Тема 7. Деловое общение в коллективе (2 часа)

Вопросы

1. Рабочая группа: ее социально – психологические особенности и структура организации.

2. Классификация психотипов личности.

3. Проблема лидерства. Основные типы лидеров.

4. Профессиональная этика менеджера.

5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Охарактеризуйте рабочую группу как социально – психологическую общность людей. Покажите ее отличие от других социальных групп.

2. Расскажите о морально – психологическом климате коллектива, признаках его незрелости.

3. Что такое «неформальная структура рабочей группы», и каковы особенности ее формирования?

4. Какую структуру рабочей группы можно считать оптимальной?

5. В чем состоит проблема лидерства, и какие типы лидеров вы знаете?

6. Охарактеризуйте основные типы стилей руководства и условия их применения.

7. Что такое «стиль руководства», и от каких факторов он зависит?

8. Каких правил следует придерживаться руководителю в практике применения поощрения и наказаний?

Задание для СРС (1,5 часа)

1. Выполните тесты:

1. А.С. Макаренко выделил ряд этапов, характеризующих степень развития коллектива. Расположите их по порядку:

а) человек под влиянием требований коллектива предъявляет общественные требования к самому себе;

б) требования коллектива становятся мнением большинства;

в) требования к людям предъявляют руководители коллектива как представители общества;

г) требования поддерживаются активом коллектива.

2. … - такая форма связи между людьми, которая обуславливает создание доверительной, доброжелательной, комфортной обстановки в коллективе. О чем идет речь?

а) дисциплина;

б) организационная структура;

в) рабочая группа.

3. Эту структуру взаимоотношений в коллективе нередко называют «виноградной гроздью»:

а) формальная структура коллектива;

б) неформальная структура коллектива.

4. Какое из утверждений верно?

а) не всякий коллектив становится группой;

б) не всякая группа становится коллективом.

5. Для выявления внутриколлективных и межколлективных связей и отношений используется специфический метод:

а) психологический тест;

б) социометрический опрос;

в) статистические данные.

6. Выявите ошибочное суждение:

а) социометрический опрос проводится посторонним для коллектива лицом;

б) руководитель учувствует в сборе информации.

7. Продвижение по службе при таком стиле управления основано на том, какой вклад вносит каждый человек в достижение цели:

а) авторитарный;

б) либеральный;

в) демократический.

8. Ниже приведены 5 уровней стимуляции коллектива. Расположите их по порядку:

а) сама работа, качество ее исполнения;

б) благодарность предприятию за социальную защиту и заботу о личности;

в) деньги как средство удовлетворения насущных потребностей;

г) деньги как индикатор престижности работы человека;

д) гордость за предприятие.

9. Какой стиль управления является наиболее эффективным?

а) авторитарный;

б) демократический;

в) пассивный.

10. Выберите неверное утверждение:

а) демократический стиль руководства приводит к самоуправлению;

б) при авторитарном стиле управления работники сдерживают собственную инициативу;

в) при пассивном стиле руководства без вмешательства лидера организация может начать двигаться не в том направлении.

11. Какие признаки характерны для концепции харизматического лидерства?

а) лидер выбирает стиль поведения, который будет эффективно воздействовать на подчиненных;

б) лидер обладает нестандартным мышлением;

в) лидер влияет на последователей с помощью привлечения их к участию в управлении.

12. Различают 2 модели этой концепции лидерства: негативный и позитивный лидер. Какая это концепция?

а) преобразующего лидерства;

б) атрибутивного лидерства;

в) харизматического лидерства.

13.Ученый У.Беннис выявил 4 группы лидерских качеств. Найдите ошибку.

а) физиологические;

б) психологические;

в) психические;

г) умственные;

д) личностные.

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «социометрическая структура», «иерархическая структура», «лидерство в группе», «руководство», «стили руководства»: «авторитарный», «регламентирующий», «авральный», «либеральный», «перестроечный», «консервативный», «дипломатический», «лидерский», «плановый», «административный», «творческий», « коллегиальный», «межличностная совместимость».

4. Ситуация: Вы – руководитель. Беседуете со способной женщиной, желающей поступить к Вам на работу. Уровень ее образования и квалификации выше, чем у мужчин, с которыми Вы беседовали раньше. Однако у Вас есть четкое ощущение, что ее прием на эту должность вызовет отрицательную реакцию со стороны Ваших коллег, среди которых нет женщин, и может раздосадовать вышестоящее начальство. Как Вы поступите? Аргументируйте свой ответ.

5. Найдите в газете или журнале пример нарушения морально-этических установок чиновников и дайте этому оценку. Сделайте анализ ситуации в письменной форме.

6. Изложите свою точку зрения относительно способов и методов совершенствования нравственной культуры в сфере государственного управления?

7.Ситуация: Вы – менеджер. Ваш подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по своему усмотрению, не обращая внимания на замечания, не исправляя ошибок, на которые Вы ему указали. Как Вы будете строить с ним отношения в дальнейшем?

А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примите обычные административные меры наказания.

Б. В интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

В. Обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия.

Г. Попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли Вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным, а потом уже решите, как поступить.

Наши рекомендации