Активность

Реактивность

Использование принципа реактивности как объяснительного в научном исследовании базируется на идеях Рене Декарта, изложенных им в первой половине 17 века. Декарт полагал, что организм может быть изучен, как машина, основной принцип действия которой — рефлекс, обеспечивающий связь между стимулом и ответом.

Человека, тело которого — машина, наличие души освободило от автоматического реагирования. Душа его состоит из разумной субстанции, отличной от материи тела и может влиять на тело через эпифиз.

С рефлекторных позиций события, лежащие в основе поведения, в общем, представляются как линейная последовательность, начинающаяся с действия стимулов на рецепторные аппараты и заканчивающаяся ответным действием.

Активность

Рассмотрение поведения и деятельности как активности, направленной в будущее, включает понимание активности как принципиального свойства живой материи; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи.

Данная группа представлений сформировалось в результате многочисленных попыток преодолеть механистические реактивностные схемы, заменив их представлениями об активном, целенаправленном поведении.

Было предпринято множество попыток рассмотрения поведения с этой точки зрения:

1)Рассмотрение поведения не как линейной последовательности событий, начинающаяся с возбуждения рецепторов, а как функциональное кольцо. (Якоб фон Икскюль)

2)Рассмотрение среды и организма как функционального единства, к анализу которого принцип стимул-реакция не может быть применен. (Джеймс Гибсон)

Специально следует подчеркнуть, что центральным пунктом теории деятельности, развитой в отечественной психологии, является представление об активном, а не реактивном субъекте (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский 1998; В.Ф. Петренко 1999).

Известны попытки, заменив проблему "активность-реактивность" проблемой сопоставления внутренних и внешних детерминант поведения, доказать, что упомянутые принципы не обусловливают кардинальным образом различающихся способов описания поведения и деятельности. Однако эта замена неадекватна. Внутренняя детерминанта вполне так же, как внешняя может быть рассмотрена в качестве стимула, вызывающего реакцию. Например, при описании постулируемых механизмов поведения, возникающего при нарастании мотивации в отсутствие внешнего стимула, используется понятие "мотивационный рефлекс".

2. Создание И.П.Павловым учения о высшей нервной деятельности (ВНД).

Это учение опиралось на И.М. Сеченова (1829-1905), который первым, еще до И.П. Павлова, высказал предположение о том, что в основе так называемой психической деятельности человека лежит рефлекторный процесс.

И.П. Павлов развил это положение И.М. Сеченова и представил неопровержимые доказательства того, что нервная деятельность коры головного мозга действительно целиком представляет собой рефлекторные процессы.

Павлов говорил о том, что в рефлексе есть 3 главных элемента:

1) Рецептор, на который оказывается внешнее воздействие;

2) Проводящий путь нервный путь;

3) Рабочий орган, орган-эффектор.

Эта схема была названа им рефлекторной дугой.

Рефлекторные процессы могут быть простыми и сложными.

Сложные рефлексы не являются результатом действия единичного рефлекторного акта, а представляют собой длинную цепь рефлекторных процессов, протекающих со сменой причинно-следственных отношений. Это значит, что рефлекторный процесс, возникнув как следствие, сам становится причиной другого рефлекса.

И. П. Павлов выделял безусловные и условные рефлексы.

Безусловным рефлексом он называл постоянную, врожденную связь внешнего воздействия (стимула) с ответной на него деятельностью организма (реакцией), а связь временную, образующуюся в течение индивидуальной жизни, на основе безусловной связи он назвал условным рефлексом.

Условные рефлексы, по И.П. Павлову, являются основой высшей нервной деятельности.

Основным условием образования условного рефлекса является длительное совпадение во времени ранее безразличного (индифферентного) стимула с безусловным стимулом.

Также в своих работах И.П.Павлов описывал процессы торможения условного рефлекса. Торможение, с его точки зрения, можно разделить на внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).

Внешнее (безусловное) торможение происходит при действии внешнего раздражителя, тормозящего условный рефлекс. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что оно затормаживает текущую условно-рефлекторную деятельность, тем самым позволяя переключить организм на определение значимости и степени опасности нового воздействия.

Внутреннее (условное) торможение происходит при отсутствии подкрепления, т.е. при прекращении совпадения во времени безусловного и условного стимулов.

Наши рекомендации