Особенности коммуникативного пространства, значимые для спиндоктора
Одно из первых правил, формирующих коммуникативное пространство, может быть названо правилом первого звонка. Тот, кто первым сообщил о своей победе, оказался первым в действительности, поскольку массовое сознание восприняло это именно так, как ему сообщили со всех телеэкранов. И другой пример из этой же области: Гувера, первого директора ФБР, научили тому, чтобы первым давать интерпретацию происшедшего. Это оказалось выгодным, поскольку журналисты уже не могли не упомянуть об этой первой официальной интерпретации событий, даже если и не соглашались с ней.
Новости, как считают специалисты, поддерживают уже имеющееся распределение сил в обществе. Это касается, в первую очередь, официальных новостей. Неофициальные новости в качестве исходящих от оппозиционных источников, наоборот, стараются раскачивать это распределение.
Например, ради этого создается сообщение о коррупционности верхов общества, что используются как в политической борьбе, так и в пропаганде на неприятеля в военном противостоянии. Или пример названия телевизионного сериала "Менты", где мы принимаем описание ситуации с позиции противоположной стороны.
При этом надлежит учитывать дрлгодействующие и кратковременные цели. На сегодня, например, страны СНГ утратили стратегические интерпретации действительности, которые давались собственными романами или фильмами, ибо производство отечественной продукции в этой сфере реально приостановлено. Но невозможно жить чужими интерпретациями, отсюда вытекает ностальгия за старым, например, кино. С другой стороны, мы преувеличиваем иностранное влияние в сфере кратковременных интерпретаций, ведь они даются уже не западными, а собственными СМИ, имеющими все возможности для порождения собственного взгляда на происходящее. Иностранные новости мы чаще интерпретируем в соответствии с навязываемым извне стандартом.
Информационная асимметрия может объяснить любовь СМИ к чрезвычайным ситуациям (землетрясениям, наводнениям, голоду). С одной стороны, такие чрезвычайные события идеально стирают прошлые сообщения из общественного сознания, спасая нашу память. С другой, экстремальная ситуация всегда является проявлением асимметричности, ибо не является прогнозируемым, а именно это отвечает сущности новостей как таковых.
Информационная асимметрия составляет основный элемент информационной борьбы, формируя информационное пространство любого государства. Официальные сообщения, являющиеся предсказуемыми и, следовательно, симметричными, попадают на экран в связи с принципиально асимметричным положением власти, которая сама задает приоритеты сообщений. Таким образом, асимметричность достигается на другом уровне. Как определяют исследователи масс-медиа, пресса и телевидение выступают во вторичной роли интерпретатора, первичная же роль принадлежит властям, которые могут определить то или другое событие как представляющее опасность для общества*.
Масс-медиа лишь расширяет и распространяет эти представления, заданные со стороны властей. Исследовательская группа из университета Глазго утверждает, что масс-медиа "систематически организованы таким образом, чтобы представлять картинку мира, служащую репродукцией отношений доминирования, существующих в обществе" (Р. 130). При этом новости рассматриваются как выборочная интерпретация событий.
Английские исследователи, рассматривая освещения кризисных событий в прессе, вышли на следующие двенадцать характеристик (восемь основных факторов и четыре, связанных с культурой):
1. Частота — чем больше частота события совпадает с частотой новостей, тем большая вероятность того, что событие будет рассматриваться как новость.
2. Амплитуда — соответствующий уровень, например, насилия нужен для того, чтобы оно рассматривалось как новость.
3. Неоднозначность — чем меньше неоднозначность, тем большая вероятность того, что событие будет замечено.
4. Релевантность — событие должно быть культурно релевантным, чтобы быть замеченным в качестве новости.
5. Совпадение — чем более событие ожидаемо, тем скорее оно станет новостью.
6. Корректировкой последних двух факторов является неожиданность: для того, чтобы стать новостью, событие должно быть редким и неожиданным.
7. Если событие стало новостью, оно будет оставаться новостью, даже при снижении амплитуды.
Композиция — новости компонуются так, чтобы создавать баланс между различными сообщениями*.
Многие из этих характеристик акцентируют именно информационную асимметрию. Четыре фактора культурного порядка, которые выделяют новость, таковы:
9. Элитные нации быстрее становятся предметом новостей.
10. Элитные слои общества быстрее становятся предметом новостей.
11. Чем больше событие персонализировано, тем выше вероятность для него стать новостью.
12. Чем больше событие негатизировано, тем выше вероятность для него стать новостью.
Телевидение имеет свои дополнительные требования: событие должно быть драматическим, привлекательным, развлекательным.
Из всего этого видно разграничение между реальным событием и символической новостью. Информационная асимметрия базируется при этом на возможности освещения события, исходя из различных его аспектов, создавая различные виды новостей. Например, война может интерпретироваться или с патриотических, или с домашних, семейных позиций. В первом случае будут сильнее официальные источники, во втором — неофициальные. Поэтому как раз асимметричность разрешает если не побеждать сильнейшего, то наносить ему серьезный вред, ибо всегда находит слабые места в "обороне" неприятеля.
Непредсказуемый вариант поведения оказывает более существенное впечатление на собеседника, лучше фиксируется в памяти. Л. Замятин упоминал о резком тоне М. Тэтчер на одной из бесед с М. Горбачевым: "Сейчас она напоминала взбешенную тигрицу, защищающую свое заповедное поле. Но, может быть, премьер просто переутомилась, утратила контроль за собой, оказалась в плену у эмоций? Нет, конечно. Позже помощник Тэтчер Пауэл в доверительной форме сказал мне: "Наша леди разыграла беседу именно так, как и хотела ее разыграть". Не сомневаюсь: если бы Тэтчер не была крупным политическим деятелем, она вполне могла бы стать актрисой. Впрочем, она таковой и была — в политике"*. Все это говорит о активном использовании именно информационной асимметрии, в том числе и в международных переговорах.
Как раз такие неожиданные характеристики имеют наибольшую ценность при анализе человека, создании его психологического портрета. Например, Н. Федоренко вспоминает: "Необыкновенный шум в американской прессе вызвала оценка Шлезингером деятельности государственного секретаря Дина Раска. Она явилась подлинной сенсацией, поскольку исходила от человека не просто из вашингтонских "коридоров власти". Согласно утверждению Шлезингера, президента Кеннеди "все более угнетало сопротивление Раска принимать решения"*.
Подобные "асимметрические" характеристики становятся настоящими индикаторами человека, позволяют прогнозировать его поведение, что также является необходимым элементом в межгосударственных отношениях. Например, тот же Федоренко пишет в связи с Дином Раском, что Кеннеди вообще не мог менять своих помощников. А это уже является одной из характеристик, позволяющей анализировать государственного деятеля**.
Для пропагандистских целей информационная асимметрия всегда найдет свое место, поскольку в каждом обществе существует противопоставление официальной и неофициальной идеологий. Это, что касается пропаганды, направленной на неприятеля. В системе внутренней пропаганды, например, в случае избирательной борьбы, также существует другой угол зрения на события, сразу же начинающий порождать другой тип информации. Эта информация тоже принципиально асимметрическая, ведь другая сторона ее не использует. Единственным методом предотвращения этого является выдача как отрицательной, так и положительной информации для своей аудитории с целью создания соответствующего иммунитета. При этом отрицательная информация должна идти с соответствующими контр-аргументами. В этом случае появление ее со стороны оппонента уже не будет иметь серьезных последствий. Бывший Советский Союз не учитывал этого, создавая для себя огромный информационный пробел, который разрешал пропагандистам другой стороны довольно свободно пользоваться информационной асимметрией.
Информационное пространство современного общества формируется в результате работы нескольких мощных информационных источников. Если при этом возникает информационная асимметрия, которая кем-то может быть использована, "спиндоктор" старается исправить ситуацию. Специализацией спиндоктора и является исправление отрицательного освещения того или другого события в новостях. Белый дом, например, сам порождает необходимые новости, чтобы потенциально привлекать внимание массового сознания как раз к своей интерпретации происходящих событий. Это потенциальное занятие места в списке новостей, стремление опередить кого-то другого.
Следует также отметить, что не все политические актеры получают одинаковое освещение в масс-медиа. Действия одного получают полное освещение, действия другого замалчиваются. Назовем это асимметрией освещения. Сюда же можно отнести попытки исключительно положительного или исключительно отрицательного освещения того или иного политического актера, что особенно обостряется в период предвыборной борьбы. При этом появляется проблема автоматизации восприятия, ибо происходит исчезновение информационной асимметрии в смысле привыкания к одному типу интерпретации. Например, Г. Зюганов всегда подается отрицательно на ОРТ, в результате зритель всегда учитывает подобное отклонение. Любое автоматическое восприятие не разрешает пользоваться информационной асимметрией.
Особенностью настоящих новостей является соответствующая сбалансированность, которая и снимает автоматизм восприятия и увеличивает доверие к информационному источнику. При этом не происходит нарушения технологичности: например, 70% новостей Би-Би-Си — отображение событий, заранее запланированных. Вообще технология создания новостей облегчает ситуацию тем, что .размещает журналистов в местах массового порождения новостей, например в парламенте*.
Новость — это временное создание информационной асимметрии. Когда она становится общеизвестной, новость следующего дня вычеркивает новость дня прошедшего, поддерживая принцип информационной асимметрии.
Новости должны соответствовать требованиям не только канала, но и конкретной коммуникативной стратегии данного периода. Так, в период выборов больше внимания уделяется не реальным обещаниям кандидатов, а ситуации гонки между ними. Отсюда появляются различные метафоры войны при описании этих ситуаций. Это также можно считать косвенным требованием телевизионного канала, который нуждается в зрелище, каким является ситуация гонки, а не разговоры "говорящих голов" по поводу зрелищно неинтересных экономических или политических вопросов. Политика — неинтересна, гонка — интересна. Все это связано с отсутствием человека в первом случае и присутствием его во втором. Первый вариант также является чисто рациональным, второй — эмоциональным. А человек отдает предпочтение эмоционально окрашенной информации.
"Звуковые цитаты" также формируют коммуникативное пространство современных государств. Причем в подсчетах американских специалистов за время президентских кампаний происходит постоянное падение этого цитатного пространства*. В 1968 г. кандидаты в президенты говорили 84% Бремени своего показа, средняя звуковая цитата занимала тогда 42 секунды. В 1988 г. длительность цитаты стала уже 10 секунд, то же было в 1992 г. В эти годы на одну минуту разговора кандидата журналисты говорили уже 6 минут.
Следует добавить также непривычное для нас правило, но стандартное для США: то, что говорит кандидат, никогда не является первым произнесением этих слов. Нормой стало обязательное предварительное тестирование сообщений. Создаются фокусы группы, в которых люди отмечают понравившиеся им моменты: в результате остаются отрывки, получившие оценки больше 80 по 100-балльной шкале.
И вот обратный пример — реакция на обращение к населению президента Ельцина, о которой рассказал В. Костиков. Что именно плохо, никто не знает. Дальнейшие действия идут уже после неудачного выступления, вместо того, чтобы все сделать до него по вышеприведенной американской методе. В.Костиков пишет: "И я обратился в фонд "Общественное мнение" с просьбой провести анализ откликов населения на последнее выступление Ельцина. Исследование проводилось в семнадцати городах России и выявило весьма неутешительную картину. У большинства из тех, кто слышал президента, его выступление вызвало разочарование. Наибольшее раздражение вызывали напоминания о терпеливости русского народа, призывы еще немного потерпеть. На основе выводов фонда я подготовил ддл Бориса Николаевича короткое резюме. Насколько мне известно, больше президент народ к терпению не призывал*"*. То есть все сделано правильно, но только тогда, когда в этом не было смысла, поскольку выступление уже прозвучало. Несомненно, что негативная реакция населения на призывы потерпеть могла быть выявлена при тестировании этого текста до его произнесения.
Качественно подготовленные информационные события имеют больше шансов на продолжительную жизнь. Они активно комментируются и пересказываются, о чем мы уже говорили выше. Интересно, что само содержание неолитического сообщения быстро забывается, в памяти сохраняется только оставленное им впечатление**. Это также пред-определяет, что именно следует готовить для экрана.
Ник. Арнольд построил свою схему развития темы в СМИ***:
• первые, отрывочные сообщения о событии.
• появление полноценной Новости.
• добавление первичных комментариев авторов.
• Новость получает развитие.
• высказывание мнений более крупных общественных вторитетов.
• первые аналитические попытки осмысления Проблемы, приводящие к возникновению Конфликта.
• разрастание и углубление Конфликта.
• попытка выработки единого решения.
• единое решение озвучивается признанными общественными авторитетами.
• вырабатывается стереотип.
В заключение отметим еще один вариант воздействием на общественное мнение — манифестации. Он построен на предварительном воздействии на журналистов, чтобы те донесли этот протест до широкой публики, что можно изобразить следующим образом, в общих чертах повторяющей направленность работы спиндоктора:
манифестация журналисты СМИ массовая аудитория
П. Шампань говорит, что манифестации "отдают предпочтение "демонстрационному эффекту", воздействующему на других, они заботятся в целом о последствиях, короче говоря, они стремятся создать зрелище, поскольку в данном случае речь идет о том, чтобы действовать, производя впечатление"*
Коммуникативное пространство современного государства формируется рядом источников. В демократическом обществе они могут оппонировать друг друга, порождая ситуацию диалога, в тоталитарных государствах формируется структура монолога, где есть только один источник, а остальным предоставляется роль эха. Возможность порождения коммуникативного пространства при множестве источников определяется степенью эффективности того или иного источника, которому удается своим сообщением "победить" остальные.