Психологическая характеристика зрелого и позднего возрастов
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Периодизация взрослости (молодость, зрелость, старость).
2. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни
3. Психологические характеристики молодости (по В.И. Слободчикову ) Новообразования молодости.
4. Зрелость как психологический возраст.
· Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в зрелом возрасте.
· Развитие личности и основные новообразования в зрелости.
· Познавательное развитие в период зрелости.
5. Старость как био-социо-психологическое явление.
· Структура позднего возраста. Старость как социальная и психологическая проблема. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
· Теории старения и старости. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости.
· Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в старости.
· Развитие личности и познавательной сферы в период старения.
Индивидуальные доклады:
1. Проблема профессионального выгорания: признаки, причины и профилактика.
2. Бабушки и дедушки как субъекты воспитания ребенка
Ключевые понятия:взрослость, индивидуализация, акмеология, профессионализм, стили родительства, диалектическое мышление, жизненная мудрость, профессиональное выгорание, геронтопсихология.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте периодическую литературу за 2-3 года, выделите, какие проблемы психологии взрослых и пожилых сегодня актуальны и подлежат изучению?
2. Обсудите с родителями, знакомыми старше 35-40 лет проблему возрастных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предварительно продумайте вопросы, которые целесообразно задать и их тактичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и «проявленности» для окружающих. Соотнесите результаты выполнения этого задания с предыдущим.
3. Познакомьтесь с таблицей «Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте» по учебному пособию И.В. Шаповаленко. Приведите свои примеры для указанных симптомов и примеры речевых обращений к пожилым людям с советами по компенсации проблем в особо тактичной форме. Запишите эти примеры для 2-3 симптомов.
Вопросы и задания для работы на занятии:
1. В чем сложность определения понятия «взрослость»?
2. Каковы критерии достижения взрослости как психологического возраста? Что такое инфантилизм?
3. Перечислите известные вам стереотипы в отношении старости. Можно ли оспорить некоторые из них с точки зрения научных исследований?
4. Рассмотрите позитивные, психологически благополучные и отрицательные типы развития в старости на основании исследований И.С.Кона, И.В. Шаповаленко и продумайте стратегию своего взросления так, чтобы можно было обеспечить себе и близким позитивную линию жизни. Подумайте о возможных направлениях поддержки своих родителей.
Список обязательной литературы:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М: Изд-во МГППИ, 2006.
2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.
3. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007.
Список дополнительной литературы:
1. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996. - № 6.
2. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. – 1994. - № 1.
3. Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. – 1998 - № 2.
4. Бороздина Л.В., Молчанов О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Московского университета. – Серия 14 Психология. – 1988. - № 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ТЕМА 7
Психология взрослости
Структура периода:
1. ранняя взрослость (молодость) – 20-30 лет
2. средняя взрослость (зрелость) – 30 – 60 лет
3. поздняя взрослость (старение 60-75 лет; старость 75-90, долгожительство – 90 и более).