Обработка результатов тестирования

1. Подсчет суммы «сырых» баллов по факторам. Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 16 факторов личностного опросника 16 PF можно воспользоваться специальными матрицами с отверстиями, которые накладываются на бланки для ответов.

К сожалению, работа с матрицами недостаточно удобна. К тому .же студенты таких матриц при себе не имеют, а оперативно изготовить их по методическим описаниям достаточно сложно. Иногда просто изготовить годные для занятий матрицы не представляется возможным из-за неточностей или даже ошибок, которые допускаются в ряде методических пособий (особенно в части правил обработки результатов тестирования по опроснику 16 PF). Как показала практика, преподаватели в большинстве своем также матрицами не пользуются.

Нами найдено простое решение. Вместо неудобных в использовании матриц разработан модернизированный Бланкдля ответов,с помощью которого экспериментатору значительно облегчается подсчет «сырых» баллов (в дальнейшем просто — «баллов») (табл. 4).

Таблица 4

Бланк ответов

Фамилия, имя, отчество_ Пол_______Возраст____

Дата заполнения_____________

Профессия (специальность)_______________

Обработка результатов тестирования - student2.ru

Обработка результатов тестирования - student2.ru

В бланке для ответов личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка.

Подсчитывают баллы по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов 1 и 2 (то есть баллов) при тех ответах-альтернативах (а, Ь, с), которые были отмечены (обведены) испытуемыми.

Результат суммирования по каждому из факторов проставляется в правой колонке (по каждому фактору — своя строка).

Максимальное количество баллов по показателю MD (шкале искренности) — 14. Максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) — 8. Для данного фактора на одну из альтернатив (а, Ь, с) по каждому из вопросов (3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105) присвоен только один балл (индекс 1). Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12.

2. Проверка результатов тестирования на искренность. Обработка результатов тестирования начинается с проверки ответов испытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателя MD > 9 считается, что испытуемый отвечал на вопросы неискренне, либо не желал сотрудничать с экспериментатором и ответы давал наугад, не обдумывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальнейшая их обработка и интерпретация не производятся.

При значении показателя MD 5-8 достоверность результата тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает решение экспериментатор исходя из целей и задач психодиастического обследования (исследования).

Значение показателя MD 1-4 балла характеризует правдивость обследуемого. Осуществляются последующие этапы тестовой методики: перевод в стены (условные баллы 10-балльной шкалы), построение личностного профиля испытуемого, анализ и интерпретация данных психодиагностического обследования (исследования).

3. Перевод «сырых» баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в «стенах» (термин происходит от сочетания слов «стандартная десятка») распределяются по 10 точкам со значением выборочного среднего 5,5 стена. Стены 5 и 6 составляют основную часть выборки (предполагается, что распределение нормальное).

Полученные в результате тестирования «сырые» баллы по каждому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10-балльной шкалы). В табл. 5 представлен такой перевод сырых баллов в стены.

Стены в свою очередь делятся на уровни: 1—4 стена — низкий уровень; 5-6 стенов — средний уровень; 7-10 стенов — высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения профиля личности. Профиль личности для гипотетического испытуемого показан на рис. 1.

Обработка результатов тестирования - student2.ru

4. Анализ и интерпретация данных тестирования. Анализируют и интерпретируют характерологические черты личности исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам, и профиля личности испытуемых. В различных литературных источниках описываются особенности характерологического профиля личности в зависимости от уровневых показателей стенов.

Краткие обозначения факторов по индексам даны в табл. 5.

В обобщенном виде интерпретация первичных факторов теста 16 PF сводится к следующему (табл. 5 и 6).

Таблица 5

Наши рекомендации