Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866)
Этот роман перевернул представления о возможностях литературы и природе человека. Синтетическое произведение. И социальный, и психологический, и философский роман.
Форма, близкая к детективному роману (поединок Раскольникова и следователя, ложные следствия, преступление раскрывается). Но детектив строится на фабульном интересе. Здесь же важнее психология.
Как социальный роман. Подобные преступления в 60-е годы. Поднимаются актуальные вопросы эпохи. Огромное число конкретных примет времени. Но в социальном романе герой должен определяться своей социальной характеристикой. Порождение среды. Здесь же типичны только герои второго плана (Лужин — типичный накопитель, Разумихин — типичный студент, Лебезятников — типичный нигилист). А центральные герои не умещаются в социальные характеристики. Убийца, преступник способен на благородные, самоотверженные поступки. Принцип символизации, при котором убийца становится революционером, проститутка — святой, а следователь — мудрецом. Во многом роман направлен против теории среды. Если изменить социальные условия, то преступность исчезнет — считали приверженцы этой теории. Д. верил в свободную волю каждого человека. Зло гнездится в человеке гораздо глубже. Для Раскольникова важными причинами становятся не социальные, а идейные: статья за полгода до преступления. Преступление = изменение, прогресс. До закона нет дела. Необыкновенный человек может совершить преступление только во имя идеи. А есть ли идея у Раскольникова? Подслушивает разговор студента и офицера о процентщице Алене Ивановне. Студент доказывает, что убийство можно разрешить без зазрения совести. Одна смерть и сто жизней взамен. Раскольников последователен, доводит до дела свою идею. Офицер спрашивает студента: а убьешь ты сам старуху или нет? Разумеется, нет. Новое слово станет новой, если будет подкреплено делом. Идея становится частью человека. Раскольников думает, что все может рассчитать, то есть совершить идеальное преступление, но не замечает, что обстоятельства сами толкают его на это преступление (разговор студента и офицера, письмо от матери, встреча с Мармеладовым. Вершина этого — узнает, что старуха будет одна. Как будто судьба толкает его на преступление. После совершенного преступления Раскольников тоже скрывается случайно, а не по расчету. Цепочка случайностей. Повествование ведется от безличного повествователя, всеведущего существа — а это атрибуты Бога. Тогда цепочка случайностей — это испытание. И здесь начинается другое прочтение романа.
Религозно-философское прочтение. Главный вопрос: почему Раскольников на себя доносит? После преступления все идет неплохо. Возникает опасность: Свидригайлов подслушивает признание. Но он стреляется. Устранение последней улики. В этот момент Раскольников сам признается. Герой рассчитывает на свой разум. Ему кажется, что он способен управлять собой, тогда он был бы необыкновенным человеком. До преступления уже начинается борьба с собой. Сон — воспоминание из детства (мужики убивают лошадь, которая даром хлеб ест). Нет победы над собой. Им как будто управляет другой: «Это не я убил, это черт убил». После убийства многие поступки Раскольникова рационально необъяснимы. Его влечет на место преступления. Чувствует себя мертвым. Его собеседниками становятся люди, отражающие его внутренние сомнения. Эти сомнения предстают в сопоставлении с тремя героями: Свидргайлов, Порфирий Петрович и Соня.
Свидригайлов — двойник. Без каких-либо нравственных ограничений. Но он безразличен к идее, у него не теори. «Ничего, так себе теорийка» - о теории Раскольникова. Он как раз и есть по этой теории необыкновенный человек, сверхчеловек. Способен убивать без сомнений. Но сам себя не считает таковым. Презирает людей и не боится смерти. Хотя и верит в своеобразную загробную жизнь. Вечность представляется ему как банька с пауками. В романе он появляется уже решившись на самоубийство. Способен как на плохие поступки, так и добрые (обеспечивает детей Мармеладовых). Полная душевная опустошенность и безразличие и есть залог необыкновенности. Но он не полный хозяин себе. Его посещают кошмары. Демонстрирует то, к чему мог бы прийти Раскольников, если бы довел до конца.
Порфирий Петрович — главный оппонент идеи. Прототип — генерал Ростовцев. Как кажется, слишком заинтересован в деле. Как будто личный интерес. Главные качества — логика и разум, как и у Раскольникова. Порфирий одерживает победу, хотя не было ни одной улики. Расчет строился на выдаче самого себя. Он психолог. Во время последней встречи говорит, что все ощущения Раскольникова ему знакомы, что статейку он прочитал как знакомую. Бахтин говорил: идея одного героя всегда проникает в кругозор другого. Видимо, такие мысли посещали и Порфирия. Но теперь он не согласен. Омрачение, которое было давно. Поэтому Порфирий сочувствует, пытается вернуть Раскольникова к жизни. Предсказывает его будущее. Если Раскольников найдет веру и Бога, то будет жить.
Соня олицетворяет христианскую идею. Под влиянием разговоров с ней Раскольников выдает себя. До последних строк романа не раскаивается. Обвиняет себя только в том, что не пошел до конца. Когда вспоминает об убийстве, вспоминает только о старухе, Лизавету — нет. Только в разговоре с Соней вспоминает о Лизавете. Соня — загадка для Раскольникова. Ему кажется, что из той жизни, которую ведет Соня, есть только 2 выхода: бунт или самоубийство. После сцены с Лужиным Раскольников спрашивает ее, если бы Соня знала о намерении Лужина. Подводит к мысли о бунте. Кто должен умереть: Лужин, делающий пакости, или Катерина? Соня отвечает, что божьего промысла она знать не может. Христианский ответ. Человек не вправе отнимать жизнь. Бог посылает больше страданий тому, кого больше любит. Для Раскольникова это необъяснимо. Не понимает и реакцию Сони на его признание («нет никого более несчастного»). Воспринимает как проявление слабости, свойственной низшему разряду людей. Вдруг Раскольников просит Соню прочитать о воскрешении Лазаря. Это странно, потому что это рассказ о чуде, что не принимали шестидесятники. Рассказ об умершем и воскресшем перекликается с историей Раскольникова. Сам говорит: «я себя убил». Соня каким-то иррациональным образом заставляет донести на себя.
На каторге долго остается не раскаявшимся грешником. Винит себя только в том, что не дошел до конца. Только в финале приходит спасение и вера. Любит Соню и людей. Впервые сам открывает Евангелие и читает тот же момент. Чудо спасения не происходит сразу. Постепенное обновление, возрождение человека.