Этнометодология

Методика, изобретенная Гарфинкелем для обнаружения скры-тых норм через их нарушение. В большинстве обществ существуют формальные нормы и правила, подкрепляемые законодатель-ством. К примеру, ограбление банка является бесспорным пре-ступлением, караемым лишением свободы. Другие нормы меняют-ся от культуры к культуре и могут быть совершенно незаметными для людей, незнакомых с данной культурой. Эти нормы не утверж-даются официально, однако часто имеют жизненно важное значе-ние в социальном взаимодействии. К примеру, если вы сообщаете преподавателю, что студентка из вашей группы не подготовила свой лабораторный отчет, потому что вчера вечером ходила на дискотеку, это само по себе не является преступлением, однако

э

любой человек, поступающий тгаким образом, нарушает одно из имігчицитііых правил дружбы — «никогда не доноси на своего друга». Нарушая эти нормы, міы можем узнать об их существова-нии и привлечь к ним вниманисе других людей.

Этноцентризм

Использование собственной гэтнической группы как основы для суждений о других этнических: группах. Существует склонность рассматривать убеждения, обычгаи и поведение нашей группы как «нормальные», а других этничесских групп — как «странные» или отклоняющиеся от нормы. Заніимая такую позицию, мы исходим из предпосылки, что наша этниіческая группа в каких-то отноше-ниях превосходит все остальньке.

Этология

В буквальном смысле — биолюгическое исследование поведеиия. Этологи прилагают значительшые усилия, изучая животных в их диком (естественном) состоянию. В результате длительного наблю-дения за различными видами этгологи могут составить подробное огшсание, или этограмму схем товедения того или иного вида жи-вотных. К примеру, наблюденше за поведением самцов колюшки во время спаривания выявляет с:тереотипные действия и движения, характерные для всех самцов діанного вида. Они собирают водо-росли и склеивают их, образуя ігнездо. Если приближается другоі; самец, они принимают особую шозу «головой вниз», которая явля-ется демонстрацией угрозы для <соперника. При приближении сам-ки самец ведет ее к гнезду «зиггзагообразным» танцем. Когда она откладывает икру, он сопровождает ее в гнезде и оплодотворяет икринки, а затем снабжает их кгислородом энергичными движени-ями плавников. Этолог Нико "Гинберген полагает, что при иссле-довании поведения животных сследует исходить из четырех глав-ных вопросов:

• Развитие: изменяется ли шоведение животного в течение его жизни?

• Причины: является ли шоведение результатом внутренних состояний или внешних стгимулов?

• Функции: почсму животнюе ведет себя таким образом? Ка-кие преимущества оно пошучает?

• Эволюция: каковы эволющионные причины поведения?

э

Ранние этологические теории о поведении животных были ос-нованы скорее на тщательных наблюдениях и интуитивных пред-посылках, чем на экспериментальных свидетельствах, обычно ас-социируемых с научной психопогивй.

Хотя этологическое исследованис поведения животных можно найти в большинстве учебников и справочников по психологии под заголовком «Сравнительная психология», между двумя эти-ми дисциплинами существуют значительные различия. Этологи интересуются многими видами животных и схемами поведения, характерными для этих видов. С другой стороны, специалисты в области сравиителыюй психологии изучают ограниченное число видов и исходят из предпосылки, что можно вывести общие зако-ны поведения, действующие для всех видов. Изучение специфи-ческого поведения является очень важной особенностью этоло-гии. Стереотипиые схемы поведения, существующие у разных животных, привели этологов к убеждению, что такое поведение является врождениьш и иистинктивиьш. Полемика между этоло-гией и сравнительной психологией привела к важным изменени-ям в научных взглядах обеих дисциплин. Психологи стали при-знавать роль эволюционного воздействия на процесс научения, а этологи осознали ценность взвешенного экспериментального подхода в понимании поведения животных.

Бурное развитие этологии в последние 20 лет было связано с возобновлением интереса к функции поведения (т. е. почему жи-вотные ведут себя так, а не иначе). Тем временем в социобиоло-гии наблюдался отход от сосредоточенности на особенностях поведения и предпринимались попытки объяснить, каким обра-зом естественный отбор мог повлиять на причины поведения. Это привело к ряду спорных высказываний о применимости эволюционных идей к человеческим существам, особенно к представлениям о природе человека (см. Эволюционная психоло-гия).

Эффект (следствие)

В буквальном смысле — нечто, являющееся прямым результа-том чего-либо еще. При проведении экспериментов можно ус-тановить причинно-следственную связь между двумя измеряемы-ми перемениыми. К примеру, если участиики засыпают от упот-ребления алкоголя, то засыпание является эффектом действия ал-коголя.

э

Эффект аудитории

Эффект присутствия других людей, наблюдающих за вашей ра-ботой. Результаты исследований в этой области часто кажутся противоречивыми. Иногда эффект аудитории улучшает нашу ра-ботоспособность (социсілыюе содействие), а иногда приводит к противоположному результату (социстъиое тор.ѵіожеіше). Ранний анализ, проведенный Зайонком, показал, что:

• Если работа легкая и хорошо знакомая, то присутствие дру-гих людей оказывает поощряющее воздействис.

• Если работа трудная и плохо знакомая, то присутствие дру-гих людей оказывает подавляющее воздействие.

Присутствие наблюдателей усиливает выработку доминант-ных реакций у людей, выполняющих работу. Доминантными на-зываются реакции, которые наиболее вероятны в любое данное время. При выполнении простой работы это означает увеличение количества правильных реакций (хорошая производительность), а при выполнении трудной работы это означает увеличение ко-личества неправильных реакций (человек совершает больше ошибок).

Этнометодология - student2.ru

Когнитивно-мотивационная модель социального торможения

и содействия

э

Существует несколько возможных объяснений этих результа-тов:

• Присутствие наблюдателей вызывает активацию у людей, выполняющих работу. Это сстественная рсакция на присут-ствие посторонних, усиливающая общий драйв, или внутрен-ний импульс организма.

• Присутствие наблюдателей создает предчувствие оцеики, уси-ливающее активацию и общий тонус организма. Это усвоен-ная реакция на возможную оценку работы.

• Присутствие наблюдателей является отвлекающим факто-ром. Поскольку отвлечение всегда ухудшает производитель-ность (оно разделяет наше внимание между работой и на-блюдателями), благотворный эффект от повышенной акти-вации должен превосходить негативный эффект отвлечсния. Обычно это происходит при выполнении легких и знакомых задач.

• Когнитивно-мотивационное объяснение: присутствие на-блюдателей создает осознание возможных отрицательных последствий неудачи (замешательство или неодобрение) либо возможных положительных последствий (одобрение или восхищение). Возможность отрицательных послед-ствий усиливает активность, не имеющую отношения к ра-боте (например, беспокойство), что приводит к увеличению усилий. При выполнении простой работы благотворный эф-фект от увеличения усилий превосходит негативный эффект от беспокойства, и работоспособность увеличивается. При выполнении сложной работы негативный эффект от беспо-койства усиливается (происходит разделение внимания), и производительность падает. Это представлено на диаграм-ме на с. 398.

Эффект добровольцев

Убежденность в том, что участники, которые добровольно вы-зываются участвовать в эксперименте, могут существенно отли-чаться от остальных людей, и таким образом выборка, составлен-ная из добровольцев, не является репрезентативной. Некоторые психологи считают, что из-за эффекта добровольцев экстраполя-ция результатов исследования на другие категории людей является необоснованной.

э

Эффект дружеской вечеринки

Термин, использусмый в ранних исследованиях феномена впима-ния и описывающий способность человека быстро переключать' вни-мание на необработанные стимулы Это создало серьезные проблемы для ранних «одноканальных» моделей внимания, предполагавших, что отвергнутые стимулы бсзвозвратно утрачиваются, не подвергаясь какой-либо обработке. Эффект «дружеской вечеринки» показывает, что определенные стимулы (такис как местонахожденис говорящего, тембр голоса или упоминание знакомого имени) приводят к переклю-чению внимания между сообщениями. В результате таких открытий была разработана аттенюаторпая модель вишіаиия.

Эффект зрителя-наблюдателя

Этот эффект является разновидностью атрибутивного искаэісе-пия, когда наблюдатель склонен соотносить причины поведения других людей с внутренними факторами (например, с некоторыми аспектами их характера или темперамента), в то время как сами они соотносят причины своего поведения с факторами, которые находятся вне их контроля (т. е. с определенными аспектами ситу-ации). Если мы видим, как человек спотыкается на улице, то мо-жем предположить, что он пьян, неуклюж или невнимателен (ха-рактерная атрибуция), но если мы сами спотыкаемся, то полагаем, что наткнулись на какой-то предмет или получили толчок в спину (ситуациоппая атрибуция). Считается, что этот эффект возникаеі из-за того, что мы обладаем более полной информацией о ситуа-ционных факторах воздействия на наше поведение, но очень мало знаем о факторах, воздействующих на поведение других людей.

Эффект когорты

Дети, родившиеся в одинаковых культурных или исторических условиях, выказывают черты сходства в мышлении и поведении, которые можно прямо сопоставить с общим культурно-историчес-ким воздействием. К примеру, исследование социального развития подростков будет содержать довольно разные результаты, если сравнивать подростков 1940-х, 1960-х и 1980-х годов, из-за суще-ственных различий между этими периодами.

Эффект ложного консенсуса

Склонность рассматривать свои взгляды, убеждения и поведение как типичные для окружающих. К примеру, курящие студенты по-

э

лагают, что болыпинство других студентов тоже курят. С другой стороны, некурящие студенты считают. что большинство студентов не курят.

Возможные причины эффекта ложного консенсуса:

• Если мы считаем, что другие люди разделяют наши мнения и убеждения, это укрепляет нашу уверенность в том, что эти мнения и убеждения являются типичными.

• При обработке информации об отношениях с другими людьми мы чаще вспоминаем случаи своего согласия с ними, а не расхождения во взглядах.

Эффект нахлебника

Термин обозначает тех, кто пользуется общими ресурсами, но не оплачивает издержки, связанные с поддержанием этих ресурсов. В качестве примера можно привести людей, уклоняющихся от уплаты дорожного налога, которые пользуются дорогами, но не платят за их содержание, или коллег, которые пьют ваш чай и кофе, но не вносят деньги в общественную кассу. Существует различие между эффектом нахлебника и социсілъпъш ішразитировсшиелі, так как последнее связа-но лишь с ослаблением усилий, а не с их полным отсутствием.

Эффект новизны

Когда мы вспоминаем длинный список, то слова в конце списка вспоминаются с большей легкостью, чем слова из середины списка (см. Эффект первычносты и Кривсія серийпых позыций). В социаль-ной психологии термин используется для описания того факта, что впечатление одного человека о другом человеке обычно быва-ет окрашено наиболее свежей информацией о нем.

Эффект первичности

Термин описывает тот факт, что материал, представленный учас-тпиксш в первую очередь, запоминается легче, чем материал, предло-женный впоследствии. В социопсихологии эффект первичности имеет место, когда наше первое впечатление о человеке оказывает непро-порционально большое влияние на последующее отношение к нему.

Эффект пола

Термин, противоположный эффекту потолка и также обознача-ющий события, происходящие в том случае, если при проведении

26-1066

э

эксперимента измерительное устройство не в состоянии произвести адскватное различие между участпиксши. Если в тесте на мыслен-ныс арифметические вычисления максимальная оценка составляла 50 баллов и почти все участники набрали 1 или 2 балла из 50 воз-можных, то тест явно был слишком сложным и показатели участни-ков ограничивались теоретичсским «полом», или минимальньщ значснием. Таким образом. из-за неподходящего механизма измере-ний становится трудно оценить воздействие незавысимой перемеиной.

Эффект последовательности

Во время эксперимента участиикы могут по-разному реагировать на разные условия лишь из-за последовательности выполнения за-даний. Участники могут устать. испытывать напряженность, прого-лодаться, переволноваться и т. д. Психологи обычно стараются ней-трализовать влияние эффекта последовательности, проводя экспе-римент таким образом, что участники не всегда выполняют разные задачи в одинаковом порядке (см. Позиционное уравнивание).

Эффект потолка

Термин обозначает события, происходящие в том случае, если при проведении эксиеримеита измерительное устройство не в состо-янии произвести адекватное различие между участииками. К приме-ру, если в тесте на арифметические вычисления в уме наибольший счет был равен 50 и почти все участники набрали 49 или 50 очков то тест явно был слишком простым, и показатели участников огра-ничивались теоретическим нотолком (см. также Эффект пола).

Эффект Ромео и Джульетты

Усиление взаимного влечения между двумя людьми, когда им запрещают встречаться друг с другом (родители или другие люди, выполняющие родительские функции).

Эффект содействия

Термин обозначает эффект, возникающий в тех случаях, когда люди работают рядом и выполняют одинаковые задачи. При этом они используют друг друга в контексте соцыалыюго сравнения для оценки своей производительности. Следствием такого сравнения является повышенное внимание к производительности труда и дух здорового соперничества (см. также Соцштъное содействие и Соци-алъное паразитирование).

э

Эффект тренировки

При проведении эксперішеита любое улучшение показателей на последоватсльных этапах исследования можно отнести не на счет воздействия иезависимой перемеииой (объекта исследования), а на счет тренировки, которая имеет место. когда одна задача вы-полняется в нескольких случаях. Если мы хотим определить, на-сколько хорошо участиики выполняют задачу в двух разных со-стояниях, мы должны учитывать возможность. что наблюдаемые различия отчасти будут обусловлены степеныо знакомства с вы-полняемой задачей. Если эффект тренировки не слишком велик, мы можем скомпенсировать его, организовав эксперимент таким образом, что половина участников будет выполнять задания в об-ратном порядке по отношению к остальным (см. Позщиоииое уравииваиие). Однако если эффект значителен, необходимо исполь-зовать разных участников в разных условиях эксперимента.

Задача 1

Перенос навыка

Задача 2

Выполнение задачи 2 улучшается через перенос навыка с задачи 1

Участник 1

Участник 1 Задача 1 -------> Задача 2
Участник 2 Задача 2 -------> Задача 1
Участник 3 Задача -------> Задача 2
Участник 4 Задача 2 -------> Задача 1

Позиционное уравнивание для преодоления эффекта тренировки

Эффект Хоуторна

Названный в честь работ Хоуторна, посвященных телефонной компании «Белл», где он впервые наблюдался, этот эффект подразу-мевает, что любые новые методы работы могут привести к позитив-ным результатам просто потому, что сотрудники реагируют на них с первоначальным энтузиазмом. Увеличение производительности труда, по сути дела, не имеет ничего общего со структурными изме-

26*

э

нениями, а скорее вызвано тем фактом, что работники ощущают заинтересованность начальства в их благополучйи и позитивно реагируют на предлагаемые перемены. Оригинальное исследова-ние показало. что даже новые условия, теоретически снижающие производительность труда, оказывали положительное влияние на работоспособность. В наши дни на эффект Хоуторна часто ссыла-ются в тех случаях, когда существует возможность, что поведение учаспѵшков во время эксперимента хотя бы частично обусловлено их осведомленностью о содержании и целях исследования.

Эффект экспериментатора

Термин обозначает некий аспект внешности или поведения экспе-риментатора, оказывающий влияние на поведение участиика иссле-дования. Дружелюбное, грубое или покровительственное отношение экспериментатора может создать ситуацию, в которой участники действуют не так, как обычно — просто потому, что они реагируют на поведение психолога. Сходным образом, на результат исследова-ния может повлиять возраст, пол, расовая принадлежность, физичес-кая привлекательность и другие качества экспериментатора. Из-за неосознанного предубеждения во время записи данных и общих про-цедурных деталей исследования экспериментатор также может полу-чить результат, согласующийся с его невысказанными ожиданиями.

Эффект Эша

См. Коиформизм (влияние болъшинства).

Эфферентный нейрон

Нервная клетка, которая передает импульсы от централъной иервной системы мышцам и железам организма. Известна также под названием моторного нейрона.

Эхолалия

Состояние, часто встречающееся у детей, страдающих аутизмом: патологическое повторение слов, произнесенных другими людьми. Иногда это происходит мгновенно, а иногда процесс растягивается на несколько часов или даже дней (отложенная эхолалия). Эхолалия также является симптомом кататонической шизофрении.

ээг

См. Электроэнцефалограмма.

ю

Юнгианский

Термин обозначает любуіо теорию или идею, связанную с работа-ми философа и создателя аналитической психологии Карла Густава Юнга (1875—1961). Теория Юнга приобрела широкую известность от-части благодаря введенному им понятию коллективиого бессознателъ-иого и углубленному исследованию символической природы снов.

Юность

Период между половым созреванием и зрелостью. Концепция юности как отдельной стадии развития вполне может быть чисто за-падной идеей, поскольку во многих других культурах переход от детства к зрелости совершается в процессе короткого «ритуала по-священия». Период юности по-разному рассматривается различны-ми теоретиками. Для Фрейда это этап, когда всплеск инстинктов вследствие полового созревания приводит к эмоциональной неурав-новешенности, а также период, когда молодой человек начинает процесс отделения от семьи, прежде чем занять свое место в мире взрослых людей. Писатели, которые находятся под воздействием этого образа мысли, часто говорят о юности как о периоде «бурь и стрессов». Эрик Эриксон (иеофрейдист) считал юность наиболее зна-чительным периодом в развитии взрослой личности. Эриксон пред-положил, что подростки проходят через психологический морато-рий, во время действия которого они пробуют различные способы самовыражения, прежде чем отдать предпочтение одному стабиль-ному типу личности, который формируется к зрелым годам. Соци-опсихологические объяснения приуменьшают роль внутренних фак-торов, делая акцент на увлеченности подростков изменчивыми ро-лями и ожиданиями, преобладающими на данный момент их жизни. Рассматриваемые из этой перспективы, стрессы и расстройства под-росткового возраста обусловлены не столько внутренней эмоцио-нальной неуравновешенностью (фрейдистская точка зрения), сколь-ко противоречивыми факторами внешнего воздействия.

я

«Я» (зеіт)

Чувство собственной идентичности и осознание личной уни-кальности. «Я» формируется в деятельности и общении. В психо-логии слово используется в различных смыслах, например:

• Внутренняя сила, контролирующая и направляющая лич-ность.

• Совокупность личного опыта (синоним термина «индивиду-ум» или «личность»).

• Сознание или самосознание человека.

• Завершающая стадия личностного развития (см. Самоактуа-лизация).

Термин «самость» часто входит в состав других психологичес-ких терминов — например, «самооценка», «самосознание», «само-отрицание» и т. д.

«Я»-концепция

Динамичная, более или менее осознанная система представле-ний человека о себе. Мы испытываем чувство собственной идеи-тичности (отличия от остальных), а также чувство взаимозави-симости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах, таких как Великобрита-ния, США и Австралия, подчеркивается ведущая роль индивиду-ализма в процессе социсыизации, а в коллективистских культурах. таких как Япония и Китай, внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я»-концепция имеет два главных аспекта: самосознание и ссшооценку.

я

Язык

Общепринятый набор символов или жсстов, позволяющий нам передавать информацию и общаться с другими членами своей культуры, разговаривающими на том же языке. Главной пробле-мой этого определения является степень его «растяжимости». Дис-куссии вокруг попыток научить животных чсловеческому языку оставляют открытым вопрос о том, действитсльно ли язык может служить универсальным средством общения или же языковые тон-кости свойственны только человсческим существам.

Язык жестов

Разновидность невербального общения, используемая глухими и глухонемыми людьми. Американский язык жестов (Атезіап) широко использовался при исследованиях языка эісивотиых.

Язык животных

Термин имеет два основных значения. Его употребление восходит к попыткам научить животных человеческому языку, а также к иссле-дованиям «природного» языка животных, используемого ими в есте-ственных условиях. До 1970-х годов существовало общее мнение, что язык является исключительно человеческим достоянием. Первые по-пытки научить шимпанзе америкаискому языку жестов имели огра-ниченный успех, но подверглись критике как демонстрация умения шимпанзе лишь имитировать жесты своего инструктора.

В наиболее известном исследовании подобного рода принима-ла участие самка шимпанзе по кличке Уошо, которая могла со-ставлять из знаков простые предложения, отвечала на вопросы и даже (предположительно) пользовалась знаками оригинальным способом. Анализ съемочного материала с участием Уошо и ее инструкторов показал, что они часто делали неумышленные под-сказки, помогавшие шимпанзе указать правильный знак. Другие исследования подверглись критике из-за того, что обезьяны прояв-ляли очень слабое владение такими языковыми навыками, как синтаксис (правильная расстановка слов) или генеративность (лингв.: перестановка слов с образованием новых предложений). Современные исследования с участием бонобо (карликовый шим-панзе) по кличке Канзи преодолели большую часть методологи-ческой критики и выявили поразительные свидетельства наличия комплексных языковых навыков у человекообразной обезьяны. Наряду с умением общаться при помощи таблички с символами,

я

соединенной с голосовым синтезатором, Канзи также мог пони-мать несколько сотен английских слов.

Морские млекопитающие также проявляют способность к обу-чению некоторым формам человеческого языка. Исследования с участием самки дельфина по кличке Акеакамаи показали, что она может адекватно реагировать на язык эісестов. Каждый жест сим-волизировал предмет (к примсру, мяч или обруч), действие (пой-мать, бросить и т. д.) или положение (направо, налево и т. д.). Судя по результатам эксперимента, Акеакамаи не только понимает зна-чение расстановки слов, но и может реагировать соответствую-щим образом. когда знакомые «слова» перестраиваются в новые предложения длиной до пяти жестов.

Были предприняты и другие исследования с целью убедиться. способны ли дикие животные к общению друг с другом в языко-вой форме. Сообщается о том, что некоторые животные подают отдельные сигналы тревоги в зависимости от вида появившегося хищника (к примеру, орла, леопарда, питона). «Слова», использу-емые взрослыми мартышками-верветами, позволяют другим вер-ветам должным образом реагировать на появление конкретного хищника. В общем и целом, существуют свидетельства того, что язык не является исключительно человеческим навыком, а скорее представляет собой континуум навыков, в той или иной степени проявляемых различными видами животных — как в естественной среде, так и при обучении под руководством человека.

Языковое развитие

Процесс овладения языковыми навыками у молодых людей. Чтобы достичь компетентности в общении, ребенок должен овла-деть четырьмя подсистемами языка:

• Фонетика: способность понимать и воспроизводить звуки речи.

• Семантика: способность понимать слова и различные слово-сочетания.

• Грамматика: понимание правил расстановки слов в предло-жении, а также их изменения в зависимости от рода, падежа, склонения или спряжения.

• Прагматика: понимание основных правил эффективного об-щения (очередность, умение завязать или закончить разго-вор и т. д.).

я

Теории языкового развития расходятся в оценке роли природ-ных и усвоенных факторов, влияющих на процесс овладения язы-ком. Бихевиористы подчеркивают важность формирования услов-ных рефлексов и имипшцші в приобретении языковых навыков. Согласно теории Хромского, язык рассматривается как специфи-ческий навык, присущий только человеческим сушествам. Особое значение в этой теории имеет мехсашзм овладения языком, позволя-ющий детям понимать язык и составлять грамматически правиль-ные фразы.

Ясновидение

Способность воспринимать объекты или события без непос-редственной стимуляции органов чувств. Примером ясновидения может служить точное описание содержимого запечатанного конверта.

т>

ОЗМ — См. Диагиостыческое и статыстическое руковод-ство.

Ь

І-аіззег-таіге (невмешательство, попустительство)

Подход к воспитанию детей, характеризуемый отсутствием прямого контроля и руководства. В крайних случаях граничит с безразличием и может привести к полному пренебрежению роди-тельскими обязанностями (см. Стили воспитания детей).

Этнометодология - student2.ru

Q-сорт

Вид личностного опросника, который иногда используется на сеансах терапии для регистрации прогресса в достижении целей, установленных совместно пациентом и терапевтом. Обычно это стопка карточек с разными высказываниями о личности человека. Пациент сортирует их по категориям («очень похоже на меня», «совсем не похоже на меня», и т. д.). В начале терапии сортировка карточек может выявить негативные представления пациента о самом себе. Если терапия была успешна, самооценка повышается,

К, т

и сортировка карточек изменяется. демонстрируя позитивные сдвиги в мышлении пациента.

К

Р-стратегия

Термин эволюционной биологии, описывающий те виды жи-вотных, которые имеют многочисленное потомство, но почти не проявляют родительской заботы о нем. В результате этой стратс-гии промежуток времени между циклами потомства может быть очснь коротким; таким образом, репродуктивный успех животно-го максимально увеличивается. Эта стратегия обычно противопо-ставляется К-стратегии.

Т

ТаЬиІа газа

Буквально означающий «чистая доска», термин описывает одну из популярных идей бихевиоризма о том, что человеческое поведение является бесконечно пластичным и, следовательно, под-дается объяснению в терминах переживаний и чувственного опыта организма, а не в терминах геиетической предрасположенности или врождеииых характеристик. Этот подход, очевидно, является правильным для некоторых аспектов поведения [например, соци-альные роли или установки (отиошеиия)], почти полностью обус-ловленных культурной средой, однако полное отрицание генети-ческих факторов, влияющих на другие аспекты поведения, выгля-дит гораздо менее убедительно.

X

ХХѴ-синдром

Известен также под названием «синдром Кляйнфельтера». Про-является у мужчин. рождающихся с дополнительной Х-хромосо-мой. Люди, страдающие этим расстройством, обычно имеют недо-развитые мужские гениталии и выраженные женские характерис-тики (например, развитые молочные железы).

ХѴУ-синдром

Хромосомная аномалия: врожденное присутствие трех половых хромосом. Мужчины с этим отклонением обычно имеют рост выше среднего и низкие репродуктивные способности. В прошлом возможная связь между этой аномалией и агрессивным поведени-ем представляла значительный интерес, хотя существование такой связи не было убедительно доказано.

Наши рекомендации