Ему несвойственно высокомерие
Истинный мусульманин не является высокомерным, не кривит лицо в знак пренебрежения к людям и не смотрит на них свысока из желания показать своё превосходство и оттолкнуть их от себя, так как его слух, сердце и дух исполнены наставлениями Корана, указывающими ему на то, что если в этом бренном мире высокомерным людям нравится важничать, гордиться и ерошить свои перья подобно петухам, то из-за этого они лишатся мира вечного, который Аллаh Всевышний сделал запретным для высокомерных. Аллаh Всевышний сказал:
«Этот вечный мир Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (счастливый) исход — для благочестивых.» (Рассказ, 83)
И в его ушах всегда звучат слова о том, что Аллаh не любит всяких гордецов и хвастунов, кривящих свои лица от пренебрежения к людям и горделиво выступающих по земле, ведь Аллаh Всевышний сказал:
«И не криви своего лица перед людьми[156] и не выступай по земле горделиво — поистине, ведь Аллаh не любит каждого гордеца превозносящегося!» (Лукман, 18)
Исследователь, ознакомившийся с указаниями, которые заключает в себе чистая сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) будет поражён тем, какое большое внимание уделяется в ней искоренению высокомерия в душах людей. Сунна объявляет это качество запретным, внушает людям отвращение к нему и предупреждает поражённых подобной болезнью о том, что если останется в их душах хоть малая частичка высокомерия, внушённого им шайтаном, то они лишатся мира вечного и вход в райские сады станет для них запретным. Указанием на это служат слова посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа):
"Не войдёт в рай тот, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку". Один человек сказал: "Но ведь человеку хочется иметь хорошую одежду и хорошую обувь!" Он сказал: "Поистине, Аллаh прекрасен, и Он любит прекрасное,[157] а высокомерие — это неприятие истины и презрение к людям". (Муслим).
Передают, что Хариса ибн Вахб, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Не сообщить ли вам об обитателях огня? (Это) всякий грубый, горделиво выступающий и высокомерный.» (Муслим)
Высокомерные в достаточной мере вкусят позора и унижений в мире ином, так как Аллаh Всевышний не удостоит их взглядом в День воскресения, не заговорит с ними и не очистит их, что послужит им соответствующим воздаянием за то, что на земле они проявляли высокомерие и стремились возвыситься над другими людьми, и это моральное унижение для чувствительных душ окажется не менее тяжким, чем те муки, которые будут испытывать тела в аду. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Не посмотрит Аллаh в День воскресения на того, кто из высокомерия волочил (по земле) свой изар (нижняя часть одежды).» (Аль-Бухари и Муслим)
Сообщается также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«С троими не заговорит Аллаh в День воскресения, не очистит их и не посмотрит на них, и им — мучительное наказание. (Эти трое) блудливый старец, лживый правитель и горделивый бедняк.» (Муслим)
Объясняется же это тем, что гордость относится к числу атрибутов Бога, а к сотворённым и слабым людям она не имеет никакого отношения. Таким образом, люди, проявляющие гордость и высокомерие, претендуют на обладание божественной природой и стараются присвоить себе один из высших атрибутов Великого Творца, а это значит, что они заслуживают мучительного наказания, о котором сообщил посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа):
«Аллаh Всемогущий и Великий говорит: "Слава — Мой изар, а величавость — Мой плащ (рида'), и того, кто попытается отнять[158] у Меня что-либо из этого, Я подвергну мучениям!"» (Муслим)
Вот почему чистая сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) так часто и столь многими и разнообразными способами предупреждает верующих о том, что они ни в коем случае не должны поддаваться высокомерию в минуты проявления человеческой слабости. Цель этого состоит в том, чтобы верующие оставались богобоязненными, и им не грозила пагубная болезнь высокомерия. Примером подобных предостережений могут служить такие слова посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа):
«Тот, кто гордится собой или горделиво выступает по земле, встретит Аллаhа Всемогущего и Великого, и Он будет гневаться на него.» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")