Тема 7. Деловое общение в коллективе (2 часа)
Вопросы
1. Рабочая группа: ее социально – психологические особенности и структура организации.
2. Классификация психотипов личности.
3. Проблема лидерства. Основные типы лидеров.
4. Профессиональная этика менеджера.
5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).
Контрольные вопросы для выявления коммуникативной
Компетентности
1. Охарактеризуйте рабочую группу как социально – психологическую общность людей. Покажите ее отличие от других социальных групп.
2. Расскажите о морально – психологическом климате коллектива, признаках его незрелости.
3. Что такое «неформальная структура рабочей группы», и каковы особенности ее формирования?
4. Какую структуру рабочей группы можно считать оптимальной?
5. В чем состоит проблема лидерства, и какие типы лидеров вы знаете?
6. Охарактеризуйте основные типы стилей руководства и условия их применения.
7. Что такое «стиль руководства», и от каких факторов он зависит?
8. Каких правил следует придерживаться руководителю в практике применения поощрения и наказаний?
Задание для СРС (1,5 часа)
1. Выполните тесты:
1. А.С. Макаренко выделил ряд этапов, характеризующих степень развития коллектива. Расположите их по порядку:
а) человек под влиянием требований коллектива предъявляет общественные требования к самому себе;
б) требования коллектива становятся мнением большинства;
в) требования к людям предъявляют руководители коллектива как представители общества;
г) требования поддерживаются активом коллектива.
2. … - такая форма связи между людьми, которая обуславливает создание доверительной, доброжелательной, комфортной обстановки в коллективе. О чем идет речь?
а) дисциплина;
б) организационная структура;
в) рабочая группа.
3. Эту структуру взаимоотношений в коллективе нередко называют «виноградной гроздью»:
а) формальная структура коллектива;
б) неформальная структура коллектива.
4. Какое из утверждений верно?
а) не всякий коллектив становится группой;
б) не всякая группа становится коллективом.
5. Для выявления внутриколлективных и межколлективных связей и отношений используется специфический метод:
а) психологический тест;
б) социометрический опрос;
в) статистические данные.
6. Выявите ошибочное суждение:
а) социометрический опрос проводится посторонним для коллектива лицом;
б) руководитель учувствует в сборе информации.
7. Продвижение по службе при таком стиле управления основано на том, какой вклад вносит каждый человек в достижение цели:
а) авторитарный;
б) либеральный;
в) демократический.
8. Ниже приведены 5 уровней стимуляции коллектива. Расположите их по порядку:
а) сама работа, качество ее исполнения;
б) благодарность предприятию за социальную защиту и заботу о личности;
в) деньги как средство удовлетворения насущных потребностей;
г) деньги как индикатор престижности работы человека;
д) гордость за предприятие.
9. Какой стиль управления является наиболее эффективным?
а) авторитарный;
б) демократический;
в) пассивный.
10. Выберите неверное утверждение:
а) демократический стиль руководства приводит к самоуправлению;
б) при авторитарном стиле управления работники сдерживают собственную инициативу;
в) при пассивном стиле руководства без вмешательства лидера организация может начать двигаться не в том направлении.
11. Какие признаки характерны для концепции харизматического лидерства?
а) лидер выбирает стиль поведения, который будет эффективно воздействовать на подчиненных;
б) лидер обладает нестандартным мышлением;
в) лидер влияет на последователей с помощью привлечения их к участию в управлении.
12. Различают 2 модели этой концепции лидерства: негативный и позитивный лидер. Какая это концепция?
а) преобразующего лидерства;
б) атрибутивного лидерства;
в) харизматического лидерства.
13.Ученый У.Беннис выявил 4 группы лидерских качеств. Найдите ошибку.
а) физиологические;
б) психологические;
в) психические;
г) умственные;
д) личностные.
2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «социометрическая структура», «иерархическая структура», «лидерство в группе», «руководство», «стили руководства»: «авторитарный», «регламентирующий», «авральный», «либеральный», «перестроечный», «консервативный», «дипломатический», «лидерский», «плановый», «административный», «творческий», « коллегиальный», «межличностная совместимость».
4. Ситуация: Вы – руководитель. Беседуете со способной женщиной, желающей поступить к Вам на работу. Уровень ее образования и квалификации выше, чем у мужчин, с которыми Вы беседовали раньше. Однако у Вас есть четкое ощущение, что ее прием на эту должность вызовет отрицательную реакцию со стороны Ваших коллег, среди которых нет женщин, и может раздосадовать вышестоящее начальство. Как Вы поступите? Аргументируйте свой ответ.
5. Найдите в газете или журнале пример нарушения морально-этических установок чиновников и дайте этому оценку. Сделайте анализ ситуации в письменной форме.
6. Изложите свою точку зрения относительно способов и методов совершенствования нравственной культуры в сфере государственного управления?
7.Ситуация: Вы – менеджер. Ваш подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по своему усмотрению, не обращая внимания на замечания, не исправляя ошибок, на которые Вы ему указали. Как Вы будете строить с ним отношения в дальнейшем?
А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примите обычные административные меры наказания.
Б. В интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.
В. Обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия.
Г. Попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли Вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным, а потом уже решите, как поступить.