Общепрофессиональными (ОПК)
Психологический факультет
Кафедра психологии труда и предпринимательства
«УТВЕРЖДАЮ»
______________________________
______________________________
«___» ___________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»
Профиль Управление образованием
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Казань - 2015
Трифонова Т.А., к.психол.н., доцент, кафедра психологии труда и предпринимательства
________________
(подпись)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ООП ВО по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Управление образованием»
Программа рассмотрена на заседании кафедры психологии труда и предпринимательства
Протокол заседания № от «____» ________________ 2015 г.
Заведующий кафедрой
Климанова Н.Г. / к.психол.н, доцент /_________ /
(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)
Председатель секции психолого-педагогических дисциплин
Григорьева О.В.____________/к.биол.н., доц./________________
(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)
Зав. библиотекой Кутепова А.А./___________________ /
(подпись) (ФИО) (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 10
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 16
IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 17
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 31
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 32
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «Управление персоналом образовательной организации» направлена на изучение практических и теоретических положений кадрового менеджмента в сфере образования. Управление людьми сегодня – центральная проблема любой организации. Это обязательная составная часть менеджмента. Курс позволяет сформировать обширные знания и основные навыки по управлению трудовыми ресурсами, понять роль и место технологий управления персоналом в системе менеджмента в сфере образования.
Целями данного курса являются изучение особенностей управления персоналом образовательных организаций различных форм собственности, а также подготовка магистрантов к управленческой деятельности в сфере образования, освоение ими специфики работы с персоналом, как важнейшим ресурсом организации.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
1. формирование представлений о сущности управления персоналом в сфере образования;
2. овладение основными понятиями в области управления персоналом;
3. изучение теоретических подходов и приобретение практических навыков в организации профессионального подбора и отбора педагогических работников, планирования карьеры и развития;
4. изучение вопросов адаптации, мотивации и оценки персонала в сфере образования;
5. рассмотрение организационной культуры как элемента системы управления персоналом;
6. привитие и закрепление навыков и умений в области современных методов и технологий управления персоналом.
Область профессиональной деятельности магистров, осваивающих дисциплину «Управление персоналом образовательной организации», включает образование, социальную сферу, культуру
Объектами профессиональной деятельности являются: образовательные системы
Виды профессиональной деятельности: управленческая деятельность.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
Магистрант, освоивший дисциплину «Управление персоналом образовательной организации», должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК – 2);
общепрофессиональными (ОПК)
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК -3)
профессиональными (ПК):
готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК – 13)
готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК – 14);
готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК – 15);
готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК – 16).
Освоение компетенций в процессе изучения дисциплины способствует формированию знаний, умений и навыков в области, а также объектов и видов профессиональной деятельности.
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |||||
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие | |||||
Общекультурные компетенции | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ | Перечень компонентов | Технологии формирова-ния | Форма оценочного средства | Ступени уровней освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Знать основы профессиональной этики; Уметьнести социальную и этическую ответственность за принятые решения; Владеть навыками эффективного профессионального поведения в нестандартных ситуациях | Технология традиционного обучения:лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп | ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. | ПОРОГОВЫЙ знает основные направления службы управления персоналом в сфере образования, основы профессиональной этики умеет анализировать психологическую информацию в целях управления персоналом ПОВЫШЕНННЫЙ знает технологии и этику профотбора в образовательное учреждение умеет проводить профдиагностику, формулировать психологическое заключение, нести за это ответственность владеет технологией психологического обследования личности, деятельности с использованием психологического инструментария, в том числе в нестандартных ситуациях |
Общепрофессиональные компетенции | |||||
ОПК-3 | готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия | Знать основы деловой коммуникации; Уметьэффективно взаимодействовать с партнерами, коллегами; Владеть навыками менеджмента и самоменеджмента | Технология традиционного обучения:лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения:работа творческих микрогрупп | ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. | ПОРОГОВЫЙ Знает основы деловой коммуникации в области управления персоналом образовательного учреждения; Умеет устанавливать контакты с подчиненными, коллегами ПОВЫШЕННЫЙ Знает деловой этикет в сфере управления персоналом Умеет эффективно взаимодействовать с подчиненными, коллегами, быть толерантным Владеет навыками менеджмента, саморегуляции, самоменеджмента |
Профессиональные компетенции | |||||
ПК-13 | готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа | Знать методы изучения потенциала управляемой системы, Уметь применять аналитические методы с целью исследования управляемой системы Владеть методами стратегического и оперативного анализа | Технология традиционного обучения:лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения: ролевые, деловые игры, работа творческих микрогрупп | ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. | ПОРОГОВЫЙ знает основные методы, способы, приемы психологической диагностики личности умеет применять различные методы психодиагностики соответственно целям управления персоналом в сфере образования ПОВЫШЕНННЫЙ знает этапы психодиагностической работы с персоналом, способы обработки психодиагностической информации; умеет формулировать критерии профортбора, составлять план беседы, тестовые батареи, проводить наблюдение за кандидатом, анализировать результаты психодиагностических обследований, давать психологическое заключение владеет навыками подбора и анализа психодиагностических методов |
ПК-14 | готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы | Знать закономерности развития управляемой системы Уметь организовывать и оценивать управленческий процесс Владеть инновационными технологиями менеджмента | Технология традиционного обучения:лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения:работа творческих микрогрупп | ТСп, Сб, С, ИСД, Зач. | ПОРОГОВЫЙ Знает закономерности управления персоналом в сфере образования; ПОВЫШЕННЫЙ Умеет организовывать систему управления персоналом образовательного учреждения, оценивать управленческий процесс Владеет исследовательскими методами, инновационными технологиями в управлении персоналом образовательного учреждения |
ПК-15 | готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы | Знать принципы, методы и процедуры организации командной работы; Уметь организовывать командную работу, Владеть навыками реализации экспериментальной работы | Технология традиционного обучения:лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения:работа творческих микрогрупп | Сб, С, Кнр, ИДЗ, Зач. | ПОРОГОВЫЙ Знаетосновные направления, виды, формы и методы командной работы в сфере образования Умеет подготовить план интервью, психодиагностический инструментарий, проводить собеседование при приеме на работу, профессиональное консультирование, профессиональную диагностику ПОВЫШЕННЫЙ Знает принципы, подходы работы в области управления персоналом, методы, формы, приемы психологического воздействия с целью формирования команд Умеетсоставлять программы и проводить тренинги, организовывать командную работу Владеет навыками проведения тренингов, реализации экспериментальной работы в образовательном учреждении |
ПК-16 | готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность | ПОРОГОВЫЙ Знать формы и этапы принятия решений; Уметь применять индивидуальные и групповые технологии принятия решений Владеть навыками принятия управленческих решений в сфере образовательной деятельности | Технология традиционного обучения:лекция, самостоятельная работа, практические занятия Технология интерактив-ного обучения:работа творческих микрогрупп | Сб, С, Э, ИДЗ, Зач. | ПОРОГОВЫЙ Знаетформы иэтапы принятия управленческих решений в сфере образования Умеет формулировать критерии принятия решений в области управления персоналом ПОВЫШЕННЫЙ Умеетиспользовать различные технологии при принятии решений в области управления персоналом в образовательном учреждении Владеет навыками принятия решений в области управления персоналом образовательной организации |
Трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины для магистрантов очной формы обучения составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
Всего часов (8 семестр) | |
Общая трудоемкость | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Интерактивная часть | |
Самостоятельная работа | |
Промежуточный контроль | Зачет |
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | Интер-активные формы обучения | |||
Лекции | Практич | Самост. раб. | Всего | ||||
Основные понятия управления персоналом в сфере образования. Кадровая политика образовательной организации | Семинар. Собеседова-ние. Тест. Индивидуальное домашнее задание. | Групповая дискуссия Работа в микрогруппах | |||||
Организация подбора и отбора персонала в сфере образования | Семинар. Собеседова-ние. Тест. Индивидуальное домашнее задание. | Работа в микрогруппах Ролевые игры Деловые игра | |||||
Мотивация и адаптация персонала образовательной организации | Семинар. Собеседова-ние. Тест. Контрольная работа. Индивидуальное домашнее задание. | ||||||
Оценка и аттестация персонала образовательной организации | Семинар. Собеседова-ние. Тест. Индивидуальное домашнее задание. | Работа в микрогруппах | |||||
5. | Обучение и развитие персонала образовательной организации | Семинар. Собеседова-ние. Индивидуальное домашнее задание. Эссе. | Работа в микрогруппах Групповое эссе | ||||
Итого: |
Содержание дисциплины