Когнитивные стратегии для решения задач
Задачи бывают хорошо и плохо структурированные. Для задач первого типа характерны четкие цели и предельно ясные пути решения, препятствия, которые легко идентифицировать на основе имеющейся в распоряжении информации. Для решения плохо структурированных задач нет простых способов или формул. Чтобы определить, понять и решить такие задачи, необходимо провести специальное расследование.
Поскольку плохо структурированные задачи невозможно решить по простой формуле, нужно собрать и проанализировать достаточно большое количество информации. Тем не менее в подобного рода задачах часто бывает легко выделить хорошо структурированные более мелкие задачи. Для решения стоящей проблемы может потребоваться комбинация разных стратегий. Исследователи выявили более пятидесяти различных стратегий для решения задач. Перечислим наиболее распространенные:
• «Мозговой штурм». Составляется список всех предложенных вариантов без предварительной оценки, а затем каждый анализируется и выбирается один – наиболее перспективный.
• Аналогия представляет собой использование варианта, эффективность которого доказана при решении похожих проблем.
• Разбиение на части. Сложная, большая задача делится на ряд более простых и менее трудных.
• Проверка гипотезы. Исходя из имеющихся данных вырабатывается гипотеза и собирается дополнительная информация с целью проверки гипотезы.
• Метод проб и ошибок. Опробуются случайные решения до тех пор, пока не будет найдено нужное.
• Исследование представляет собой адаптацию и применение существующих идей, выработанных ранее для решения похожих проблем.
• Анализ средств и цели. В каждой итерации решения задачи совершаются оптимальные действия, позволяющие приблизиться к конечной цели.
Память
В когнитивной психологии под памятью понимают психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации. Механизм памяти представляет собой три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и воспроизведение информации[10].
Для создания нового воспоминания информацию первым делом нужно закодировать, преобразовав ее в практичную, пригодную к использованию форму. Запомненные данные сохраняются в памяти, чтобы их можно было использовать позже. Большинство сведений хранятся в памяти без участия сознания до тех пор, пока они нам не понадобятся. Когда возникает потребность в какой‑либо информации, она извлекается из памяти и переносится в зону сознания.
Лучше разобраться в механизме памяти вам поможет рисунок, изображенный ниже.
Последовательность формирования воспоминаний
По времени сохранения информации различают три вида памяти.
1. Сенсорная память – самый первый этап. Сенсорная информация, поступающая из окружающей среды через органы чувств в форме точного отпечатка, сохраняется очень короткий период времени. Согласно исследованиям, звуковые данные хранятся три‑четыре секунды, а зрительные – не дольше половины секунды[11]. Поскольку количество информации может быть избыточным, определяется и используется только существенная ее часть.
2. Кратковременная память. Этот вид памяти также называют оперативной памятью. Здесь информация хранится в течение нескольких минут (благодаря концентрации внимания на сенсорных стимулах), после чего она обычно быстро забывается, а при многократном воспроизведении поступает на длительное хранение.
3. Долговременная память. Этот вид памяти постоянно хранит информацию. Хранящимися в ней данными человек не пользуется постоянно, но в случае необходимости они могут быть извлечены и воспроизведены. Одни сведения извлекаются быстро и без труда, к другим получить доступ намного труднее.