Логические аспекты мышления
Логика – наука, которая занимается исследованием того, как мыслить правильно. Она исследует основные логические формы мышления и правила вывода одних мыслей из других.
В логике выделяется три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это обобщенная форма мысли о предмете или явлении, отражающая их сущность, например: студент, дом, автомобиль. Сущность понятий в том, что когда люди мыслят ими, они всегда думают и понимают одно и тоже: студент – это учащийся университета, а не школы; дом – это здание, в котором живут люди, а не животные; автомобиль – это самодвижущаяся машина, а не телега с крыльями и т.п.
Суждение – это форма мысли, в которой отражаются связи между предметами или их свойствами. Например: «земля имеет форму шара», «Киев – столица Украины» и т.п.
Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного суждения вывести (получить) другое. А простейший алгоритм вывода называется силлогизм.
Примеры:
1) «Все люди – смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ – смертен».
2) «Города, в которых работают правительства своей страны, называются столицами. В Киеве работает правительство этой страны. Следовательно, Киев – столица».
В логике давно и тщательно изучены различные правила вывода из одних суждений других, т.е. алгоритмы умозаключения.
Наиболее простые из них: индукция, дедукция и аналогия.
Индукция – это умозаключение от частных суждений к общему. Например: «медь при нагревании расширяется, железо при нагревании расширяется, латунь при нагревании расширяется. Следовательно, металлы при нагревании расширяются».
Дедукция – это умозаключение от общего суждения к частному. Например: «Все студенты, у которых высокий рейтинг, трудолюбивы. У Петра рейтинг высок. Следовательно, Петр трудолюбив».
Аналогия – это умозаключение на основе частичного сходства явлений. Например: «Горы на Луне по форме похожи на затухшие вулканы на Земле. Следовательно, причины появления лунных гор могут быть те же: тектоническая активность ядра Луны». Заключения по аналогии нуждаются в подтверждении другими доказательствами.
Логика выделяет следующие мыслительные операции, с помощью которых осуществляется процесс мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение.
Сравнение – это фиксация в форме суждения сходств и отличий предметов, явлений и их признаков.
Анализ – это расчленение предмета, мысленное, в рассуждении, или практическое на элементы и их изучение.
Синтез – это построение целого из заданных частей, как в игрушках «Puzzle» (загадки).
Абстрагирование – это выделение одной какой-либо стороны явления и рассмотрения ее отдельно, хотя в действительности самостоятельно она не существует. Например, в этой главе мы рассматриваем процесс мышления в отдельности, хотя в реальности он осуществляется только в сочетании со всеми другими психическими процессами.
Систематизация – расположение предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с некоторым принципом. Так, русский ученый Д.И. Менделеев расположил все известные химические вещества в порядке возрастания их атомного веса, что позволило понять принципы открытия новых химических элементов.
Обобщение – это мыслительная логическая операция выделения признака, общего и существенного для целого ряда предметов или явлений, и на этой основе формирование понятия как инвариантной структурной единицы мышления. Так, выделяя в различных задачах на счет и измерение величины общее им всем действие «измерение» и его выражение «меру», школьник обобщает их в понятие «число». «Число» есть универсальная мера вещей.
Однако логические формы мышления и логические операции не отражают реального процесса мышления, его психологии. Как говорил немецкий философ Георг Гегель, знание законов мышления так же мало помогает самому процессу мышления, как знание законов пищеварения – процессу переваривания пищи. Рассмотрим поэтому реальность мышления как психического процесса в решении задач.
Мышление в решении задач
Мышление начинается там, где перед человеком возникает проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что в ней не даны все необходимые условия для ее решения. Их надо отыскать с помощью мышления.
Реальный процесс мышления начинается с анализатого, что нам известно, а что не известно, не дано в условиях проблемной ситуации. Здесь, как только удается отделить известное от неизвестного, проблемная ситуация переопределяется в задачу. Задача есть проблема с конкретными условиями.
Следующий этап – это определение этапов решения, выдвижение гипотез, т.е. предположений о возможных путях решения задачи.
Само решение может иметь характер перебора вариантов, случайных попыток или внезапного озарения. Этот, третий этап, определяется тактикой решения.
Четвертый, заключительный, этап представляет собой проверку полученного результата путем сопоставления с исходными условиями. Главные стратегии мышления при решении задач, это: случайный перебор вариантов, т.е. путем проб и ошибок; рациональный перебор, т.е. определение типологии задачи, сужение круга поисков до нахождения ключевого момента; систематический перебор, когда человек охватывает своим умом всю совокупностьвозможных гипотез, а не только наиболее подходящие. Это – самая фундаментальная стратегия. Интуиция, или озарение, когда, мгновенно обобщая все признаки и условия правильного решения человек открывает требуемый способ умственных действий.