Гуманистическая психология
Гуманистический подход к пониманию человека проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но эти духовные качества и потребности выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться в случае неблагоприятных социальных условий окружения. Термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов, которые в начале 60-х годов под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям: фрейдизму и бихевиоризму. В противовес фрейдизму и бихевиоризму, которые оценивают человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения в течение всей жизни.
Гуманистическая психология изучает психически здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины самоактуализации. Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития потребностей. Согласно Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять уровней. Низший уровень представлен физиологическими потребностями, они называются также фундаментальными. К ним относятся такие потребности, как голод, жажда, потребность во сне и т. д. Далее потребности располагаются следующим образом:
в потребность в безопасности (стабильность, порядок);
в потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
в потребность в уважении (самоуважение, признание);
в потребность в самоактуализации (или самоосуществлении) как в полном раскрытии заложенных в человеке потенций и способностей. Потребности всех уровней генетически обусловлены. Но пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводят к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни).
Одним из центральных понятий в концепции А. Маслоу является понятие самоактуализации, под которой он понимал «полное использование талантов, способностей, возможностей человека, который достиг более оптимального и эффективного уровня функционирования, чем средние" люди». Самоактуализация является биологически обусловленной и, следовательно, обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому в обществе социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту».
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития - к самореализации.
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 2) принятие других и себя («я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; 6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»); 8) спонтанность, естественность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; 11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, — вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые условия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей.
Но почему самоактуализирующихся людей мало? Мас-лоу считает, что причин может быть несколько: 1) неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей; 2) незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы); 3) чрезмерное влияние потребностей безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой. Неудовлетворение высших метапотребностей — потребностей роста (Маслоу выделяет 14 высших духовных метапотребностей: стремление к целостности личности, к совершенствованию, к завершению, к справедливости, порядку и закону, к активности функционирования, к дифференциации и сложности, к красоте, к честности, открытости и простоте, к доброте, к уникальности и новизне, к игре и юмору, к истине и чести, к независимости и автономии, свободе) может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, но тем не менее их неудовлетворение подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания - метапатологии (апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни, уход в наркотики, пьянство).
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) так же, как и А. Маслоу, считал, что люди склонны стремиться вперед и при благоприятных условиях способны реализовать свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
Одним из фундаментальных понятий подхода К. Роджерса является понятие «Я-концепция». Я-концепция — это совокупность представлений человека о самом себе в данный момент времени.
Согласно Роджерсу, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует «идеальное Я». К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вызывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отделение от «идеального Я». Личность уравновешена тем больше, чем больше согласия или конгруэнтности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет приблизиться к своему «идеальному Я», а именно в этом суть актуализации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто нереализованной в действительной жизни человека.
Я-концепция как представление о самом себе и определяет поведение человека в тех или иных ситуациях. Формирование Я-концепции происходит в результате взаимодействия с другими людьми, особенно большое значение имеют значимые другие.
Таким образом, можно утверждать, что содержание Я-концепции является результатом процесса социализации личности.