Ценности. Особенности формирования ценностной структуры молодежи.
Реферат
Курсовая работа: 30 с.,2 главы,2 таблицы,4 рисунка, 20 источников, 2 прил.
СМИ,ВИДЫ,ЦЕННОСТИ,ВЛИЯНИЕ,ПРИЧИНЫ,ВОЗДЕЙСТВИЕ, СТРУКТУРА,МОЛОДЕЖЬ.
Объект исследования – Средства массовой информации.
Цель исследования- изучение формирования ценностной структуры молодежи.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
-вторичный анализ данных;
В процессе работы был выполнен анализ научной литературы, вторичный анализ данных, в ходе которого были сделаны определенные выводы. Выяснилось, что на формирование ценностной структуры молодежи, действительно, оказывает большое влияние средства массовой информации. Однако степень этого влияния на индивидов, зависит от личностных характеристик людей, и внешних факторов, что очень важно.
Новизна курсовой работы: в ходе анализа статистических данных и вторичного исследования были получены данные, при анализе которых, удалось вникнуть в изучение процесса формирования ценностной структуры молодежи. Выяснилось, что средства массовой информации ежедневно оказывают воздействие на сознании молодежи и общества в целом, что не может не сказываться на формировании, как мировоззрения, так и определенных систем ценностей.
Введение.
Обоснование актуальности исследования.
Актуальность данного исследования очевидна. В наше время существует проблема грамотных ценностных ориентаций молодежи в целом. Общество, и в частности, средства массовой информации, к сожалению, не ставят в приоритет «заложение» в сознание молодежи положительных «начал», для дальнейшего правильного развития и накопления ценностной базы. На первом месте сейчас стоит лишь прибыль и изыскание из всего выгоды. Парадоксально, но в наше время даже система ценностей имеет финансовую подоплеку.
Данная проблема берет свое начало издавна, еще при зарождении «первых СМИ». Так, первая газета вышла в восьмом веке в Китае, а первая телевизионная станция вышла в эфир.12 июня 1928 года в Чикаго ,именно тогда формируются первые, не заметные на первый взгляд, «корни актуальности проблемы».
Об этом может свидетельствовать изобретение Джеймса Викери. Это так называемый 25-й кадр. В 1957 году в Нью-Джерси он провел эксперимент: во время показа фильма в кинотеатре он делает «вставки» кадров напитка и поп-корна. Причем эти кадры настолько коротки, что человеческий глаз попросту не видит их. Эксперимент показал, что после такого рода воздействий, продажи в буфете возросли примерно на 40%. Это невероятный результат для тех годов. Однако сейчас эффект 25-го кадра и другие скрытые рекламы запрещены в ряде стран. В России в том числе.
Итак, в настоящее время индивиды, хотят они того или нет ежедневно подвергаются различным воздействиям средств массовой информации, что несомненно сказывается на психике человека, его мировоззрении и усвоении определенных ценностных норм.
Для того, чтобы сделать попытку к разрешению данной сложившейся ситуации мной было проведено данное исследование.
Степень научной разработанности проблемы .
СМИ как социальное явление начали изучать довольно давно. Общие вопросы теории и методологии изучения СМИ как социального явления разрабатывали преимущественно немецкие и английские ученые, однако, свои труды внесли и российские мыслители. В их трудах нашли отражение представления о сущности средств массовой коммуникации как явления, затрагивающего различные сферы человеческой деятельности, а также изложены многие гипотезы о влиянии средств массовой информации на сознание людей. Прежде всего, это такие авторы, как Пол Лазарсфельд, Роберт Мертон, Г.Лассуэлл, Е.П. Прохоров и другие.
Однако проблемы различного психологического воздействия СМИ на молодежь и общество в целом, а также возможностей контроля над этим явлением остаются слабо освещенными. Недостаточно освещены вопросы методологии и методики проведения социологических исследований, в частности, отношения к внушению членам современного общества определенных моделей поведения, а также систем ценностей. Также в отечественной социологической науке уделяется недостаточно внимания факторам, влияющим на способность людей противостоять подобным явлениям.
Объект исследования.
Объектом исследования являются средства массовой информации.
Предмет исследования.
Предметом исследования является изучение формирования ценностной структуры молодежи.
Цель исследования.
Цель курсовой работы заключается в анализе основных типов средств массовой информации, сути их воздействия на людей путем психологического внушения, а также анализе проблем в современном российском обществе, возникающих у их членов в процессе жизнедеятельности.
Задачи исследования.
Цель работы может быть достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, признаки, виды СМИ;
-рассмотреть понятие «ценностей»,особенности формирования ценностной структуры, изучить принцип воздействия средств массовых коммуникаций на сознание человека в целом;
-проанализировать принцип психологического влияния и внушения, (статистический анализ данных);
-провести вторичный анализ результатов социологического исследования.
Гипотеза исследования.
Гипотеза - СМИ в настоящее время является важным фактором в формировании ценностной структуры молодежи.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и научности, а так же системный подход и исторический анализ.
Методы исследования.
- анализ научной литературы;
-вторичный анализ данных;
Научная новизна.
Новизна курсовой работы: в ходе анализа статистических данных и вторичного исследования были получены данные, при анализе которых, удалось вникнуть в изучение процесса формирования ценностной структуры молодежи. Удалось выявить степень воздействия и участия в этом процессе средств массовой информации.
СМИ, основные понятия, признаки, виды.
1.1 Понятие «СМИ»
Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также масс-медиа) -- организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ - это публичность, специальное техническое обеспечение, непостоянный объем аудитории, варьирующийся в зависимости от подаваемого материала.
Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ - это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
· периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
· радио,
· теле,
· интернет
· видеопрограмма,
· программа кинохроники
· иная форма периодического распространения массовой информации.
В условиях России каждый из этих видов представлен весьма широко и пользуется достаточной популярностью.
Признаки СМИ.
Признаками СМИ являются:
-массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
-периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
-принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) -- много слушателей.
Виды и функции.
К СМИ в России не имеют никакого отношения: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки и т.д.
Очень часто в современной социологии по отношению к СМИ используется термин СМК, однако- это более широкий спектр массовых средств. К ним относятся так называемые энтертейнмент(театры, цирки, балет, оперу, кино) то есть - мероприятия, которые часто организовываются для контакта с аудиторией(делается упор на массовость) К СМК относятся также средства, с помощью которых осуществляется контакт с массовой аудиторией(телефоны, факсы, и др.)
Социологи Пол Лазарсфельд и Роберт Мертон, считаются одними из первых, кто начал изучать СМИ как явление.
Теперь стоит рассмотреть те функции, которые выполняют (или должны выполнять) средства массовой информации.
Журналисты и авторы выделяют разнообразные функции. К примеру, Е.П. Прохоров выделяет шесть функций журналистики:
1. Функция коммуникативная – рассматривается как средство общения с массовой аудиторией, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2. Функция непосредственно-организаторская. Здесь наиболее четко отражается журналистика, как «власть четвертая»;
3. Функция идеологическая или (социально-ориентирующая). Она связана со стремлением оказать сильное влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентиры аудитории, на сознание людей, их приоритеты, желания и стремления, включая мотивацию;
4. Функция культурно-образовательная. Она заключается, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества принимать участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, что способствует всестороннему развитию человека;
5. Функция рекламно-справочная. Она связана с удовлетворением запросов в связи увлечениями разных слоев аудитории;
6. Функция рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Однако при попытке поиска критериев для выделения СМИ среди всего круга социальных коммуникаций, а затем – коммуникаций массовых напрашивается вывод, что искомые социальные институты требуют описания по целому ряду критериев.
Не стоит забывать об интернет-СМИ. Целый ряд авторов предлагают свои способы классификации, а еще чаще – свои ряды для перечисления ресурсов разных видов. Однако принципы, на основе которых это делается, зачастую не раскрыты. Так, на сайте РОЦИТа в июне 2003 г. отмечалось, что СМИ являются самым активным из секторов Рунета, аккумулируя 13,5% его трафика, а с учетом разделов «ТВ», «Радио», «Политика» (в классификации РАМБЛЕРа) – 16%. Четкость классификации в указанной поисковой системе весьма далека от идеальной, а способ попадания в раздел каталога – пожелание заявителя, что вовсе не способно внести ясность в классификацию.
Другой случай: авторы совместного проекта Издательского дома «Коммерсантъ» и SpyLog выделяют при подсчете посещаемости пять отраслей российской части Интернета:
-услуги онлайн (поиск, электронная почта, создание персональных веб-страниц);
-электронную коммерцию (интернет-магазины, торговые и платежные системы); тематические порталы;
-развлекательные ресурсы и СМИ.
Однако объяснений по поводу принципов отнесения ресурсов к этим группам к публикациям в рамках этого проекта не предлагается.
Один из первых опросов экспертов (специалистов) в области Интернета, проведенный сотрудниками факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, дал такие результаты при ответе на вопрос о том, что такое для них интернет-СМИ:
· новостные ресурсы (50%);
· регулярно обновляемые ресурсы (25%);
· ресурсы, зарегистрированные как СМИ (11%);
· все интернет-ресурсы (7%);
· сайты офлайновых СМИ (5%);
· затруднились ответить (1%).
Как видим, «крайние» варианты – «все интернет-ресурсы» и «сайты офлайновых СМИ» – не слишком популярны. В действительности более половины сайтов из разделов «СМИ», «Радио» и «Телевидение» (по РАМБЛЕРу) имеют своих офлайновых «родителей», но остальные – нет. Значит, только электронными версиями ограничиваться неправильно. Чаще всего среди признаков интернет-СМИ упоминаются новизна содержания, регулярность обновления контента. Однако тогда придется решить вопрос, как быть с сайтами, где регулярно обновляется информация о наличии товаров и услуг? Еще вопрос: какая регулярность обновления достаточна для отнесения ресурса к СМИ. Для действующего до сих пор законодательства и одного раза в год достаточно. Но такие нормы возникли до распространения Интернета. Как быть теперь? Один из авторов предложил следующие основания для типологии СМИ, т.е. для группировки многомерной, по нескольким критериям:
-профессиональные – любительские;
-новостные – аналитические;
-общие – специализированные;
-по свободному или по платному распространению; по распространению непосредственно через сайты или путем уведомления через рассылку
Это предложение в основном касается контента и многое здесь, действительно, годится для разработки множественных критериев типологии ресурсов. Но можно
ли считать материалы, поступающие по рассылке, массовой информацией? Соответствуют ли любительские ресурсы уже сложившемуся пониманию СМИ как организаций, профессионально производящих и распространяющих информацию?
Другой автор считает, что можно разделить медийные ресурсы (здесь отметим, что он не дает оснований для их выделения из многообразия иных ресурсов) на:
-собственно сетевые (оригинальные) и версии традиционных СМИ;
-новостные, комментарийные и смешанные;
-монотемные и политематические;
-по принадлежности – государственные, медийных групп, политических групп, бизнес-групп, независимые;
-по ориентации на определенную аудиторию – общероссийские и региональные
Здесь почти все кажется приемлемым. Но опять-таки не ясно, что же все-таки относить к СМИ: все ли ресурсы, принадлежащие перечисленным группам владельцев? Как часто обновляемые? Как же все-таки отделить СМИ от того, что ими не является?
Похоже, что деления могут быть бесконечными до тех пор, пока четко не заявлено, что же именно существенно для определения СМИ как СМИ и для различения видов внутри этого рода ресурсов.
В середине прошлого столетия американский обществовед Г.Лассуэлл предложил универсальную формулу для рассмотрения всех родов и видов социальных коммуникаций.
Именно такой инструмент нам и нужен: ведь интернет – среда сосуществования разных коммуникаций (см. разд.1.1). Такой подход не одно десятилетие служил за рубежом и в нашей стране для определения проблематики изучения коммуникаций, для определения объектов исследований.
Итак, по Г.Лассуэллу, в любой коммуникации следует выделять следующие пять составляющих:
· Кто говорит (коммуникатор)?
· Что говорит (контент)?
· По какому каналу?
· Кому говорит (аудитория, реципиенты – то есть те, кто воспринимает сообщаемое)?
· С каким эффектом?
Применим эту формулу и к описанию интернет- СМИ :
Кто говорит?
Здесь речь идет о тех, кого в теории коммуникации принято называть коммуникатором. В случае со СМИ всегда имели в виду коммуникатора профессионального, чья профессия выделилась в результате развития системы разделения труда в обществе. Он обучен или, не будучи обученным, оказался способным к сбору, обработке и анализу информации, подготовке ее к распространению как к профессиональной работе.
Деятельность коммуникаторов в этом случае практически без исключений организована как корпоративная, коллективная. Коллектив коммуникаторов – это организация: редакция или т.п. род предприятия, внутри нее существует своя иерархия, распределение ролей.
Деятельность лиц и организаций, относящих себя к такого рода коммуникаторам, регулируется соответствующими законодательными документами и нормами, а также уставами, хартиями, включающими профессионально-этические нормы, выработанные журналистскими сообществами.
Коллективный коммуникатор, относя себя к тем, кто являются работниками СМИ, то есть – журналистам, берет на себя определенную юридическую и морально-этическую ответственность, определенные обязательства. Вместе с тем он получает установленные права и льготы, связанные с творческой и организационно-экономической сторонами деятельности.
Журналисты получают право на доступ к информации, которое как бы делегируется ему общественностью. Они могут быть аккредитованными, если сочтут нужным, на соответствующих мероприятиях и при различных организациях (прежде всего – при органах власти). Вместе с тем редакции могут получать налоговые льготы. Принятие на себя ответственности и обретение прав регулируется через механизм регистрации. Таким образом, мало отнести себя к СМИ в желаемом разделе поискового каталога.
Необходимо получить свой статус официально, вступив в определенные отношения с обществом и государством. Для отношений с другими организациями журналистам и редакциям также необходимы определенные правила, вытекающие из статуса журналиста: выступая в роли источника информации, такие организации и лица обязаны давать публичную информацию, получение которой входит в профессиональные задачи журналиста. Для отношений с аудиторией принципиально важно то, что субъект, производящий и распространяющий информацию, легко определяется (идентифицируется) аудиторией – через логотип, реквизиты редакции. Отсутствие таких сведений на сайте позволяет поставить под сомнение мотивы его владельцев. Вступая в сферу публичной профессиональной деятельности, каковой является журналистика, неправильно прятаться от общественности. Как показало наше исследование сайтов, включенных в разделы каталога РАМБЛЕРа «СМИ», «Телевидение», «Радио», весьма значительная доля из них не содержит необходимых сведений.
«Интернет – это социальная анархия. У системы нет никакого управляющего органа», – утверждает известный американский специалист в области массмедиа. Действительно, самодеятельность и независимость в Интернете – его специфическая и очень важная для общества черта. Но это не снимает ответственности с тех, кто занят в этой среде профессиональной работой. В случае со СМИ один из полюсов коммуникации – редакционный аппарат может добровольно подчиниться регистрации и вытекающей из нее регуляции, так как это обеспечивает его деятельность прежде всего по сбору и обработке информации. Понятно, что такая регуляция не должна касаться контента, кроме случаев, оговоренных законодательством (пропаганда расовой ненависти, насилия и т.п.). Возможно, что хорошо известная сегодня вторичность контента в Интернете будет уменьшаться в связи с урегулированием статуса интернет-СМИ, с получением официального доступа к источникам информации.
Что говорит?
Содержание, распространяемое по рассматриваемым нами каналам, – массовая информация, то есть – предназначенная неограниченному кругу лиц, принадлежащих к разным территориальным, демографическим, социальным группам. Но это не исчерпывающая характеристики. Каков предмет этой информации? Что именно она отражает? Ответ на эти вопросы позволит отделить СМИ от многих других ресурсов в Интернете, например, от новостной рубрики корпоративного сайта или «доски объявлений», касающихся недвижимости.
Американские каноны журналистики исходят из того, что важнейшая функция СМИ – «сообщать человечеству о том, что люди делают, чувствуют и думают». А в Московской хартии журналистов подчеркивается, что такие сообщения должны соответствовать реальности: «Журналист расследует, комментирует и критикует ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен». Как видим, равно важны две стороны контента: его способность освещать то, что происходит в обществе (социуме), с одной стороны, и документальный характер такого освещения – с другой. Иначе общество не сможет узнать о самом себе и быть правильно ориентированным в происходящем, то есть потеряет необходимую общую и достоверную информационную платформу.
Участники чатов или любых сайтов клубного типа могут сосредоточиться на собственных отношениях и проблемах. Презентационный сайт любой корпорации может описывать все достоинства своего создателя. Но они потому и не СМИ, что их контент ограничен «саморефлексией» или формированием имиджа.
СМИ же по назначению освещают жизнедеятельность общества или его отдельных сфер (специализированные СМИ) с основной целью – информировать, оснащать достоверной информацией людей для познания окружающего мира в его современном состоянии и принятия на основе информации решений, касающихся жизни личности, группы, общества. Кстати, поэтому не так прост вопрос об отнесении чисто презентационных сайтов офлайновых СМИ в Интернете к собственно средствам массовой информации. Они скорее сродни любым корпоративным сайтам с их промотивной (продвигающей), имиджевой функциями.
Еще одна черта контента СМИ – многотемность, которая присуща даже специализированным СМИ: они тяготеют к разноаспектным подходам к явлениям. Например, даже специализированные издания сочетают освещение трудовой деятельности и ее результатов, внимание к персонам, значимым для освещения жизни в данной сфере, и расследование конфликтов и т.п. Другой пример: на информационном сайте, посвященном спорту, если это СМИ, будут иметь место не только сообщения типа «голы, очки, секунды», но и проблемы функционирования спортивных организаций, отношения власти к спорту, взаимоотношения спортсменов и болельщиков и т.п. В обследованных нами 142 сайтах, принадлежащих к разделам, относящимся к СМИ, большинство посвящены не менее чем трем сферам жизни общества.
Контент СМИ-ресурсов отличается и разнообразием видов информации, что тесно связано с многотемностью. Это сочетание различных жанров, разновидностей публикаций. В приведенном выше примере со спортивным сайтом для СМИ будет характерно сочетание трансляций с соревнований, информации о жизни спортивных клубов, очерки о спортсменах, интервью с ними и руководителями спорта, «круглый стол» с болельщиками и т.п.
Исключение составляют новостные ленты, которые, как известно, однородны по структуре. Это характерно и для традиционных и для онлайновых СМИ. Разумеется, и в офлайне, и в онлайне есть пограничные случаи. Таковы, например, бумажная и электронные версии газеты «Из рук в руки», которые по содержанию – типичные доски объявлений или базы данных. Однако эти случаи, бесспорно, принадлежат если не к СМИ, то к кругу массовых коммуникаций ,так как рассчитаны на неограниченный круг анонимных потребителей.
По какому каналу?
Каналы, которые относятся к СМИ, характеризуются периодичностью обновления содержания под постоянным логотипом, а также относительно устойчивой внутренней структурой. То и другое помогает аудитории ориентироваться в потоке информации во времени и в пространстве.
Специфика интернет-СМИ состоит в том, что здесь обновление контента может происходить практически в непрерывном режиме (в буквальном смысле слова – в онлайне), а также в разноскоростном режиме для отдельных частей сайта или портала. Например, новости – онлайн, а комментарии – с иной скоростью. Привычное для традиционных СМИ определение периодичности здесь требует
учета такой специфики. К тому же культура Интернета только складывается, и создатели СМИ-изданий не берут на себя обязательств по периодичности обновления, не посвящают в них посетителей.
Периодичность – социально важная черта СМИ, поскольку на этой основе они способны выполнять ряд социальных функций, прежде всего – функцию фокусирования, или формирования повестки дня, сосредоточения общественного внимания на определенном круге явлений.
Каналы СМИ характеризуются направленностью от единого центра ко множеству рассредоточенных пользователей, открытостью, общей доступностью, ограниченной лишь доступом к техническим средствам приема информации; в случае с интернет-СМИ – наличием компьютера и выхода в Интернет, а также доступа к части контента, предлагаемой за плату (например, архивы СМИ).
Каналы СМИ организуются как жестко поляризованные: на одном полюсе профессиональный производитель информации, на другом – потребитель информации, или: журналисты и аудитория. Поэтому характер выполнения функций, особенности содержания здесь, прежде всего, зависят от журналистов.
Такие каналы могут работать в однонаправленном или двунаправленном режиме (как односторонняя и двухсторонняя коммуникация, или как субъект-объектная и субъект-субъектная коммуникации). От журналистов зависит, как реально используются технические возможности для установления обратной связи с аудиторией, участия ее в информационном обмене.
Отличительная особенность рассматриваемых каналов – весьма широкие возможности для приема информации в месте и ситуации, избранных самим потребителем. Причем такие возможности исторически расширяются. Так было сначала с радио, затем с телевидением, так развивается сейчас ситуация и с Интернетом: появление портативных компьютеров, затем возможности входа через мобильный телефон и т.п.
Развитие техники и расширение доступности приобретения средств приема массовой информации приводит к преобладанию индивидуального приема информации. В 60-е годы прошлого века телевизор смотрели семьями, с соседями и друзьями, в наши дни появление пульта и растущее количество телевизоров в доме обеспечивает индивидуальный просмотр. Точно так же еще недавно персональный компьютер в России был частью корпоративного оснащения. А теперь все чаще – средство индивидуального, причем домашнего, пользования.
Кому говорит?
Аудитория СМИ соответствует всем выше перечисленным критериям массы:
· численно большая;
· рассредоточенная;
· анонимная;
· открытая и вероятностная по составу и величине;
· гетерогенная.
Величина аудитории – критерий, требующий обсуждения. Для традиционных СМИ принят тираж, позволяющий относить их к таковым: не менее 1 тыс. экз. Применяемый для печатных изданий (хотя и здесь есть вопросы о соответствии количества заявленных и реальных, отпечатанных и дошедших до читателей копий), он никак не может служить основой теоретического анализа и практического регулирования для радио и телевидения, поскольку величина аудитории по законам существования массы изменчива, организовать отслеживание по этому критерию сложно. Ведь даже измерение величины аудитории с применением специальных счетчиков, инсталлированных в приемники попавших в выборку опрашиваемых, дает результаты не со 100-процентной точностью.
То же и в Интернете, хотя предложения ввести для него такой критерий высказывались неоднократно. При этом важно вот что: от того, что сегодня на сайт зашло менее одной тысячи человек, он, будучи открытым для всех и неся в себе контент, соответствующий природе СМИ не перестает быть таковым, даже если посетителей оказалось менее десяти. Это уже проблемы успешного или неуспешного ведения дела. К тому же ситуация может меняться день ото дня. Так же, как и в случае с традиционными СМИ: известно, что величина реальной аудитории отдельных выпусков газеты варьируется в весьма широких пределах и зависит от множества обстоятельств, давая высокие пики во время сенсационных событий.
Пользователи интернет-СМИ, так же как и традиционных каналов, руководствуются в своем поведении собственными информационными интересами, свободно присоединяясь ко множеству других анонимных потребителей информации. Это обстоятельство предопределяет для тех, кто распространяет информацию, необходимость вырабатывать систему определенных усилий по привлечению аудитории: изучать ее запросы, заботиться о позиционировании (представлении себя на рынке), рекламе конкретных выпусков и т.п.
Для изучения поведения и предпочтений аудитории предпринимаются специальные исследовательские процедуры, осуществляемые самой редакцией или специальными исследовательскими центрами. Таким образом устанавливается обратная связь, которая у традиционных СМИ как естественная отсутствует. У интернет-СМИ есть принципиальная возможность установления дистанцированной синхронной или почти синхронной обратной связи – получения отклика на свои сообщения или запроса на информацию через тот же интернет-канал. Такая обратная связь может быть и несинхронной (отложенный отклик). В любом случае использование принципиальных возможностей установления такой связи зависит, как указывалось, от журналистов.
Если аудитория рассматривается как желаемый участник информационного обмена, то применяются специальные приемы активизации аудитории, получения и обобщения поступающей от нее информации. Здесь журналист выполняет роль модератора социального общения.
Проблема информационного участия является частью социального участия – процесса включения граждан («простых людей», «обывателей») во взаимодействие с себе подобными, с журналистами, властными органами, бизнес-структурами для обсуждения, выработки решений, контроля и участия в их реализации.
С каким эффектом?
Вводя в свою формулу для любой коммуникации данный вопрос, Г. Лассуэлл имел в виду, прежде всего отдельные акты коммуникации, в применении к СМИ – результат распространения единичного сообщения. В целом же проблема эффективности, или результативности деятельности СМИ – шире. Могут быть учтены и отдельные акты коммуникации, и совокупные результаты за тот или иной период и при этом – канала в целом или его отдельных частей (например, новостной ленты тематического портала).
Рассуждая об эффектах регулярной деятельности массовых коммуникаций, к которым относятся и СМИ, следует рассматривать их социальные функции, то есть ту роль в социальной жизни, для которой они предназначены и которую реально выполняют в результате регулярной деятельности.
Эффекты от деятельности СМИ могут быть разнообразными:
· немедленными (непосредственными) или отложенными;
· поведенческими, познавательными (когнитивными), эмоционально-оценочными;
· позитивными и негативными с точки зрения целей инициатора и участников коммуникации;
· на уровне личности, группы, общества в целом (социетальные);
· В разных видах жизнедеятельности участников коммуникации:
· работа, быт, досуг, семья и т.п.
Практическое накопление и последующее изучение эффектов за достаточно длительный период дает представление о тех реальных социальных функциях, которые выполняет коммуникация данного вида, и о дисфункциях, к которым приводит ее использование.
Интернет-издания, будучи частью СМИ, выполняют присущие им родовые функции и вместе с тем расширяют или сужают выполнение каждой из них, обладая своей спецификой. К ряду таких функций (они будут рассмотрены в выпуске 2 серии учебных пособий «Интернет-журналистика») относятся коммуникативная информационная, ценностно-регулирующая, развлечения, форума, социально-организационная и социально-креативная.
Итак, интернет-СМИ, будучи частью СМИ как рода массовых коммуникаций, обладают набором признаков, свойственных разным элементам данной коммуникации: здесь коммуникатор – профессиональный журналист, включенный в корпорацию; содержание преимущественно посвящено социуму, многотемно и многожанрово; канал отличается периодичностью выпуска информации, технической и содержательной общедоступностью, предполагает свободу выбора времени и места потребления информации, рассчитан на индивидуальное использование, может функционировать в одно- и двустороннем режиме, но с сохранением разделения ролей коммуникаторов и реципиентов; аудитория/пользователи обладают всеми свойствами массы; деятельность этих СМИ приводит к различного рода социальным эффектам, проявляющимся как в однократном акте коммуникации, так и в результате деятельности за определенный период.
Социальные функции СМИ вытекают из их способности связывать численно большие и рассредоточенные аудитории, способствуя интеграции больших социальных общностей. Характер функционирования конкретных СМИ определяется, кроме внешних социально-политических и экономических факторов, инициативой журналистов.
Ценности. Особенности формирования ценностной структуры молодежи.
1.1. Понятие «ценностей»
Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.
Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.
Классификация ценностей.
1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в общественной жизни).
2. Базовые (характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные.
3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).
4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.
Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.