Мусульманин поддерживает родственные связи в соответствии с руководством ислама
Ввиду всего вышеупомянутого благочестивый и сознательный мусульманин сохраняет связи со своими родственниками. И ни мир этот, ни богатство, ни жена, ни дети не могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к своим родным и близким, и оказания им уважения и помощи. Поступая так, он следует наставлениям ислама, упорядочившего родственные связи и расположившего их в определённой последовательности по степени важности и близости. На первом месте стоит мать, затем — отец, а затем — все остальные по степени близости. Сообщается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) пришёл какой-то человек, который спросил: "О посланник Аллаhа, кто из людей более всех остальных достоин хорошего отношения?" Он ответил:
«Твоя мать, затем снова твоя мать, затем снова твоя мать, затем твой отец, а затем (все остальные) по степени близости к тебе.» (Аль-Бухари и Муслим)
Поистине, мусульманину, делающему добро своим родственникам, положены две награды: одна — за поддержание родственных связей, а другая — за милостыню, и это в наибольшей степени побуждает его к тому, чтобы давать что-то своим родственникам, если они нуждаются в деньгах, ведь благодаря этому он получит две награды от Аллаhа, а сердца его родных и близких наполнятся любовью к нему. Именно к этому внушал любовь и призывал благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) на что указывает содержание хадиса, переданного со слов жены Абдуллы ибн Мас'уда, Зайнаб Ас-Сакафийи, да будет доволен Аллаh ими обоими, которая сказала: "Однажды посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Подавайте, о женщины, даже если вам придется расстаться со своими украшениями.»
Зайнаб сказала: "И после этого[76] я вернулась к Абдулле ибн Мас'уду и сказала ему: "Ты — человек небогатый, а посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) велел нам давать милостыню, так пойди же к нему и спроси, достаточно ли для меня этого, и если нет, то я буду расходовать это на других". Абдулла сказал: "Нет, пойди к нему сама" — и я пошла, а у дверей посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) встретила одну женщину из числа ансаров, которую привело туда то же, что и меня. Что же касается посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), то он внушал людям к себе почтительный страх,[77] (а потом) к нам вышел Биляль и мы попросили его: "Зайди к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) и скажи, что две женщины, стоящие у дверей, спрашивают его, достаточно ли того, что они тратят на своих мужей и на тех сирот, которых они опекают, для того, чтобы это считалось милостыней, но не говори ему кто мы". И Биляль зашёл к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) и задал ему этот вопрос, а посланник Аллаhа спросил: "Кто эти женщины?" Он сказал: "Одна женщина из ансаров и Зайнаб". Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) спросил: "Какая именно Зайнаб?" Он ответил: "Жена Абдуллы" — и тогда посланник Аллаhа сказал:
«Им — две награды: награда — за (поддержание) родственных связей, награда — за подаяние.» (Аль-Бухари и Муслим)
Кроме того, сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Подаяние неимущему — (только) подаяние, а родственнику — это две вещи: подаяние и поддержание (родственных связей)[78]» (Ат-Тирмизи)
И посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) при каждом удобном случае снова и снова указывал на предпочтительность проявления доброты по отношению к родственникам. Так, когда был ниспослан аят, в котором говорится: "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите..." (Семейство Имрана, 92) Абу Тальха, да будет доволен им Аллаh, подошёл к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) и сказал: "О посланник Аллаhа, поистине, Аллаh Всеблагой и Всевышний говорит: "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите...", что же касается меня, то, поистине, больше всего я люблю Байраху,[79] так пусть она станет моим подаянием ради Аллаhа, благодаря которому я надеюсь обрести благочестие и которое хочу сделать своим запасом у Аллаhа. Используй же её, о посланник Аллаhа, так, как укажет тебе Аллаh!" Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "Отлично! Этот капитал принесёт прибыль, этот капитал принесёт прибыль! Я слышал, что ты сказал, и считаю, что ты должен отдать её родственникам". Абу Тальха сказал: "Я так и сделаю, о посланник Аллаhа!" — после чего он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди". (Аль-Бухари и Муслим).
И посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) заглянул в будущее, повелев хорошо относиться к родственникам, которые будут жить через много веков, так как он повелел хорошо относиться к египтянам, о чём говорится в хадисе, который передал Муслим. В этом хадисе сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Вы откроете Египет и когда вы откроете его, то хорошо обходитесь с его народом, ибо у них есть свои права, которые необходимо соблюдать, и они кровные родственники (или:...родственники по женской линии).»
Улемы, комментировавшие этот хадис, указывали, что кровными родственниками они были названы по той причине, что египтянкой была Хаджар, мать Исмаила. Что же касается родства по женской линии, то здесь имеется в виду то, что Мария, мать Ибрахима, сына посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) была египтянкой.
Какая преданность и какое благочестие, какое человеческое великодушие, влияние которого распространялось в течение целых веков и эпох на потомков этих двух благородных родственниц!
С учётом этого неудивительно, что благочестивый и сознательный мусульманин уделяет своим родственникам так много внимания и так щедро оказывает им свои благодеяния в течение всей своей жизни.