Защитные механизмы психики

РЕФЕРАТ

На тему: Защитные механизмы психики о

Студент Хазунова С.А.

Преподаватель Ливач Е.А.

Оценка

Санкт-Петербург

Введение

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Поэтому с самого детства формируются особые механизмы, способные защитить нашу психику и соответственно нас самих от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

Вследствие всего вышесказанного необходимо знать сущность этих механизмов, чтобы не допустить необратимых последствий.

Защитные механизмы психики

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением.

Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление, восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Механизмы стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания.

Фрейд выделяет в структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Ид - почти полностью бессознательная. Она состоит как из тех инстинктов и побужде­ний, которые никогда не осознавались, так и из тех, которые в силу их неприемлемости для данной личности оказались вытес­ненными из сознания, причем настолько прочно, словно их нико­гда в сознании и не было. Эго - занимает промежуточное положение между полностью бессознательным и сверхсознательным, то есть, с одной стороны, следует бессозна­тельным инстинктам и побуждениям, а с другой стороны - подчи­няет эти побуждения требованиям реальности. Супер-Эгосодержит морально-этические эталоны, позволяющие Эго (Я) оценивать свои поступки и намерения с точки зрения, «что такое хорошо и что такое плохо», является идеалом строго­го, но справедливого наставника, советчика, судьи.[1]

Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

· они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;

· они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога или чувство надвигающейся опасности может быть следующих типов:

• реалистическая тревога - эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение;

• невротическая тревога - эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными, это боязнь, что Эго окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

• моральная тревога — когда Эго испытывает угрозу наказания со стороны Сверх-Я, когда Ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Сверх-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения.

Ученые полагают, что каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтительное, практически автоматическое использование определенной защиты или их набора является результатом сложного взаимодействия, по меньшей мере, четырех факторов:

1. врожденного темперамента;

2. природы стрессов, пережитых в раннем детстве;

3. защит, образцами для которых были родители или другие значимые фигуры;

4. усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.

Все защитные механизмы условно можно разделить на первичные (примитивные) и вторичные (высшего порядка) защитные процессы.

Согласно Психоаналитической диагностике Нэнси Мак-Вильямс к примитивным относятся: примитивная изоляция, отрицание, примитивная идеализация, проекция, расщепление и диссоциация. К защитным механизмам второго порядка относят: репрессия (по-другому вытеснение), регрессия, изоляция интеллектуализация, рационализация, морализация, аутоагрессия, смещение, реактивное образование и сублимация.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Изоляция. В случае изоляции человек находит успокоение не в понимании мира, а в удалении от него. Изоляция от собственного Эго чаще всего наблюдается у детей, при переизбытке эмоций или при сильном расстройстве они засыпают.

Главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Очевидный недостаток защиты изоляцией состоит в том, что она выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем.[2]

Вытеснение. Относится к вторичным механизмам, однако рассмотрим его сейчас.
Сутью вытеснения является мотивированное забывание или игнорирование.

Примером действия репрессии в глобальном, массированном виде мог бы послужить такой опыт насилия или зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить. Случаи, которые когда-то назывались “военными неврозами”, а теперь известны как реакции посттравматического стресса, психоаналитически объяснялись отнесением к концепции репрессии.[3]

Как и другие бессознательные защиты, вытеснение начинает создавать проблемы только тогда, когда оно: не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности) и стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни.

Отрицание. Еще один ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и людей более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя и зрелые люди и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).
В экстренных ситуациях способность сохранять голову, не подвергаясь панике, может спасти жизнь как себе, так и окружающим.

Важным моментом является отличие отрицания от вытеснения, заключающееся в том, что информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана, и только потом вытеснена, а информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает. На практике это означает, что вытесненную информацию можно при некотором усилии вспомнить, причём субъективно она будет восприниматься именно как забытая. Информацию же, которая подверглась отрицанию, человек, после отказа от данной защиты, не вспомнит, а признает, так как до этого вообще не воспринимал её как существующую или имеющую смысл.

Диссоциация. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Диссоциация - довольно распространённая, хотя и не применяемая большинством людей в обычных условиях защита. В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.

Нэнси Мак-Вильямс описывает диссоциацию как центральную защиту людей с расстройством по типу множественной личности. Вообще же эта защита лежит в основе всех диссоциативных расстройств.

Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти. Всякий, кто пережил выход из тела, находясь в смертельной опасности, легко поймет, что лучше быть вне чувства ожидания предстоящего собственного уничтожения, чем внутри его. Эпизодическая или мягкая диссоциация может способствовать проявлениям редкого мужества. Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни.[4]

Регрессия. В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем парадоксальный способ защиты от неприятностей - начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и пр. также относится к регрессии, т.к. содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». И как следствие, у некоторых людей, которые злоупотребляют регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности. Когда регрессия определяет чью-то стратегическую линию преодоления жизненных трудностей, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность.

Реактивное образование. Реактивное образование как защита является очень любопытным феноменом. Очевидно, что человеческий организм способен повернуть нечто совершенно в противоположную сторону для того, чтобы свести угрозу к минимуму. Традиционное определение реактивного формирования подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие.

Например, сестра дошкольного возраста, которую оттеснил младший брат, может проявлять особую привязанность и заботу, “любить ребенка до смерти”: обнимать слишком сильно, петь ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так далее. Многие взрослые помнят истории, когда старшие щипали своих младших братьев и сестер за щечки, пока те не начинали плакать, или предлагали им что-то очень вкусное, явно вредное и опасное для здоровья маленьких, или совершали другие подобные действия, оправдывая себя тем, что они это делают из любви.

Все вышеизложенные методы защиты направлены на защиту нашей психики и собственного Я. Однако существует механизм, который направлен на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Это аутоагрессия. Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект.

Человеку может быть тяжело признать, что его родитель, супруг или друг ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, вместо этого он предполагает, что это он сам плохой. Самообвинение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет алкоголя и наркотиков, увлечение опасными видами спорта, - это результаты работы данного механизма.

Несмотря это, тот, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.


Заключение

Люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты, обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.

[1] Романин А.Н. Основы психоанализа. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – С.17

[2] Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. С. 71-72.

[3] Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. С. 83.

[4] Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. С. 81.

Наши рекомендации