И фундаментальные убеждения
Автоматические мысли во многом похожи на цветы и сорняки в саду. «Дневник мыслей», эксперименты и планы действий - это инструменты, позволяющие вам выпалывать «сорняки» (негативные автоматические мысли), расчищая место для «цветов». Научившись применять эта инструменты, вы сможете пользоваться ими всю оставшуюся жизнь. Даже если «сорняки» появятся в вашем саду, вы будете знать, как их извести. Для многих людей навыков, освоенных в главах 1-8, вполне достаточно, чтобы эффективно справляться с жизненными проблемами. Однако некоторые обнаруживают, что даже после использования этих инструментов «сорняков» остается больше, чем «цветов», или что на месте вырванного «сорняка» вырастают два новых. Если вы научились заполнять «Дневник мыслей», проводить эксперименты и составлять планы действий, но стремитесь к более глубоким изменениям, для этого необходимо научиться вырывать «сорняки» с корнем.
Существует три уровня представлений. Автоматические мысли, с которыми вы имели дело до сих пор, наиболее доступны и распознаваемы. Автоматические мысли - это наземные части «сорняков» или «цветов». Корни автоматических мыслей находятся под землей. Это исходные предположения и фундаментальные убеждения. Представленная ниже схема иллюстрирует связь между автоматическими мыслями, исходными предположениями и фундаментальными убеждениями.
130 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения
Если автоматические мысли обычно формулируются в виде неких фраз, которые мы адресуем сами себе, то исходные предположения не так очевидны. Зачастую нам приходятся догадываться о них, основываясь на нашем поведении. Если облечь исходные предположения в словесную форму, обычно они превращаются в предложения типа «Если... то...» либо «Следует то-то и то-то...» Например, одно из исходных предположений Мариссы было следующим: «Если кто-то познакомится со мной поближе, то поймет, насколько я дурной человек, начнет меня презирать и отвергнет». Одно из исходных предположений Вика было следующим: «Я должен быть лучшим во всем, что я делаю». С этим представлением было связано второе исходное предположение: «Если я не делаю что-то идеально, значит, я неполноценный человек». Исходные предположения выступают в роли правил, руководящих нашей повседневной деятельностью и нашими ожиданиями.
Самый глубокий уровень представлений - фундаментальные убеждения. Фундаментальные убеждения - эта общие, однозначные утверждения о самом себе, других людях и мире в целом. В число фундаментальных убеждений Мариссы входили следующие заключения: «Я ничтожна», «Меня нельзя полюбить», «Я неполноценна». Ее фундаментальные убеждения относительно других людей включали в себя следующие представления: «Другие люди несут угрозу», «Каждый старается меня обидеть», «Люди коварны». Марисса была убеждена, что «мир полон непреодолимых проблем». Все эти представления носят общий, однозначный характер, они безусловны. Марисса не думает «Если я потерплю неудачу, значит, я ничтожна» или «Иногда я просто ничтожество»; она думает: «Я ничтожна» (абсолютно и безусловно).
Точно так же как вы научились распознавать и оценивать свои автоматические мысли, вы можете научиться распознавать и оценивать свои исходные предположения и фундаментальные убеждения. Научившись изменять дезадаптивные исходные предположения и фундаментальные убеждения, вы уменьшите количество негативных, искаженных автоматических мыслей, которые мешают вам в повседневной жизни. Кроме того, формулирование новых исходных предположений и фундаментальных убеждений снизит ваши неприятные переживания и облегчит изменение поведения в соответствии с вашими новыми представлениями. Например, пока Марисса считала себя дурным человеком (фундаментальное убеждение), она не позволяла себе устанавливать близкие отношения. Она также вела
Исходные предположения и фундаментальные убеждения 131
замкнутый образ жизни. Если бы Марисса усвоила новое фундаментальное представление «Я приятный человек», то, вероятно, с большей охотой сходилась бы с людьми. С этим новым представлением Марисса, скорее всего, стала бы более уверенной в себе и демонстрировала бы положительные качества своей личности.
Откуда берутся исходные предположения и фундаментальные убеждения? Очень часто они формируются в детстве. Маленькие дети начинают осмысливать действительность, структурируя свой опыт. Так, например, младенцы предпочитают смотреть на круги и треугольники, в целом напоминающие человеческое лицо, а не на хаотично разбросанные геометрические фигуры.
На втором-третьем году жизни ребенок начинает осваивать речь и использовать ее для структурирования и осмысления своего опыта. Опираясь на опыт, ребенок овладевает знаниями, например, «Собаки кусаются» или «Собаки дружелюбны», которые и определяют его поведение (сторонится незнакомой собаки или приближается к ней). Наблюдая за другими людьми, дети также усваивают определенные правила («Мальчики не плачут», «О кухонную плиту можно обжечься»).
Усваиваемые ребенком правила и представления не всегда бывают верны (например, мальчики и мужчины всех возрастов все же плачут), однако ребенку пока не хватает умственных способностей для того, чтобы рассуждать более гибко. Правила принимают для маленького ребенка безусловное значение. Трехлетняя девочка может считать, что «драться нехорошо», и обижаться на мать, которая стучит по спине брата, поперхнувшегося пищей. Более взрослый ребенок был бы способен увидеть разницу между ударами с целью причинить боль и ударами с целью оказать помощь.
Становясь взрослыми, мы начинаем руководствоваться гибкими правилами и представлениями в большинстве сфер нашей жизни. Мы приближаемся к собакам, которые приветливо машут хвостом, и сторонимся тех, которые рычат. Мы узнаем, что одно и то же поведение может быть «плохим» или «хорошим» в зависимости от ситуации. Однако некоторые из наших представлений, усвоенных в детстве, остаются безусловными, однозначными даже во взрослые годы.
Безусловные представления могут зафиксироваться, если они сформировались в результате крайне травмирующего опыта или если детский опыт убеждает нас, что эти представления верны даже во взрослые годы. Например, Марисса пережила в детстве насилие и поэтому заключила, что она дурной человек. Хотя ни один ребенок
132 Глава 9. Исходные предположения и фундаментальные убеждения
не заслуживает жесткого обращения со стороны взрослого и ни один ребенок не ответствен за него, многие дети, пережившие насилие, приходят именно к такому выводу. Почему? Один из возможных ответов заключается в тон, что когда она была маленьким ребенком, Мариссе легче было объяснить насилие как наказание за ее собственные недостатки, чем как следствие проблем с самообладанием или безнравственности воспитывавших ее взрослых. Чтобы ощущать хоть какую-то безопасность и уверенность, Мариссе необходимо было верить, что взрослые справедливы.
Вик воспитывался со старшим братом Дагом, блестящим спортсменом и отличником. Каких бы успехов в спорте и учебе ни добивался Вик, Дат всегда оказывался впереди. Несмотря на свои достижения, Вик рос с убежденностью в собственной неполноценности. Это убеждение казалось Вику истинным, поскольку в его восприятии ни одно достижение не имело значения, если не было абсолютно лучшим (т. е. лучше, чем у Дага). Это представление только укреплялось, когда Вик слышал, как родители, учителя и тренеры с гордостью рассказывают об успехах Дага.
Поскольку фундаментальные убеждения с детских лет помогают нам осмысливать происходящее вокруг нас, мы можем никогда не задуматься над тем, чтобы проверить их применимость во взрослой жизни. Став уже взрослыми, мы продолжаем действовать, думать и чувствовать так, будто наши фундаментальные представления - это стопроцентная истина.