Реальные эксперименты

Эти проекты характеризуются наивысшим уровнем управляемости. Экспериментатор может осуществлять воздействие на выбранные им группы объектов, задавать моменты наблюдения выбранных объектов. Выбирая, когда, на кого и как воздействовать, когда и кого опрашивать, он обеспечивает высокую достоверность результатов.

Претест – посттест с контрольной группой.

ЭГ (Р): O1 Х О2
КГ (Р): O3 О4,

где ЭГ – экспериментальная группа,

КГ – контрольная группа,

(Р) означает случайный выбор объектов (рандомизацию).

Исследователь может по-разному назначить объекты в экспериментальную и контрольную группы. Он может либо выбирать объекты полностью случайно, либо подобрать пары схожих объектов и случайно назначить один в экспериментальную, а другой – в контрольную группу.

Пример такого эксперимента – распространение рекламного буклета среди части сотрудников фирмы в сочетании с опросами всех сотрудников. Пусть влияние рекламы обозначено как e, а влияние посторонних факторов – как u. На основании случайного выбора объектов или их специального подбора постулируется одинаковое влияние этих факторов на экспериментальную и контрольную группы. Воздействие X влияло только на экспериментальную группу, поэтому предполагается, что

для ЭГ: O2 - O1 = e + u,
для КГ: O4 - O3 = u,

откуда искомое влияние рекламы находится как

(O2 - O1) - (O4 - O3) = e.

Следует пояснить значение разности (например, O2-O4). Формула справедлива, если речь идет об объемах продаж или процентах слышавших о товаре до и после рекламы. Однако данную формулу следует понимать и в более широком смысле, не как простую разность, а как разницу.

В этом проекте, который долгое время считался идеальным для эксперимента, не учитывался интерактивный эффект, обозначаемый как i. На самом деле

Реальные эксперименты - student2.ru для ЭГ: O2 - O1 = e + u + i,
для КГ: O4 - O3 = u,
(O2 - O1) - (O4 - O3) = e + i

Для определения величины интерактивного эффекта и устранения его из результатов исследования используется следующий проект.

«4 группы, 6 исследований»

Реальные эксперименты - student2.ru ЭГ1(Р): O1 X O2 ;O2 - O1 =e + u + i
КГ1(Р): O3 O4 ;O4 - O3 =u
ЭГ2(Р): X O5 ;O5 - 0,5(O1 + O3) =e + u
КГ2(Р): O6 ;O6 - 0,5(O1 + O3) =u
(O5 - 0,5(O1 + O3)) - O6 - 0,5(O1 + O3)) =e.

Обследование ЭГ1 (первая строка) позволяет определить совокупный эффект e+u+i. Из второй строки можно найти u. Для нахождения e+u, в принципе, достаточно применить формулу e+u=О53 или e+u=О51, так как интерактивный эффект (влияние априорных измерений на воздействие) не проявляется в разных группах. Однако для повышения точности лучше взять усредненное значение 0,5(О13), как это сделано в формуле третьей строки. Из этих же соображений усреднение используется при определении u в формуле четвертой строки. Окончательный результат получается как разность формул третьей и четвертой строк.

Из данных этого проекта можно также определить u и i.

В настоящее время этот проект считается идеальным. Но он же является и самым дорогостоящим. Кроме того, не всегда можно выделить четыре группы (часто объектов для этого недостаточно). Эти недостатки устраняются в третьем проекте.

Посттест с контрольной группой. Упростив предыдущую итоговую формулу для e, получим: e=O5‑O6, откуда следует упрощенный проект:

Реальные эксперименты - student2.ru ЭГ (Р): X O1
КГ (Р): O2
O2-O1=e.

Этот проект дешевле предыдущего, но:

q он очень чувствителен к смещению выборки и потерям. Априорное равенство групп принимается как данное только на основе рандомизации;

q он позволяет оценить только e, но не u и i.

Тем не менее, последний проект используется достаточно часто.

Наши рекомендации