Работа над публичным выступлением
Хорошая подготовка к речи – это один из гарантов успеха. Благодаря подготовке, говорящий чувствует себя увереннее, не боится вопросов. Во время подготовки можно досконально продумать и структурировать содержание речи, проверить правильность текста, разработать приёмы захвата внимания слушателей. Готовясь к выступлению, оратор глубже познаёт предмет, сживается с ним, проводит ментальную (мысленную) репетицию, адаптирует содержание речи и словесное выражение мыслей к особенностям слушателя.
Этапы | Ступени | Содержание ступеней |
Докоммуникативный этап | 1. Знакомство с темой | Выбор темы, осмысление, разбивка на микротемы |
2. Разработка концепции | Осмысление предмета речи, формирование общего видения предмета, сбор и систематизация материала, соединение накопленного человечеством опыта с собственным видением и формирование позиции | |
3. Составление портрета аудитории | Анализ аудитории на основании социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных признаков | |
4. Разработка стратегии выступления | Определение целей выступления, выбор круга рассматриваемых вопросов, формулирование основных идей (тезисов) | |
5. Разработка тактики выступления | Выбор способа доказательств, нахождение доводов, продумывание приемов активизации слушателей | |
6. Речевое оформление | Составление плана, работа над текстом, украшение речи, проверка и корректировка текста | |
7. Запоминание и репетиция | Отработка всех приёмов воздействия на слушателей | |
Коммуникативный этап | 1.Установление контакта со слушателями | Составление первого впечатления об аудитории, приветствие, дружеская увертюра |
2. Произнесение речи | Использование всех вербальных и невербальных средств в целях общения, оценка реального состава слушателей, корректировка того, что составлено на предыдущих этапах с учётом ситуации и реального состава слушателей, их реакции на происходящее. На коммуникативном этапе важную роль играет умение выступающего установить обратную связь с аудиторией. Наблюдая за слушателями, мы видим их реакции одобрения или неодобрения, понимания или непонимания, согласия или несогласия. Эти реакции проявляются через вопросы, реплики, уточнения, позу, взгляд, мимику и жесты слушателей. Например, кивки говорят об одобрении, а приподнятые брови – об удивлении или недоумении | |
3. Завершение контакта | Ответы на вопросы, побуждение к дальнейшему осмыслению предмета речи; прощание | |
Посткоммуникативный этап | Анализ эффективности выступления | Анализ первичных ощущений (рефлексия), самоанализ, выявление причин успеха и неудач, выводы на будущее |
Управление вниманием
Внимание – это сосредоточенность всех процессов нашей психики на каком-то объекте и отвлечение от других объектов.
Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память концентрируются на сказанном. Если человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным или в поле его зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям, то внимание возникает само собой. Такое внимание называется непроизвольным. Оно не утомляет, т.к. возникает само и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.
Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, мы используем произвольное внимание, которое возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной устойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния.
Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий, т.к. слушателей захватило выступление, то появляется послепроизвольное внимание. Оно не утомляет и может длиться весьма долго.
Существуют специальные приемы,позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне.
· Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.
· Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
· Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию.
· Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность.
· Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
· Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.
· Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».
· Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
· Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).
· Вспомните цитату из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.
· Аудиовизуальные приёмы, как статические (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамические (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость.
· Психологические приемы: Примените приём создания неожиданного эффекта – шоковую терапию, то есть создайте неожиданный эффект, начните с парадокса. Это позволит быстро захватить внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах.
Моделируйте типичное мнение по обсуждаемому вопросу, показывайте его неразумность, несовременность, несостоятельность, то есть используйте прием «чучело оппонента».Критикуйте стереотипы, но не унижайте и не топите их носителей!
Остановите на 5 – 10 секунд речь, сделайте психологическую паузу, дайте слушателям немного времени для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного вопроса.
Используйте сходства между объектами в некотором отношении, примените приём аналогии.