КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Абстракция– это операция мышления, состоящая в выделении отдельных признаков (частей, свойств, функций
ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
Абстракция– это операция мышления, состоящая в выделении отдельных признаков (частей, свойств, функций, состояний, связей) объекта и мысленном отвлечении их от всех остальных признаков для углубленного познания в качестве самостоятельного объекта. Абстрагировать – значит изолировать в мышлении отдельный признак объекта для изучения «в чистом виде».
Адекватность (истинность) мышления– это соответствие содержания продуктов мышления – понятий, суждений, умозаключений – отражаемому в них объекту, благодаря чему они имеют характер объективных истин и эффективно ориентируют поведение и практическую деятельность субъекта. Неадекватное мышление характеризуется рассогласованием содержания мысли (как субъективного образа) с объектом-оригиналом, его действительными признаками.
Алгоритм – это жестко запрограммированная последовательность мыслительных действий и операций, точное исполнение которой позволяет успешно решать мыслительные задачи определенного типа. Алгоритмы как способы решения однотипных задач противоположны эвристикам, которые востребуются при решении нестандартных задач и не являются точными, полными и надежными предписаниями последовательности мыслительных операций.
Анализ – это операция мышления, состоящая в разделении целостного объекта на отдельные части, свойства, функции, связи.
Анализ через синтез– это всеобщий механизм решения задач в условиях как индивидуального, так и группового мышления, состоящий во включении (синтезировании) познаваемого объекта во все новые и новые связи с другими объектами, благодаря чему открываются все новые и новые свойства и функции этого объекта.
Аналогия (традукция) –это способ рассуждения (вид умозаключения), при котором знание об одном объекте переносится на другой объект, являющийся аналогом и повторяющий существенные признаки первого. При аналогии на основании сходства двух объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Антиципация– это представление (предвидение, предвосхищение) в сознании субъекта конечного решения мыслительной задачи еще до того, как она полностью решена. При решении задач мышление реально протекает как антиципация, прогнозирование конечного, еще неизвестного результата. В этом заключается основной парадокс (противоречие) мышления: каким образом субъект может искать то, чего он не знает, а если он знает, что ищет, то что же ему еще искать?
Вербализация– это перевод содержания образного мышления (образной информации) в форму внутренней или внешней речи и оперирование этим содержанием в ходе вербального мышления.
Вербальное мышление –это вид мышления, при котором субъект оперирует словесной информацией или знаковым материалом вообще.
Визуализация– это перевод содержания вербального мышления (знаковой информации) в форму образов и оперирование этим содержанием в ходе визуального мышления.
Визуальное мышление –этовид мышления,при котором субъектоперирует образной информацией и осуществляет визуализацию содержания собственных мыслей, т.е. переводит их в форму образов.
Высшие психические функции – это сложные психические процессы, формирующиеся у человека прижизненно, социально-культурные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению, осознанные по своему содержанию, произвольно управляемые по способу своего осуществления. Основные психологические признаки высших психических функций (по сравнению с низшими, или натуральными) – опосредствованность (совершаются всегда с использованием «психологических орудий» – знаков), осознанность (содержание всегда осознается), произвольность (доступны сознательной саморегуляции – управлению и контролю со стороны субъекта). К числу высших психических функций относятся зрелые формы человеческого мышления, например, словесно-логическое.
Гипотеза– это компонент процесса мышления, который вступает предположением субъекта о недостающем для успешного решения задачи знании и направляет поиск и обоснование такого знания. Использование гипотез в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противовес сплошному логическому перебору всевозможных вариантов решения задачи.
Дедукция –это способ рассуждения (вид умозаключения), при котором субъект из общих знаний об объекте логическим путем выводит частные следствия.
Знак –это материальный предмет, служащий в мышлении в качестве представителя или заместителя (обозначения) другого объекта или явления. Примером знака может быть слово: оно обозначает объект или явление и замещает их в мышлении.
Знаковое опосредствование– это способ организации человеком своего поведения и психических процессов, заключающийся в использовании знаков как средств их осуществления. В результате знакового опосредствования в онтогенезе происходит перестройка натуральных психических и поведенческих процессов и превращение их в высшие психические функции.
Знание –это внутренне дифференцированная система представлений субъекта о действительности, существующая в форме субъективной картины объективного мира и фиксирующая все множество свойств, функций, связей объектов и явлений, выявленных субъектом в процессе познавательного и практического взаимодействия с миром.
Значение –это выработанное обществом (человечеством) и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности, содержание которого образуют наиболее значимые для человеческой деятельности свойства, функции, связи объектов и явлений. Система значений образует содержание общественно-исторического опыта, усвоение которого выводит мышление людей за границы индивидуального опыта.
Индукция– это способ рассуждения (вид умозаключения), при котором субъект от единичных и частных знаний об объекте логическим путем восходит к общим представлениям.
Инсайт –это внезапное и невыводимое из прошлого опыта нахождение решения мыслительной задачи, моментальное понимание, «схватывание» структуры и существенных отношений проблемной ситуации в целом.
Интеллект – это 1) интегрированная система всех познавательных психических процессов (от ощущений и восприятий до мышления) индивида, обеспечивающая его способность к познанию, успешному овладению и продуктивному выполнению любого вида деятельности; 2) высокоразвитое мышление, способствующее эффективному познанию индивидом окружающего мира и самого себя, а также успешной адаптации к непрерывно меняющимся условиям жизни. Основной признак интеллекта – способность генерировать принципиально новые решения, ранее не встречавшиеся в опыте индивида, в ответ на жизненные задачи.
Интеллектуализация – это механизм трансформации неосознаваемых и непроизвольных психических процессов, в том числе мышления, в осознанные и произвольные, т.е. сознательно регулируемые субъектом. Интеллектуализация производна от развития самосознания личности, рефлексии и системы осознанной саморегуляции. Интеллектуализация наряду с интериоризацией ведут к формированию высших психических функций (по Л.С. Выготскому).
Интенциональность мышления– это 1) направленность мышления субъекта на какой-либо объект; признак человеческого мышления, означающий предметную ориентацию мышления: субъект всегда мыслит не просто так, а по поводу конкретного объекта; 2) подчиненность мышления мотивам и целям, имеющим личностный смысл; признак человеческого мышления, означающий его мотивированность, осмысленность и устремленность к определенным целям: субъект всегда мыслит не «вообще», а под влиянием и ради значимых потребностей, мотивов и ценностей.
Интериоризация – это механизм формирования психических структур и процессов (высших психических функций) через усвоение предметных действий и овладение внешними знаковыми средствами; преобразование структуры внешней предметной деятельности во внутреннюю структуру психических процессов и функций. Например, по механизму интериоризации в ходе формирования мышления практические действия и операции с реальными предметами (их расчленение, сортировка и т.д.) превращаются во внутренние логические операции со знаками-заместителями реальных предметов.
Интуиция – это мыслительный процесс, состоящий в отыскании решения задачи в условиях неопределенности или неполноты посылок для логического вывода и характеризующийся неосознанностью путей и условий поиска. Решение, получаемое интуитивным путем, осознается субъектом в форме инсайта. Интуицию отличают следующие психологические особенности: непроизвольность потекания интутивного процесса, недостаточная осознанность логических оснований интуитивного решения, быстрота (иногда моментальность) нахождения решения.
Искусственный интеллект – это: 1) направление в компьютерной технологии, ставящее целью конструирование технических систем, воспроизводящих интеллектуальные функции человека; 2) интегрированная система всех информационных процессов и функциональных возможностей электроно-вычислительной машины, обеспечивающих эффективную переработку информации, решение задач и принятие решений, ранее требовавших участия человеческого интеллекта.
Классификация –это операция мышления, состоящая в делении множества объектов на классы, группы, виды на основе сравнения этих объектов между собой по существенным свойствам, функциям, связям.
Когнитивная психология –это крупное и влиятельное направление в современной психологии, в рамках которого исследуется когнитивная (познавательная) активность живых организмов, в особенности человека, связанная с приобретением, переработкой, организацией и использованием знаний.
Креативность – способность субъекта к порождению оригинальных решений мыслительных задач и использованию нестандартных способов мыслительной деятельности.
Критерий истины –это средство проверки содержания продуктов мышления – понятий, суждений, умозаключений – на адекватность (истинность). Различают практический (непосредственный) и логический (опосредованный) критерий истины. Практический критерий истины признает истинными те понятия, суждения и умозаключения, руководствуясь которыми субъект достигает успеха в поведении и практической деятельности. Логический критерий истины признает истинными те понятия, суждения и умозаключения, которые логически не противоречат другим понятиям, суждениям и умозаключениям, которые уже оправданы практикой.
Логика– это наука, исследующая законы, формы и операции правильного (истинного, адекватного) мышления.
Метод проб и ошибок –это способ решения мыслительной задачи, при котором субъект осуществляет слепой хаотический перебор возможных вариантов решения, рассчитывая на случайный успех.
Мыслительная задача – это цель мыслительной деятельности, данная в условиях определенной проблемной ситуации. Задача возникает тогда, когда субъект, сознавая затруднительную или непродолимую ситуацию как проблему для себя, мысленно расчленяет ее условия на известное и неизвестное, данное и искомое, имеющееся и требующееся. В этой связи задача выступает как результат предварительного мысленного анализа проблемы.
Мышление– это познавательный психический процесс, неразрывно связанный с речью, обеспечивающий обобщенное и опосредованное отражение «сверхчувственных» свойств и связей реального мира (в широком смысле); процесс постановки и решения интеллектуальных задач (в узком смысле). В условиях человеческой психики мышление существует в двух основных формах: в форме мыслительного процесса и в форме мыслительной деятельности. Мышление как процесс – это непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения действительности, направленный на искание и открытие ее существенно новых недоступных чувственному познанию свойств, связей, функций. Мышление как деятельность– это произвольно регулируемая познавательная деятельность личности, побуждаемая ее мотивами и направленная на искание и открытие существенно новых свойств и связей реальности, значимых для практической реализации этих мотивов. Мышление присуще исключительно человеку и животным, технические устройства («искуственный интеллект») могут перерабатывать информацию, но мыслить не способны. Мышление как процесс присуще и человеку и животным; мышление как деятельность свойственно только человеку.
Мышление дивергентное (расходящееся, латеральное)– это вид мышления, направленный на продуцирование множества альтернативных и в равной мере правильных вариантов решения одной и той же мыслительной задачи.
Мышление дискурсивное (умозаключающее, аналитическое)– это вид мышления, при котором поиск решения задачи осуществляется в форме осознанного речевого логичного рассуждения субъекта, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Диакурсивное мышление обычно сравнивают с мышлением интуитивным.
Мышление животных– это процесс психического отражения окружающей среды, заключающийся в активном установлении связей между объектами, явлениями и построении обобщенного образа среды путем: а) поведенческого (моторно-сенсорного) анализа; б) оперирования образами непосредственно воспринимаемых объектов и явлений, а также обобщенными образами-представлениями. Мышлением обладают только высшие позвоночные животные, а вторым типом наделены исключительно человекообразные обезьяны (приматы).
Мышление интуитивное– это вид мышления, при котором поиск решения задачи реализуется без предварительного осознанного логичного рассуждения и предстает субъекту в форме инсайта. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсуствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, чем оно и отличается от мышления дискурсивного.
Мышление конвергентное (сходящееся, вертикальное) – это вид мышления, направленный на выработку и обоснование единственного варианта решения задачи с попутной критикой и селекцией всех альтернатив.
Мышление наглядно-действенное – это вид мышления, при котором новые свойства, функции и связи познаваемого объекта выявляются путем практического действования с ним во внешнем плане.
Мышление наглядно-образное– это вид мышления, при котором новые свойства, функции и связи познаваемого объекта устанавливаются путем оперирования представлениями во внутреннем плане.
Мышление оперативное– это частная разновидность практического мышления, представляющая собой совокупность мыслительных процессов человека-оператора, регулирующих его деятельность по управлению техническим устройством.
Мышление практическое – это вид мышления, направленный на открытие способа решения практической задачи, т.е. задачи по преобразованию проблемной ситуации в ходе практической деятельности.
Мышление пралогическое– это вид мышления, присущий для людей в первобытном обществе и в низкоразвитых цивилизациях современности, подчиненный специфической логике – невосприимчивой к противоречиям, верификации опытом чувственного познания, базирующейся на мифологической или религиозной картине мира, отдающей приоритет вере, а не разуму. В связи указанными особенностями пралогическое мышление не позволяет четко различать вымысел и реальность. Логическое и пралогическое мышление могут рассматриваться как две стадии развития мышления людей в антропогенезе (по Л. Леви-Брюлю).
Мышление продуктивное (творческое)– это вид мышления, направленный на получение субъективно и объективно нового знания.
Мышление репродуктивное – это вид мышления, направленный на получение субъективно нового (в индивидуальном опыте), но объективно уже выработанного (в опыте человечества) знания.
Мышление словесно-логическое– это вид мышления, при котором новые свойства, функции и связи познаваемого объекта раскрываются путем оперирования знаковой (словесной) информацией по законам логики. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление составляют стадии онтогенетического развития мышления человека.
Мышление теоретическое – это вид мышления, направленный на решение теоретической задачи, т.е. задачи по преобразованию (расширению, уточнению, углублению) наличествующих у субъекта знаний.
Мышления нарушения– это нарушения мыслительной деятельности у человека, возникающие при различных психических заболеваниях и локальных поражениях мозга. Они могут затрагивать различные стороны мыслительной деятельности – содержательную, логическую, операциональную, динамическую, личностно-регуляторную.
Обобщение– это операция мышления, состоящая в объединении множества объектов на основании вычленения общих для них свойств, функций, связей. В зависимости от того, насколько существенен признак, лежащий в основе обобщения, выделяют синкретическое, комплексное и понятийное обобщение.
Обобщение комплексное – это промежуточный вид допонятийного обобщения, заключающийся в группировании объектов по сходству их эмпирических признаков и связей, открывающихся в восприятии; обобщение, построенное на образной, а не логической основе.
Обобщение понятийное– это самый сложный вид обобщения, заключающийся в группировании объектов по наиболее существенным, абстрактным родовым и видовым признакам, закрепленным в системе научных понятий, общественно выработанных значений.
Обобщение синкретическое– этопервичный вид допонятийного обобщения,заключающийся вгруппировании объектов по внешним, чаще всего чувственно воспринимаемым признакам. При синкретическом обобщении смежность и сходство чувственных впечатлений от вещей принимается за внутреннюю связь самих вещей, вследствие чего обобщение распространяется на ряд лишь внешне связанных (в практике или чувственном опыте) явлений и объектов.
Объект мышления– это фрагмент реальности, на который субъект направляет мышление с целью обнаружения тех его свойств, функции и связей, которые существенны для удовлетворения его потребностей, реализации мотивов и ценностей.
Объективная истина – это независимое от субъекта мышления (человека) содержание знания, точно, полно и всесторонне отражающее реальность.
Объективный метод в психологии мышления– это совокупность способов и средств психологического исследования мышления, обеспечивающих точность, надежность, воспроизводимость получаемых результатов (в широком смысле); совокупность способов и средств изучения мышления как психического явления по его внешним объективным проявлениям – психическим фактам, позволяющих выявить объективные законы мышления, т.е. устойчивые повторяющеся связи между процессом и продуктами мышления и регулируемыми на их основе поведением и деятельностью (в узком смысле). Объективный метод противопоставляется интроспекции как субъективному методу в психологии мышления.
Объем и содержание понятия– две взаимосвязанные стороны понятия. Объем – это класс охватываемых и обобщаемых понятием объектов и явлений; содержание – это совокупность признаков, по которым объекты и явления обобщены и выделены в один класс, обозначаемый понятием.
Операция мышления – это способ преобразования информации, знаний при решении мыслительной задачи, определяемый условиями этой задачи и проблемной ситуации в целом; структурная единица процесса мышления у человека. Мыслительные операции формируются из практических действий и операций по механизму интериоризации.
Осознанная (рефлексивная) саморегуляция мышления – это система психических структур и процессов, обеспечивающих произвольную инициацию, оптимизацию и прекращение мыслительной деятельности субъекта; система психических механизмов, позволяющих субъекту осознанно и произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью. Осознанная саморегуляция мышления имеет инвариантную функциональную структуру: цель мыслительной деятельности, модель значимых внешних и внутренних условий мыслительной деятельности, программа мыслительных действий и операций, система критериев успешности мыслительной деятельности, информация о реально полученых результатах мышления, оценка соответствия реальных результатов прогнозируемым критериям успеха, решение о необходимости прекращения или коррекции мыслительной деятельности. В функциональный состав осознанной саморегуляции мышления входят системные (регулятивные) психические процессы: целеполагание, моделирование, планирование, программирование и прогнозирование, контроль и оценивание, корректирование мыслительной деятельности. В условиях человеческой психики мышление из самопроизвольно развертывающегося процесса превращается в произвольно управляемую и подчиненную сознательной цели познавательную деятельность субъекта – личности, наделенной сознанием.
Понимание– это открытие и осознание субъектом общественного значения и личностного смысла объекта или явления действительности в процессе мышления. Понимание чего-либо является и предпосылкой, и результатом мышления. Понять – значит постичь внутреннее устройство, путь возникновения и развития, объективное предназначение предмета в человеческой деятельности, а также его объективное отношение к собственным потребностям, мотивам и ценностям.
Понятие– это логическая форма мышления, представляющая собой обобщение целого класса объектов и явлений действительности по общим для них, как правило, существенным признакам; форма мышления, отражающая природу и сущность определенного класса объектов или явлений реальности.
Понятие житейское (спонтанное, наивное, эмпирическое, псевдопонятие) – это понятие, образующееся вне специального обучения на основе житейского опыта и характеризующееся отсутствием отграничения существенных признаков объектов и явлений от несущественных.
Понятие научное– это понятие, формирующееся в процессе целенаправленного обучения на основе научных знаний и характеризующееся четким отделением существенных признаков объектов и явлений от несущественных.
Посылки– это суждения, из которых в умозаключении логически следует новое суждение, выводится новое знание.
Проблема– это осознание и переживание субъектом проблемной ситуации, т.е. объективной невозможности разрешить трудности и преодолеть препятствия в поведении, деятельности, жизнедеятельности из-за нехватки опыта и знаний. Мышление включается в анализ проблемной ситуации при условии, что она осознана и презентирована субъекту в виде проблемы. В ходе обдумывания проблемы она переформулируется субъектом в мыслительную задачу или серию задач.
Проблемная ситуация – это ситуация, т.е. совокупность объективных условий и обстоятельств, которые препятствуют или существенно затрудняют практическую реализацию значимых для субъекта мотивов и ценностей. Проблемной для субъекта становится лишь та объективная ситуация, для практического разрешения которой у него недостаточно наличного опыта и знаний. Столкновение субъекта с проблемной ситуацией в поведении, деятельности, жизнедеятельности знаменует начало его мышления – выработки нового или модификации старого знания с учетом требований проблемной ситуации.
Психология мышления– это раздел общей психологии, в котором изучается психическая феноменология, наиболее общие закономерности и механизмы формирования, функционирования и распада, специфические особенности и конкретные виды мышления как познавательного психического процесса.
Рассудок и разум – философско-психологические понятия, обозначающие два типа или уровня мыслительной деятельности человека. Рассудок – это уровень или тип работы мышления, при котором актуализируется обыденный эмпирический опыт субъекта, оформленный в виде житейских понятий, способствующий решению привычных задач и обеспечивающий успешную адаптацию к условиям повседневности. Рассудку присущи тенденции к схематизации, догматизации и упрощению знаний и способ решения задач, ограниченность данными эмпирического опыта, отсутствие рефлексии и критики привычных способов и категорий мышления. Рассудок основывается на здравом смысле– совокупности общепринятых, стереотипных, чаще всего неосознанных способов мышления, эффективно срабытывающих лишь в стандартных условиях. Выход за пределы рассудки и здравого смысла осуществляет разум, который перепроверяет содержание привычных понятий, способов и средств мышления. Разум – это уровень или тип работы мышления, при котором субъект рефлексирует и преодолевает ограниченность житейского опыта, стереотипных способов осмысления и решения задач, благодаря чему достигается более глубокое и обобщенное познание действительности, обеспечивается решение нестандартных задач. В современной психологии различение рассудка и разума сообразуется с классификацией мышления на эмпирическое и теоретическое.
Рефлексия (интеллектуальная) –это самопознание субъектом процесса протекания, промежуточных и конечных продуктов собственного мышления; размышление субъекта о собственном мышлении, его способах, средствах, результатах. Рефлексия фигурирует в качестве основного фактора (механизма) саморегуляции и саморазвития мышления со стороны личности.
Решение – это существенно новое, ранее неизвестное знание, получаемое субъектом вследствие обдумывания задачи и снижающее неопределенность проблемной ситуации. Практическая реализация правильного решения приводит к выходу из проблемной ситуации и возобновлению деятельности, прерванной или заблокированной данной ситуацией.
Речь– это исторически сложившаяся форма общения людей при помощи языка. Речь выполняет коммуникативную и интеллектуальную функции. В контексте психологии мышления наибольший интерес представляет интеллектуальная функция речи, а именно то, что речь служит средством объективации, передачи, образования и развития мыслей. Будучи средством выражения и трансляции мыслей людей в процессе общения, речь становится основным механизмом их мышления.
Символическая (знаковая) функция– это способность к обозначению реальных объектов и явлений знаками и символами, различению обозначения и обозначаемого. В процессе развития символической функции приобретается возможность замещения реального предмета символом и знаком, что освобождает мышление от необходимости оперировать самим предметом во внешнем плане или его образом во внутреннем плане.
Синтез – это операция мышления, состоящая в воссоединении отдельных частей, свойств, функций, связей в целостный объект.
Сравнение – это операция мышления, состоящая в сопоставлении двух и более объектов по отдельным частям, свойствам, функциям и связям в целях раскрытия общего и особенного в них.
Субъект мышления– это человек, осуществляющий самодетерминацию мыслительного процесса на основе механизмов личностно-смысловой регуляции и осознанной саморегуляции. В силу того, что личность включается в мышление в качестве субъекта, оно не остается лишь совершающимся самотеком психическим процессом, а превращается в мыслительную деятельность – мотивированную (осмысленную), целесообразную (сознательную), оснащенную культурными средствами и способами произвольную познавательную активность, направленную на искание и открытие существенных свойств и связей реальности, необходимых для практической реализации мотивов и ценностей личности.
Суждение– это логическая форма мышления, утверждающая или отрицающая связь между двумя понятиями и скрывающимися за ними объектами и явлениями действительности; логическая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и явлениях.
Сущность и явление– философские категории, описывающие две необходимые стороны всех объектов действительности. Сущность – это совокупность внутренних свойств, функций, связей, законов развития, строения и функционирования объекта, по которым он принципиально отличается от других объектов или явлений. Явление – это совокупность внешних проявлений, поверхностных признаков и связей объекта, в которых выражается и обнаруживается его сущность. Мышление понимается как познавательный психический процесс, дающий субъекту возможность по внешне регистрируемым признакам и проявлениям объекта углубляться в его сущность, проникать «от явления к сущности».
Творчество– это познавательная или практическая деятельность субъекта, создающая объективно и субъективно новые идеи и вещи (духовные и материальные блага).
Умозаключение– это логическая форма мышления, в ходе которой из одного или нескольких суждений (называемых посылками) выводится новое суждение (называемое заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Всякое умозаключение совершается по определенным логическим правилам, в зависимости от чего разделяются дедуктивные, индуктивные и традуктивные умозаключения.
Эвристика– это направление в комплексных исследованиях творческого мышления, ориентированное на поиск таких методов и приемов решения задач, которые не поддаются алгоритмизации; теория и практика организации и стимуляции творчества при решении сложных интеллектуальных задач (в широком смысле); способ решения мыслительной задачи, который содержит критерии ограничения поиска в пространстве множества альтернатив и избавляет от необходимости их сплошного систематического перебора, но не гарантирует нахождение правильного решения (в узком смысле). Обычно эвристики используются для ускорения процесса решения нестандартных задач, для которых не существует алгоритма, а слепой перебор различных вариантов методом проб и ошибок оказывается крайне трудоемким. За счет эвристик отсекаются явно непригодные варианты решения, а поиск переводится в поле наиболее вероятных решений без предварительных проб и ошибок.
Язык– это система знаков, служащая средством мыслительной деятельности людей, формой фиксации, хранения и передачи из поколения в поколение в процессе общения социального опыта познания и преобразования мира. В процессе человеческой деятельности язык выполняет познавательную и коммуникативную функции. От языка необходимо отличать речь – процесс языкового (звукословесного) общения людей.
[1] Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1986. – с. 6 – 7.
[2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – с. 364.
[3] Павлов И. П. Ответ физиолога психологам. – Киев: Госмедиздат УССР, 1953. – с. 3
[4] Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. – 1982. – № 4. – с. 159.
[5] Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. – 1972. – № 12. – С. 134.
[6] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – с. 255 – 257.
[7] Леонтьев А. Н. Мышление // Философская энциклопедия. – М., 1964. – Т. 3. – с. 514
[8] Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
[9] Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды. – М: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
[10] Теплов Б. М. Избранные психологические произведения. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 2. – с. 295.
[11] Мышление // Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – с. 223.
[12] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – с. 361.
[13] Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. Психология мышления //Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой. – М.: Наука, 1989. – с. 12.
[14] Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. Психология мышления // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой. – М.: Наука, 1989. – с. 12.
[15] Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. – 1972. – № 9.
[16] Ломов Б. Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология: материалы советско-финского симпозиума. – М.: Наука, 1986. – с. 17.
[17] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – с. 361.
[18] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – с. 369.
[19] Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1983. – с. 200.
[20] Вудвортс Р. Решение проблем животными // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.
[21] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 130 – 140.
[22] Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность // Этапы пройденного пути: Научная автобиография. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 47-69.
[23] Выготский Л. С. Генетические корни мышления и речи // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – С. 89 – 118.
[24] Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – с. 353.
[25] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – с. 370.
[26] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
[27] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – с. 362.
[28] Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. – М.: Наука, 1979.
[29] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – с. 141.
[30] Брушлинский А. В. Психология субъекта. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003.
[31] Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 3, Т. 6.
[32] Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.:, 1958.
[33] Рубинштейн С. Л. Основы психологии. – М., 1935. – С. 337.
[34] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 130 – 140.
[35] Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 305 с.; Гурова Л. Л. Психологический анализ решения творческих задач. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1976. – 327 с.
[36] Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 113 – 123.
[37] Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 123 – 130.
[38] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – С. 369 – 370.
[39] Гольдштейн К. Абстрактное и конкретное поведение // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 141 – 145.
[40] Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – С. 223 – 306; Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 145 – 149.
[41] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
[42] Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 149 – 153.
[43] Де Боно Э. Латеральное мышление. – СПб: Питер, 1997. – 320 с.
[44] Юнг К. Г. Мышление у экстраверта и интроверта // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 391 – 398.
[45] Ганнушкин П. Б. Особенности интеллектуальной деятельности при некоторых формах психопатии // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 384 – 390.
[46] Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 97 – 108.
[47] Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. – 272 с.
[48] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 2000. – С. 167 – 352.
[49] Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995; Зейгарник Б.В. Патология мышления. – М., 1962; Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М., 1974; Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
[50] Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 45 – 57.
[51] Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 118 – 127.
[52] Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 1998.
[53] Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – С. 271 – 287.
[54] Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980.
[55] Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – С. 287 – 297.
[56] Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. – М., 1964. – т. 3.
[57] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.2.
[58] Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1983.
[59] Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М.: Изд-во Московского университета, 1980. – С. 52 – 70.
[60] Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 31 – 50.