэтому он взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже завершенную работу.
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечения лиц эпилептоидно-го типа. Все влечения характеризуются чрезмерной
интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.
ИСТЕРОИДЫЙ ТИП
Безграничный эгоизм и жажда признания. Лица этого типа очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия к своей персоне.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
Лица этого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Внушаемые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Завистливые и бесхарактерные, они часто попадают в дурные компании, бросают учебу, работу, употребляют алкоголь.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Постоянная и неустойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к переменам в жизни.
Глава 2.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ
МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»
Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция: Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел к каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные 4 суммы записать в соответствующей строке бланка. Например, 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается).
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 с.
Ключ
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4—5 мин. Для получения более надежного показа-
теля оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.
Тестовый материал
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА
№ ряда | Сумма |
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
5, 2, 7, 1, 4 | |
3, 5, 4, 2, 5 | |
7, 1, 4, 3, 2 | |
2, 6, 2, 5, 3 | |
4, 4, 6, 1, 7 | |
4, 2, 3, 1, 5 | |
3, 1, 5, 2, 6 | |
2, 3, 6, 1, 4 | |
5, 2, 6, 3, 2 | |
3, 1, 5, 2, 7 |
Глава 2. Методики изучения памяти
J§^
Ключ
7, 9, 8, 5 | |
8, 9, 6, 7 | |
8, 5, 7, 5 | |
8, 8, 7, 8 | |
7, 9, 7, 8 | |
6, 5, 4, 6 | |
4, 6, 7, 8 | |
5, 9, 7, 5 | |
7, 8, 9, 5 | |
1, 6, 7, 9 |
МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили.
Таблица 45
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.
МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»
Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке.
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.
Глава 3.