Занятие 4: “Инсулинотерапия СД-1”
(Препараты инсулина. Техника инъекций инсулина. Инсулиновая стратегия.)
4.1. Разновидности коммерческих препаратов инсулина; краткие сведения о классификации по источнику сырья, длительности и “пику” максимального действия.
4.2. Техника введения инсулина; влияние места инъекции на активность всасывания.
4.2.1 Правила работы с одноразовыми шприцами.
4.2.2 Правила работы с шприц-ручками.
4.2.3 Липодистрофии; методы предупреждения и лечения.
4.3. Принципы инсулинотерапии при СД.
4.3.1 Имитация физиологического ритма секреции инсулина (разделение на базальный и пищевой инсулины, самостоятельная коррекция дозы).
4.3.2 Совпадение по времени “пика” посталиментарной гликемии с максимальным эффектом действия инсулина.
4.4. Решение ситуационных задач.
Занятие 5: “Неотложные состояния при СД”.
(Гипогликемия. Кетоацидоз.)
5.1. Понятие " гипогликемия".
5.1.1 Симптоматика.
5.1.2 Содержание сахара, доказывающее наличие гипогликемии.
5.1.3 Причины гипогликемии.
1. Купирование гипогликемии.
1. Правила снижения доз инсулина.
5.2. Понятие " кетоацидоз".
5.2.1 Симптомы гипергликемии и кетоацидоза.
5.2.2 Частота контроля гликемии при появлении положительной реакции мочи на ацетон.
5.2.3 Причины гипергликемии и кетоацидоза.
1. Какие меры следует предпринять при появлении признаков гипергликемии и кетоацидоза.
1. Правила повышения доз инсулина.
5.3. Решение ситуационных задач.
Занятие 6: “Физическая нагрузки при СД”.
6.1 Занятия физкультурой - необходимое звено в лечении СД: общеукрепляющее влияние на организм; средство улучшающее контроль углеводного обмена при СД.
6.2 Какие показатели гликемии считаются недопустимыми для занятия спортом и почему.
6.3 Как следует следить за гликемией в день занятия спортом или повышенной физической активности.
6.4 Какие меры следует предпринять для предотвращения гипогликемии при кратковременной и длительной физической нагрузке.
6.5. Решение ситуационных задач.
Оценка эффективности обучения и лечения
Больных диабетом .
По данным материалов программы реализации Сент-Винсентской декларации Европейских отделов ВОЗ и Международной диабетической федерации, в лучшем случае, только 20% пациентов регулярно достигают нормального уровня гликированного гемоглобина даже после проведения интенсивной терапии и обучения.
Однократные, интенсивные, одно- или двухнедельные программы имеют лишь ограниченный эффект. Таким образом, система обучения должна быть направлена на обеспечение долговременной мотивации, обновления и закрепления знаний и навыков, то есть обучение должно быть постоянным компонентом долговременного лечения.
В отдельно взятых случаях оценка качества обучения пациентов, по рекомендациям уже названных организаций, может состоять из ответов на 12 вопросов:
1. До какой степени пациент чувствует себя лично ответственным за успех проводимого лечения?
2. Признает ли пациент пользу от проведения лечения?
3. Понимает ли пациент основные проблемы в лечении?
4. Предпринимает ли пациент усилия по изменению инсулинотерапии, в соответствии с результатами анализов, приемом пищи, физической нагрузкой, переменами в образе жизни, а также во время сопутствующих заболеваний?
5. Проводит ли пациент эффективные меры для профилактики и лечения гипогликемии (включая, например, постоянное ношение документов и осуществление мер предосторожности перед вождением автомобиля)?
6. Соблюдает ли пациент диету и режим приема препаратов?
7. Проводит ли пациент регулярные анализы крови и мочи, и насколько эффективно он реагирует на их изменения?
8. Оказывает ли СД большое влияние на образ жизни пациента?
9. Имеются ли признаки того, что пациент необоснованно расстроен (обеспокоен, находится в депрессивном состоянии, чувствует вину или смущение или пессимистичен или напуган)?
10. Получает ли пациент необходимую поддержку от семьи, друзей и коллег?
11. Правильно ли пациент представляет уровень гликемии, который необходимо достичь в ходе лечения?
12. Признает ли пациент необходимость проведения регулярных медицинских обследований, является ли он на них?