Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби в процессе предварительного следствия
Под маскировкой часто понимаются действия преступника или правонарушителя, имеющие своей целью сокрытие подлинных намерений, дезинформацию и введение в заблуждение работников органов правопорядка.
Маскировка может выражаться в сокрытии своих переживаний и психических состояний, в совершении действий с какими-либо предметами, в контактах с другими людьми. Кроме того, маскировочные действия могут быть направлены на сокрытие личных планов, оценок, отношений, то есть сокрытие истинных психологических переменных в поведении преступника.
Одной из разновидностей маскировок является инсценировка. Обычно инсценировка включает в себя систему маскировочных действий для создания искусственной картины происшествия в целях сокрытия преступления.
С психологической точки зрения инсценировка криминальной ситуации может быть охарактеризована как опосредованное межличностное взаимодействие, возникающее в процессе расследования преступления между двумя сторонами (противниками): следователем (а также другими работниками органов правопорядка) и преступником - субъектом инсценировки. Инсценировка реализуется посредством активных воздействий субъекта инсценировки на противника (следователя и других работников органов правопорядка) с использованием передачи лживой информации о своих истинных целях и намерениях и направленных на формирование искаженной картины криминальной ситуации.
Часто встречающейся разновидностью инсценировки является ложное алиби. Суть ложного алиби сводится к попыткам преступника убедить работников органов правопорядка в том обстоятельстве, что он не имел физической возможности совершить преступление, так как в момент его совершения находился в другом месте. Возможны два варианта действий преступников для создания ложного алиби: 1) сокрытие преступниками времени совершения преступления посредством “размывания” границ его временных параметров; 2) изменение времени совершения преступления путем “смещения” его фактических временных параметров на более поздний или более ранний период.
43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
Ложь — средство управления поведением людей путем их дезинформации.
Лицо, противодействующее следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в позиционное противоборство, прогнозирует возможные действия следователя, пытается рефлексивно управлять его деятельностью. Лжец оценивает, как его ложные показания будут приниматься, расцениваться и использоваться следователем. При активной, "творческой" лжи лжец стремится создать псевдомодель события, состыковать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, привязать их к определенным месту и времени.
Ряд повторных детализирующих вопросов неизбежно приводит к вариациям вымысла, расстыкованности отдельных узлов этой псевдомодели. Чем меньше правды в показаниях, тем успешнее они изобличаются. Сложнее те случаи, когда подследственное лицо, хорошо знающее обстоятельства дела, вводит в подлинную модель события лишь отдельные ложные детали. Однако даже единственная вымышленная деталь события не
может быть охвачена сознанием лгущего во всем многообразии ее проявлений.
Процесс лжи связан с "ошибкой" тормозных и возбудительных процессов, психологическим "раздвоением личности", формированием в сознании лгущего лица системы охранительных "барьеров" и т. д. Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя косной неизменностью, тогда как образные представления имеют соответствующую динамику. Лгущий утрирует свое "незнание", это также изобличает его. Кроме того, лгущего всегда подстерегает незнание хода расследования, имеющегося объема доказательств.
Преодоление установки допрашиваемого лица на дачу ложных показаний требует от следователя анализа мотивов лжи и прогнозирования тех побуждений, которые могут привести к "раскрытию" данной личности, прогнозирования ситуации, в которой человек сделает откровенные признания. Необходимо также определить границы зоны контроля (какое содержание скрывается, камуфлируется ложными утверждениями, какие сведения лицо может считать непоправимой утечкой информации).
Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей 1) изобличить лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение; 2) позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.
Выбор соответствующей тактической позиции обусловлен личностными качествами допрашиваемого, его моральной чувствительностью к разоблачительным действиям следователя. Однако изменение показаний и правдивое признание — психологически трудный процесс, связанный с изменением установочной позиции, мотивационной переориентацией, ломкой сложившегося стереотипа, эмоциональным напряжением. Переход от лжи к правде связан с внутриличностным конфликтом — борьбой с собой. Своевременное определение этого состояния обвиняемого, убедительное аргументирование целесообразности правильного выбора — одна из тактических задач
следователя Человеку необходима психологическая помощь в его движении от лжи к правде.
44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
В структуре лживых показаний возможно выделение двух основных форм: 1) сокрытие (пассивная ложь) и 2) фальсификация (активная ложь).
Ни выражение лица, ни жестикуляция, ни изменения голоса не являются сами по себе признаками обмана. Подозревать его позволяет наличие рассогласованности, дисгармонии между вербальной и невербальной составляющей информационного сообщения, которые обусловлены внутренней борьбой, внутренним напряжением человека по поводу конструирования и дачи им ложных показаний.
Непосредственными объектами внимания следователя в этой связи должны выступать:
1) речь человека; 2) его мимика; 3)глаза;
4) движения головы, рук и других частей тела.
Речь человека. При допросе лжец, во-первых, может выдать себя по небрежности, просто не позаботившись тщательно продумать ложь. Во-вторых, в результате внутреннего конфликта большей или меньшей степени выраженности, сопровождающего ложь, могут появиться ошибки, которые 3. Фрейд определил как обмолвки. Третьей группой признаков лжи в словах выступают тирады. Иногда эмоции настолько захлестывают допрашиваемого, что скрываемая информация вырывается наружу и проявляется не в одном-двух словах, как при обмолвке, а льется потоком.
Также установлено, что ложные показания обычно имеют более бедный эмоциональный и интонационный фон.
Мимика лица. Человеческая мимика обусловлена сокращениями мышц лица. Подобно мышцам, обуславливающим особенности речи, мышцы лица связаны с цензами мозга, в которых возбуждается эмоция, что значительно повышает информационный потенциал наблюдений за лицом человека. Лицевые экспрессии одновременно передают информацию о том, что человек хочет показать и о том, что он хочет скрыть. Фальшивые экспрессии появляются в результате сознательного управления мышцами лица, позволяющего помешать появлению переживаемой эмоции и симулировать ложную. Подлинная эмоция проявляется потому, что движения лицевых мышц могут происходить непроизвольно, без мысли об этом или такого намерения. В результате ложь просачивается вопреки всем попыткам скрыть ее, и за лживым, но убедительным выражением лица в следующий же момент может просочиться скрываемая эмоция.
Глаза человека. Достижения нейрофизиологии последних лет свидетельствуют о том, что по движениям глазных яблок возможно достоверное суждение о процессах, протекающих в психике человека. Установлено, что обращение к различным видам памяти (зрительной, слуховой, кинестетической и так далее) обуславливает возбуждение различных участков мозга, которые в свою очередь напрямую связаны с движениями глаз.
Для решения того или иного вопроса человек вынужден обращаться к собственной памяти, т.е. к тому объему информации, который накоплен в течение жизни. У типичных правшей при этом движения глаз будут иметь следующее значение (у левшей все происходит наоборот).
* направление взгляда влево - вверх -- человек извлекает из памяти зрительные воспоминания; * направление взгляда вправо - вверх -- человек констатирует зрительные образы, которые ранее он не видел;
* направление взгляда по горизонтали влево -- человек извлекает из памяти слуховые воспоминания, которые когда-то имели место;
* направление взгляда по горизонтали вправо -- человек конструирует слуховые образы, которые ранее он не слышал
* направление взгляда вправо - вниз -- человек вспоминает некие чувственные образы, которые когда-то имели место,
* направление взгляда влево - вниз -- внутренний диалог и контроль речи.