Барьер отрицательных эмоций.

Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального общения. Когда кому-то плохо, он меньше всего предрасположен общаться на отвлеченные темы, что, и создает серьезный барьер для общения. К таким фундаментальным эмоциям относятся горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций (Шевандрин, 1995).1) Барьер страдания. Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям. Всякое страдание обычно вызвано: трагическими событиями, неудовлетворенностью своим социальным статусом, сильно заниженной самооценкой, физическими болями и т.п. Барьер страдания действует двояко, снижая: во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.2) Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.3) Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Возникновение этого барьера могут спровоцировать: излишне небрежная жестикуляция партнера; его гигиенически неприятные действия (почесывания, подергивания, сморкание, давит прыщ на подбородке и т.д.); мокрые, потные ладони рук; грязные ногти протянутой для рукопожатия руки; отталкивающие манеры; нарушение психологической дистанции общения; запах изо рта и пота; мятая грязная одежда; гнилые передние зубы; рубцы от ожогов на лице и пр. Причем если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют всегда.

«Сколько есть на свете мокрых, грязных, холодных, вялых, точно распаренных или сухих и жестко горячих, явно враждебных, несомненно, преступных и просто отвратительных рук. И каждую из них вы при случайном знакомстве должны пожать, несмотря на то, что ваша рука - этот тончайший аппарат чувствительности - содрогается и протестует всеми своими нервами...».

А.Куприн «Колесо времени»

Отталкивающие манеры в разговоре не просто и не всегда следствие невоспитанности. Во многом они обусловлены отсутствием самоконтроля.

Примерно у 30-50% людей изо рта исходит неприятный запах, от которого у собеседника могут появиться неприятные эмоции и даже тошнота. Один профессор-медик полушутливо советовал студентам: «Избавьтесь от неприятного запаха изо рта, и вас перестанут избегать девушки». Около 80% людей источают интенсивный запах пота. Подавляющее большинство людей даже не подозревают о наличии у них столь сильного отталкивающего фактора. Дело в том, что обоняние человека относительно быстро привыкает к неприятным запахам, особенно собственным.

4) Барьер презрения ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Презрение обычно вызывают: аморальные поступки, неприемлемые черты характера (трусость, скупость), предрассудки (расовые, национальные) и т.д. 5) Барьер страха – это один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.6) Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Человек краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит взгляд от партнера по общению. Этот барьер возникает как реакция на критику, на неумеренную похвалу, лесть, из боязни показаться неловким, из боязни быть уличенным в чем-то содеянном и т.д.7) Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления. Причины плохого настроения весьма разнообразны: плохая погода, неприветливый взгляд любимого человека, прыщик на носу, оторванная в транспорте пуговица и т.д. Но все же главный источник плохого настроения – межличностные столкновения. В то же время плохое настроение само часто служит источником конфликтов.Болгарский психолог Ф. Генов, исследуя причины возникновения служебных конфликтов, установил, в частности, что:во-первых, у людей, занятых административной работой, уровень эмоциональной уравновешенности значительно ниже среднестатистического, а с возрастом еще более снижается;во-вторых, плохое настроение руководителя существенно ухудшает настроение подчиненных.

Хорошее настроение тоже может служить барьером в общении, если оно неуместно (на панихиде).

Если изобразить колебания настроения в виде графика, то для каждого человека получится своя неповторимая кривая с пиками и спадами. У одних они редки и незначительны, у других – частые и резкие, направленные в сторону «+» или «-» эмоций. Первый вариант – свидетельство психического здоровья, второй – крайние варианты нормы или невроз.

4. Барьер личностных особенностей. Помимо барьеров, причины которых находятся вне личности, рассматриваемых выше, Б.Д. Парыгин предлагает различать внутренние барьеры личности, связанные с такими образованьями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями как ригидность, конформность, слабоволие и т.д.

3. Интерактивные барьеры (барьеры взаимодействия).

1. Барьеры социальных мотивов.В исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных мотивов (т.е., мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив максимизации общего выигрыша (кооперации);

2) мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) мотив минимизации выигрыша другого (агрессия);

6) мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

Важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов (табл. 13).

Таблица 13

Социальные мотивы и успешное взаимодействие

Социальные мотивы Успешное взаимодействие
Мотив максимизации общего выигрыша (кооперации) Кооперация, конкуренция, альтруизм (?)
Мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм). Альтруизм
Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция). Кооперация, конкуренция, альтруизм (?)
Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм). Индивидуализм, агрессия
Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия). Альтруизм
Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство). Равенство

Во всех остальных случаях возникают барьеры взаимодействия, приводящие к конфликтам.

2. Барьеры межличностной несовместимости партнеров.

Совместимость – оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности. К.К. Платонов выделил четыре группы совместимости (табл. 14).

Таблица 14

Группы совместимости и их сущность

Группы совместимости Сущность
Физиологический Совместимость представлена сочетанием особенностей темперамента, динамических характеристик психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, основных психических процессов (ощущение, восприятие и т.д.); психофизиологической выносливостью и эмоционально-волевой устойчивостью к работе в экстремальных условиях.
  Психофизиологический  
Психологический Соответствие характера и мотивов
Социально-психологический Согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций, культурного и общеобразовательного уровней развития.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Перечислите все существующие коммуникативные барьеры?

2. Пожилые люди слабо прислушиваются к мнению молодых. Какой коммуникативный барьер характеризует этот факт?

3. В каких случаях возникает логический барьер непонимания?

4. В четырех ниже приведенных текстах нарушены основные законы логики: тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания. Определите какие законы логики нарушены в каждом из текстов и в чем заключаются нарушения?

а) «Я вижу, уважаемые коллеги, как вы все волнуетесь. Невозмутимы лишь наши ветераны, бывалые люди».

б) «Хорошо, что после долгих колебаний власти набрались-таки мужества начать реформы. Но я был вчера в ряде сел Рязанщины и увидел, насколько стало хуже их жителям: денег нет, товаров нет, даже при тех небольших деньгах, которые остались, купить нечего».

в) Директор завода на общем собрании коллектива напомнил сотрудникам, что все члены делегации предприятия на переговоры с иностранной фирмой переизбраны.

г) Наша фирма является ведущей в стране по выпуску детской обуви. Достаточно сказать, что мы выпускаем более 150 образцов туфель, ботинок и т.п.».

Законы логики: – тождества – требует определенности и точности в рассуждении, не допускает расплывчатости, неконкретности высказывания, – непротиворечия – не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, – исключения третьего – если есть два противоречащих друг другу суждения, то одно из них является истинным – никакого третьего суждения быть не может; – достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

5. В чем заключается психологический смысл парадоксального вопроса – а бывает ли первое впечатление первым?

6. Любая ли эмоция может воздвигнуть барьер на пути нормального общения?

7. Какие факторы могут спровоцировать возникновение барьера отвращения и брезгливости?

8. Может ли хорошее настроение служить барьером в общении? Если да, то, в каких случаях?

9. Какие личностные особенности могут являться барьерами в общении?

10. В чем сущность барьеров социальных мотивов?

11. Какие четыре группы совместимости выделил К.К. Платонов?

Список литературы

1. Аминов И.И. Психология делового общения. М., 2005.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1998.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.

5. Основы теории коммуникации / под ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

7. Урбанович А.А. Психология управления. Мн., 2003.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

9. Шепель В. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М., 1992.

ТЕМА 14.

Трудности общения

Трудности межличностного общения, в отличие от барьеров общения, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, по степени влияния на успешность общения.

В.Н. Куницыной (1995) предложена общая классификация трудностей межличностного общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам.

Группы трудностей по содержательно-функциональным характеристикам:

1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера: социальная неуверенность (возникает в условиях ролевого общения (начальник-подчиненный)), робость (поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор), застенчивость, неумение установить психологический контакт.

2) объективные трудности, то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. Они вызваны объективными и, в общем, устранимыми причинами:

– трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта).

Коммуникативность – владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу и т.д.).

– трудности коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

Коммуникабельность – владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями).

Группы трудностей по причинной обусловленности:

1) первичные – зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних относятся агрессивность, тревожность, ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

2) вторичные – могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения в общении. Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров, неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условий общения (невозможность уединиться или депривация в детском возрасте), следствие общения со скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным и т.д. партнером.

Свойства личности, приводящие к трудностям в общении(Куницына, 1991):

– человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);

– не хочет, не умеет и не может общаться (аутичность, глубокое одиночество);

– умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);

– умеет, может, но не хочет (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);

– может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).

Наши рекомендации